Вид проекта: образовательный, информационный, средней продолжительности.
Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ
Актуальность. С самого рождения
ребёнок является первооткрывателем,
исследователем того мира, который его окружает.
Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и
радость. Всем хорошо известно, что пятилетних
детей называют «почемучками». Самостоятельно
ребёнок не может найти ответ на все интересующие
его вопросы – ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам
диктует современная жизнь и которые заложены в
Законе РФ «Об образовании», национальной
доктрине образования в РФ и концепции
модернизации российского образования,
образовательное учреждение (независимо от того,
по каким программам строит образовательный
процесс) обязано:
– обеспечить индивидуализацию для каждого
ребенка;
– обеспечить условия для самоопределения и
самореализации личности;
– реализовать право ребенка на свободный выбор
деятельности, мнений и рассуждений;
– помнить, что ребенок – активный участник
педагогического процесса;
– привлекать детей к занятиям без
психологического принуждения, опираясь на их
интерес к содержанию и формам деятельности,
учитывая их социальный опыт;
– обеспечить эмоционально-личностное и
социально-нравственное развитие ребенка,
сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при
одном условии – кардинально изменить
организацию педагогического процесса в ДОУ,
путем выбора наиболее эффективных средств
обучения и воспитания, что требует широкого
внедрения в педагогический процесс
инновационных и альтернативных форм и способов
ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги дошкольных учреждений
стремятся найти новые, инновационные, наиболее
эффективные пути, средства решения поставленных
задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,
интересных, значимых методов, как для взрослых,
так и для детей дошкольного возраста является
проектная деятельность. Это обусловлено тем, что
проектирование во всех сферах человеческой
деятельности становится универсальным
инструментарием, позволяющим обеспечить ее
системность, целеориентированность и
результативность.
Проблема: низкий уровень проектной
культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ
работать по методу проектов.
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив
ДОУ определили задачи развития
педагогической деятельности, как основанные
на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития
позволяет удовлетворить его потребности в
инновациях, которая возникает при решении
какой-либо проблемы. Изменения в дошкольных
учреждениях потребовали от педагогов
определенных умений, в том числе и
проектировочных.
Диагностический опрос показал незнание педагогов проектной методики и отсутствие умения по ней работать.
Цель: Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ проектной деятельности.
Задачи:
- Проведение диагностического анализа уровня развития проектной деятельности в ДОУ.
- Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.
- Разработка системы обучения педагогических кадров (работа проектной группы).
- Проведение презентации проектов на МО.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный – сбор
необходимой информации, диагностирование
участников проекта, сбор теоретической
информации.
2 этап – основной –
определение проблемы, постановка цели и задач
проекта, разработка программы деятельности.
3 этап – завершающий –
накопление материала, презентация проектов,
самоанализ, стендовый доклад, итоговая
диагностика.
План мероприятий по повышению уровня проектной деятельности педагогов
№ п/п | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | Исполнители | |
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов |
||||
1. | Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах. | Создание нормативно-правовой базы | Заведующий, Старший воспитатель |
|
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов |
||||
2. | Разработка методических рекомендаций для педагогов | Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста | Старший воспитатель, проектная группа | |
Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности |
||||
3. | Консультация: «Метод проектов и
познавательное развитие дошкольников». Семинар-практикум «Обучение технологии проектирования» Мастер-класс «Разработка проектов образовательногопроцесса». |
Повышение уровня теоретических знаний педагогов. | Старший воспитатель | |
Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ– фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса» | Появление интереса к проектной деятельности | Старший воспитатель | ||
4. | Организация работы проектной группы | Разработка материалов по реализации проектов | Старший воспитатель, проектная группа |
|
5. | Составление перспективного плана детских проектов на новый учебный год | Создание творческих групп
педагогов. Накопление педагогами практических навыков проектирования |
Старший воспитатель, проектная группа, воспитатели |
|
6. | Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на новый учебный год | Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ | |
7. | Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на новый учебный год | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ | |
8. | Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ | |
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности |
||||
9. | Мониторинг проектной деятельности | Формирование исследователь-ских
и аналитических навыков у педагогов. Внесение корректив в планирование и организацию работы |
Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ | |
10. | Анализ результатов проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ | |
11. | Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях | Формирование исследовательских
и аналитических навыков у педагогов. Обобщение и распространение опыта |
Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ | |
12. | Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности | План работы по проектной деятельности на перспективу | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ |
Предполагаемые результаты
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:
- Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
- Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
- Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.