Из чего состоит земная кора. 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Тип урока: урок формирования знаний с элементами практической работы.

Представление о результатах:

Личностные результаты: проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные  результаты:

Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст, давать определения понятиям, структуировать, выделять главное и второстепенное в тексте.
Коммуникативные УУД: работать в группе, устанавливать рабочие отношения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Регулятивные УУД: ставить цель учебной деятельности, планировать пути достижения цели.

Предметные результаты:  выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.

Цель урока: формирование  представлений об основных группах горных пород и их происхождении.

Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.

Оборудование: физическая карта мира, коллекции горных пород, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3


п/п

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1 Самоопределение к деятельности Уточнять и конкретизировать действия учащихся.

– Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку.

Контролируют свою готовность к уроку.
2 Актуализация знаний, мотивация Повторение изученного

– На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли, повторим.

1. У доски назвать часть Земли и из скольких частей она состоит.

2. Что  в себя включает литосфера?
– Из чего она состоит?



– Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?
– Какие явления в этих зонах происходят?

3. Строение вулкана. По-очереди выйти к доске, взять карточку и поместить на своё место, дать определение (очаг магмы, жерло, кратер, лава)

4. Назовите  продукты извержения вулкана

 

5. Какие бывают вулканы по жизнедеятельности? (Картинки, показ на карте)

Оцените  свою деятельность  на этапе  повторения.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

 

– ядро, мантия, земная кора

– Земная кора и верхняя часть мантии.
Она состоит из литосферных плит.
– Сейсмические зоны.
– Вулканизм, землетрясения

Работа у доски (на доске нарисована схема вулкана)
Ответы учащихся.

– Пепел, вулканические бомбы, лава, газы.

– Действующие, потухшие, уснувшие.

Работа у карты

В опорном конспекте графа – оценивание, закрасить цветом

3 Постановка учебной задачи Организация ситуации формулирования проблемы

Вот, такие явление происходят в земной коре. Как вы думаете, где чаще извергаются вулканы: на   материках или океанах? Одинаковая ли толщина земной коры?
– Из чего состоит земная  кора? вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?
– Какова тема нашего урока?
– Сформулируйте цель, задачи на урок.

Дети формулируют проблему.

В океанах, там кора тоньше
«Из чего состоит земная кора»
– формирование  представлений об основных группах горных пород и их    происхождении

4 Решение учебной задачи Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются горные породы и минералы?

1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкийтальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.
Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов.     Есть минералы, которые называются слюдой.  Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах
Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии.
Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости.
Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом
Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов (гранит – полевой  шпат, слюда, кварц)
– Все горные породы  и минералы отличаются. Чем? Почему?
ГП: магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы
образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.  
Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)
Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт,  без кристаллов – обсидиан).
Осадочные  горные породы.  Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов.
Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими (известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь)
Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические:
В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвали обломочными (щебень, галька, песок)                                                               А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими (гипс, каменная соль)
Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого "метаморфоз" – превращение).  Гранит – гнейс ,  известняк – мрамор

Запись темы, определений в опорном конспекте (Приложение 3)

Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
(тальк, алмаз, слюда)

 

 

Горные породы – природное соединение минералов

– Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском.
– Разное происхождение ГП и М.Заполнение схемы в опорном конспекте.

5 Первичное закрепление  – А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. У каждого горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода. 

1 группа – мрамор
2 группа – мел
3 группа – гранит

Оцените  свою деятельность в выполнении практической работы.

Практическая работа.
«Определитель горных пород» (Приложение 2 )
Учащимся предлагаются ГП, они определяют  их происхождение.
6 Итог занятия. Рефлексия деятельности – Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли поставленной цели?
– Из чего же состоит земная кора?
– По какому признаку мы объединили ГП в 3 группы?
Домашнее задание: параграф 8, ознакомиться с  «Школой географа-следопыта».
Оцените  свою работу на уроке.

Приём «Пять пальцев»

М – (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
Б – (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С – (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
У– (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
Б – (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
Возьмите ранее подготовленную «ладошку» из бумаги.
– На мизинце продолжите: Я узнал о...
– На безымянном продолжите: Я сделал…
– На среднем пальце продолжите:
Настроение у меня …
– На указательном – продолжите: Я помог …
– На большом пальце – продолжите:
Мое самочувствие …
Урок окончен.

– Да.

– Из горных пород и минералов.
– По происхождению.