Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Девиз игры:

Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.

Цель: развитие кругозора обучающихся, интеллекта, логического мышления, интереса к предмету математика.

(Классная комната оформлена математическими газетами, портретами учёных, высказываниями учёных, творческими работами обучающихся).

Ведущий: Добрый день! Приветствую Вас на Интеллектуальной игре “Умники и умницы”.

Представляю Вам команды и болельщиков.

Ведущий:

Вот команда “Треугольник”:
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется “Квадрат” -
Им любой учёный рад.
Что сейчас увидим мы?:
“Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой?” ... Прямоугольник

Это команда наша три.

Ведущий:

Чтоб игра пошла, как надо,
Я жюри представить рада:
Тот, что справа, - Ломоносов –
Математик и философ.

(Слайд. Презентация)

Лобачевский слева здесь,
Гордость русская и честь!

(Слайд)

Третья – им как раз под стать.
Софьей Ковалевской звать!

(Слайд)

Итак, игру я открываю,
Всем успехов пожелаю
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всё в уме считать!

Ведущий: Болельщики от каждой команды участвуют в конкурсе “Художник”, задание которого заключается в следующем: нарисовать в координатной плоскости эмблему сегодняшней игры в течении одного тура:

А(0;9); В(- 4; 4);С(0;0);Д(- 8;0); Е(- 5;- 3); К(2;- 3); О(5;0); С(0;0); А(0;9) (парусник) (два человека 5 баллов).

Ведущий:

Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку – всем награда.

(Кто первый поднимет сигнальную карточку в команде, тот и отвечает, за этим следит жюри)

1. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1 - старушка)

2. Что легче: пуд ваты или пуд железа? (Одинаково)

3. Сколько конфет можно съесть натощак? (Одну)

4. К семи прибавить пять. Как правильно записать: “одиннадцать” или “адиннадцать”? (Двенадцать)

5. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)

6. Крестьянин продал на рынке трёх коз за 3 рубля. Спрашивается: “По чему каждая коза пошла?” (По земле)

7. Когда петух встал на весы одной ногой, стрелка весов остановилась на делении 2 кг. Сколько покажет стрелка, если петух встанет на весы двумя ногами? (2 кг)

8. В комнате 4 угла, в каждом углу сидит по кошке, против каждой кошки сидит по 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)

9. В семье два отца и два сына. Сколько это человек? (Трое: дед, отец, сын)

10. Сколько получиться десятков, если два десятка умножить на три десятка? (60 десятков: 20 Х 30 = 600)

11. Если провести биссектрису угла, то сколько будет углов? (Три)

12. Сколько углов в квадратной комнате? (Восемь)

13. Три спички выложили на стол так, что получилось четыре. Могло ли такое быть, если других предметов на столе не было? (IV)

14. Класс шёл парами. Один из учеников посмотрел вперёд и насчитал 9 пар, затем обернулся и насчитал 5 пар. Сколько всего учеников шло в колонне? (15 пар - 30 учеников)

15. Можно ли загнать 40 коров в 9 хлевов? (Количество коров в каждом хлеву должно быть одинаково) (Слайд)

с о р о к о р о в

16. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (Груша)

17. На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (Три)

18. У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок? (Три)

(Подведение итогов членами жюри, на доску вывешивается эмблема, приготовленная болельщиками)

Ведущий:

Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше здесь всё знает?
Мне ж придётся вам читать,
Ну, а вам всем отвечать.

(Один представитель от команды, отвечают по очереди, начинает та команда, которая заработала меньше всего баллов)

  1. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром? (Радиус)
  2. Два созвездия, по форме напоминающие ковш? (Большая и малая Медведицы)
  3. Цифровая оценка успехов? (Балл)
  4. Результат сложения? (Сумма)
  5. Сколько цифр вы знаете? (Девять)
  6. Аппарат для подводного плавания? (Акваланг)
  7. Прибор для измерения углов? (Транспортир)
  8. Сколько лет в одном веке?
  9. Что меньше: 2/5 или 0,5. (2/5 = 0,4)
  10. Когда произведение равно 0. (Когда хотя бы один из множителей равен 0)
  11. Что больше 2 м или 201 см. (201 см.)
  12. Равенство содержащее переменную истинность которого выполнима при любом значении переменной? (Тождество)

(Подведение итогов членами жюри двух первых конкурсов и эмблемы)

Ведущий:

Третий тур: пусть всякий знает
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачи прочитать
Вам же думать и считать!

(Принимает участие вся команда 10–15 минут, решение передают в жюри, болельщики сочиняют стихотворение о математике)

1. Используя все девять цифр и 0 (каждую из которых можно применить только один раз), запишите возможно меньшее число (1023456789) – 3 балла.

2. Напишите девять цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Не меняя порядка этих цифр, нужно расставить между ними знаки “ + ” или “ - ” (всего три знака) так, чтобы в результате получилось 100. (123 – 45 – 67 + 89 = 100) – 5 баллов.

3. Найдите число, 1/3 и ? которого составляют 21 (1/3х + 1/4х = 21, корень уравнения 36) - 5 баллов.

Ведущий:

Четвёртый тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи!

(Решите анаграмму: Переставьте в данном слове буквы так, чтобы получилось математическое слово) (Слайд)

А) ДВАКАТР (квадрат)

Б) ДЕТОСТЖВО (тождество)

В) ЕПСТЬНЕ (степень)

Г) РЬКОНЕ (корень)

(Слайд с решением задач 3 тура, с комментариями)

(Подведение итогов членами жюри двух следующих конкурсов (3 и 4 туров) и проверяют задания болельщиков – стихотворение.)

Ведущий:

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре смог отличиться?

Пока жюри подводит итоги всей, игры мы попробуем отгадать кроссворд (слово “математика” ключевое слово).

1. Число.

2. То, что надо знать наизусть.

3. Геометрическая фигура.

4. Арифметическое действие.

5. Единица измерения.

6. Равенство.

7. Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.

8. Математический инструмент.

9. Геометрическая фигура.

Подведение окончательных итогов.