Занятие по логоритмике "Приди, весна красная!"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе;
  • расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна".

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание эмоциональной отзывчивости, инициативности, самостоятельности.
Музыкально-ритмические:развитие слухового внимания, музыкального слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса, развитие и коррекция слухо-зрительно- двигательной координации.

Оборудование: плоскостные фигурки птиц (журавлей и соловушек по количеству детей), плоскостное изображение  солнышка, колокольчик, музыкальный центр, русские, белорусские, украинские народные костюмы.

Подготовительная работа: знакомство с русским, белорусским и украинским фольклором; изготовление украинского и белорусского народных костюмов, разучивание стихов, песен, игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку, выполняют движение хороводным шагом по кругу, змейкой вслед  за воспитателем, садятся на стульчики.

Воспитатель:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла …

Дети: Весна!

Дети читают стихи о весне.

1. Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.

2. Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.

Весна: Какие хорошие стихи вы прочитали о Весне. А сейчас мы с вами поздороваемся с весной, споем для нее песню.

Дети выстраиваются в круг, исполняют песню с элементами танца «Здравствуй, весна!» муз. Д. Кабалевского. После исполнения песни садятся на стульчики.

Воспитатель: Какое прекрасное время года – весна!
В природе бывает три весны:
– весна света – март,
– весна воды – апрель,
– весна зеленой травы – май.
Ребята, скажите, по каким признакам мы узнаем о приходе весны?

Дети:

– станет больше света;
– зазвенят веселые ручейки;
– тает снег;
– возвращаются с юга птицы;
– набухают почки и появляются первые клейкие листочки;
– в лесу просыпается медведь.

Воспитатель: А я знаю одного такого медведя. Он необычный медведь, он медведь  – привереда. Он вам тоже знаком, так давайте о нем всем расскажем.

1. Упражнение на координацию слов и движения, на развитие мышечного тонуса.

«Про медведя – привереду» сл. К. Некрасовой, муз. Н. Головыриной, описание движений  О. Громовой.

И. п.   Дети стоят лицом к ведущему.
Ходит по лесу медведь,
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть,
Чтобы мог медведь присесть?
То высок пенек,
То торчит сучок,
То мокрый мох,
То мох пересох! Ох!
То низкий пень,
То густая тень,
То узкий ров,
То гнездо муравьев.
То кричит сорока,
То колючки сбоку,
То кустарники, то речка
Нет хорошего местечка.

Это сказка о медведе,
О медведе-привереде.


Дети изображают, как ходит медведь.

Спрашивают, разводя руками.
Высматривают из-под руки подходящее место.

Показывают высокий пень на уровне груди.
Показывают сучок: правую руку сжимают в кулак, и под­нимают указательный палец.
Разводят руками, тяжело вздыхают.
Трут ладони одна о другую.
Показывают низкий пень, нагнувшись.

 Разводят руки в стороны и смотрят вверх.
Ладони – параллельно друг другу на небольшом расстоянии. Затем вытягивают руки вперед, показывают, как тянется длинный и узкий ров.
Поднимают ладони параллельно полу так, что бы большие пальцы соприкоснулись. Затем разводят руки вниз в стороны.
Прыгают в правую (левую) сторону.
Показывают колючки: руки сгибают в локтях, поворачивают ладони в левую сторону, пальцы рас­топыривают.
Отпрыгивают вправо.

Качают головой, обхватив ее руками.

 

Показывают, как ходит медведь.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  У меня в руках волшебный лучик солнца. Солнышко одинаково светит всем людям на планете и оно прислало вам в подарок этот лучик, чтобы вы услышали,  как закликают весну – красну на Украине, в Белоруссии и у нас на Руси.

Выходят девочки в национальных костюмах и исполняют народные  заклички о весне, о солнышке.

Воспитатель:  А сейчас мы с солнышком  поиграем.

2. Речевое упражнение на развитие общей и мелкой моторики (без музыкального сопровождения) «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
Дети ритмично скрещивают руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.
Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

Воспитатель:  Красоту и радость приносит нам Весна. С давних пор люди встречали её приход веселыми танцами, а красные девицы хороводы водили.

3. Песня-хоровод с танцевальными элементами «Веснянка» (украинская народная песня)

Дети образуют круг, в центре –  девочка в украинском костюме,  в руках у нее солнышко, а в руках у детей – птицы (журавли и соловушки). После исполнения хоровода дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Ребята, а какие еще птицы прилетают к нам весной? (Ответы детей.)
А к нам на праздник прилетел жаворонок и принес интересную игру. Она так и называется «Жаворонок».

Выходит ребенок – жаворонок и читает стих.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».

4. Музыкально-ритмические игры на развитие чувства ритма и темпа, координации речи с  движением, эмоциональной сферы «Жаворонок» (русская  народная  игра)

Дети встают в круг, в центре круга – «жаворонок» с колокольчиком в руке. Дети идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет весел целый год. («Жаворонок» кладет любому игроку сзади колокольчик).

Воспитатель:  Это была русская народная игра, а теперь мы поиграем в народную белорусскую игру.

«Надюша» (белорусская народная игра)

После проведения игр дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Вот как весело играли и нисколько не устали. Да!

– А я сейчас проверю как вы знаете пословицы и поговорки о весне. (Ответы детей. Можно подключить и родителей).

Воспитатель:  Любой праздник на Руси заканчивался веселой шуточной песенкой, и мы сейчас с вами споем веселую шуточную песню «Веселые мышки».

5. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах и предложениях; развитие координации речи с движением.

Песня «Веселые мышки» сл. Ю, Турляндского, муз. В. Приходько.

После исполнения  песни дети под музыку  выходят из зала.

Вывод: регулярные занятия логоритмикой:

  • способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения;
  • формируют положительный эмоциональный настрой;
  • развивают коммуникативные навыки;
  • формируют двигательные умения и навыки, правильную осанку, способствуют развитию ловкости, силы, координации движений;
  • способствуют развитию чувства ритма, темпа, фонематического слуха, эмоционального музыкального восприятия;
  • развивают дыхание, моторные функции, слуховое и зрительное внимание, память.

Литература:

  1. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет.
  2. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика.
  3. Громова О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.
  5. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день.