На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.
В качестве приоритетных задач в изучении предмета истории выделяются следующие:
- знакомство учащихся с жизнью общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
- развивать творческое, самостоятельное мышление школьников, формировать компетенции, необходимые для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;
- воспитывать человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности;
- отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности.
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.
С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
В человеке его человеческие черты формируются с первого в своей жизни вдоха, т. к. он – существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, которые удовлетворяют его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией.
Процесс социализации длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа и т.д. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни.
Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма школьного обучения, руководящей роли школы, педагога. Как определять содержание школьного обучения в зависимости от запросов общества и растущих духовных потребностей человека, как учить, чтобы процесс обучения максимально способствовал раскрытию задатков и развитию способностей, – это те направления творческих поисков науки, благодаря которым совершенствуется педагогический процесс. В сфере теоретических и практических поисков открывается много неясного; жизнь требует исследований, которые помогли бы определить, что такое гармония человеческой образованности, к какой гармонии необходимо стремиться в процессе школьного обучения.
Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т.п.), осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.
Как известно, социализация личности – противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой – обособление (отчуждение) человека от общества. В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе, равновесие между адаптацией и обособлением (отчуждением), которое предполагает успешная социализация, нарушается. Кардинальные перемены в различных сферах жизни привели к изменению функций и удельного веса различных институтов социализации, исчезновению некоторых из них (не стало, например, всесоюзных детских и юношеских организаций) и появлению новых (например организаций бойскаутов). Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности.
Социализация рассматривается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей.
Проблема получения образования была всегда актуальной. От того, какое образование получит человек, зависит дальнейшая его жизнь. В современном обществе ярко демонстрируется противоречивость основных тенденций развития. С одной стороны, во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. Ситуация усугубляется резкой сменой ориентиров и направленности общественности развития, вызванной стремлением в одночасье модернизировать общество. Непонимание сути перемен, кардинальный слом привычной системы ценностей рождает у людей чувство страха и неуверенности, потери ощущения полноты и осмысленности жизни, стабильности и привычных социальных ориентиров, что приводит к серьезным личностным и социальным деформациям. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможностям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений.
В связи с этим особо актуализируется проблема образования и культуры, ибо социализированный человек – это продукт определенной культуры и в то же время ее творец. Снять острый конфликт между двумя обозначенными тенденциями, смягчить социальные последствия проводимых реформ, гармонизировать жизнь современного человека, гуманизировать все стороны его жизни и тем самым обеспечить стабильное развитие общества призвана система образования.
Школа активно влияет на мотивацию достижений успеха – одного из факторов самоизменений. Она привносит определенные характеристики в предлагаемую школьникам деятельность. К достижениям побуждает деятельность, соответствующая уровню притязаний школьника. Очевидно, что:
- задачи, которые ставит перед ребенком необходимость выполнения деятельности, должны быть посильными и не требовать от него приложения сверхусилий. В этом случае от решения этих задач не откажутся как хорошо мотивированные, так и слабо мотивированные и ориентированные на избегание неудачи дети;
- деятельность должна предоставлять школьнику возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню его притязаний;
- в школьной жизнедеятельности должны присутствовать задачи разной степени сложности, дающие возможность пережить успех как можно большему числу учащихся.
Необходимым условием становится адекватная оценка личностных проявлений и достижений школьников.
- включать школьников в оценочную деятельность, учитывать самооценку;
- одинаково оценивать всех учащихся, показавших равные результаты;
- непременно подчеркнуть те стороны деятельности, которые особенно значимы для самого ученика;
- стараться выявить не только недостатки, но и успехи;
- проявлять доброжелательность и сдержанность, уходить от эмоционального напряжения, обиды, раздражения;
- обсуждать с учениками (группами) причины ошибок и пути: исправления;
- добиваться того, чтобы школьник действительно, а не формально принял оценку и понял, как ее улучшить.
Социальное становление является результатом социальной деятельности, то есть такой деятельности, результаты которой направлены на улучшение общественной жизни в той среде, в которой находится ребенок.
Для осуществления такой деятельности ребенок должен обладать соответствующими возрасту общеобразовательными знаниями, сведениями о проблемах своей страны, непосредственного окружения и иметь первоначальное представление о своем месте в общественной жизни.
Однако для ребенка важно не только видеть, что надо сделать, но и уметь применить имеющиеся у него знания, умения и навыки человеческого общения в конкретных делах. Кроме того, в процессе своей социальной жизни школьнику приходится уметь вступать в контакт с окружающими его детьми таким образом, чтобы не нарушать имеющееся или способствовать становлению и, возможно, восстановлению нарушенного психологического равновесия в детской среде.
И, наконец, для закрепления навыков, полученных в результате организованной таким образом общественно значимой деятельности детей, для дальнейшего обогащения их социального опыта необходимо как можно шире вовлекать ребенка в многоплановые социальные контакты на основе доминирующего у него интереса к определенным видам деятельности, естественно, не вступая в противоречие с желанием самого ребенка принимать участие в социальных контактах.
Вопрос социального становления детей становится все более актуальной проблемой, как для самой личности, так и для государства и общества.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современной молодёжи и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.
История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др.
История выполняет несколько социально значимых функций.
Первая — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
В научном языке часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. Содержанием истории, как специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс.
Следует заметить, что человеческое общежитие — такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание — такая же необходимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы.
Исторический процесс проявляется в человеческой жизни, известия о которой сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Таким образом, познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути нашей страны, исторического пути народа и в объективно-истинном, – с позиций историзма, – отражении всех явлений и процессов, составляющих историю Российского государства. Стремясь к объективному познанию истории страны, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий в их целостности, в причинной связи и результатах.
Анализ ошибок вчерашнего дня даст возможность избежать ошибок сегодня и завтра.
При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки.
Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.0. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: "Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями" .
Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.
Сегодня сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином.
Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.
Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют всяческие сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать разные идеологические настроения и гипотезы на веру.
Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а следовательно и обеспечить научность познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.
Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.
Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании. Чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.
В качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.
Отыскать достоверную информацию и получить новое историческое знание позволяют методы изучения истории. Как известно, любой процесс познания, в том числе и познания истории, состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания.
Исторический метод — это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание.
К числу основных исторических методов научного исследования чаще относят четыре метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.
Кроме того, в истории вполне применимы и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.
Наиболее распространенным в исторических исследованиях, является историко-генетический метод. Он наиболее универсален, гибок и доступен историку. Его суть сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее – к общему и всеобщему. Этот исторический метод служит анализу развития того или иного явления. Достоинством и одновременно недостатком этого метода является то, что при его использовании четче, чем в иных случаях, проявляются индивидуальные особенности исследователя. Одной из слабых его сторон можно считать то, что излишнее стремление историка к детализации разных аспектов, изучаемой проблемы может привести к несправедливому преувеличению малозначительных элементов и сглаживанию наиболее важных. Такая диспропорция приведет к ошибочному представлению о сущности изучаемого процесса, события или явления.
Историко-сравнительный метод так же, как историко-генетический, один из наиболее распространенных. Объективной основой для его использования служит то, что общественно-историческое развитие – это повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие события, происходившие в разное время и разных масштабах, во многом сходны, во многом отличны друг от друга. Поэтому, сравнивая их, появляется возможность объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений. В этом и состоит основное познавательное значение историко-сравнительного метода. Он позволяет вскрыть сущность изучаемых событий по их сходству и различию, проводить сравнение во времени и пространстве. К недостаткам этого метода следует отнести его ограниченность и трудности применения. Его сложно применять при изучении динамики общественных процессов, формальное использование метода может привести к ошибочным выводам.
Право на существование в качестве самостоятельного метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий. Например, изучая историю Второй мировой войны, историк может поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиций. В этом случае противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Тогда стороны каждой из групп будут отличаться лишь по одному признаку – отношению к союзникам или врагам Германии. По иным признакам они могут значительно различаться. В частности, в антигитлеровской коалиции будут социалистические страны и капиталистические (к концу войны более 50 государств). Но это – простая классификация, не дающая достаточно полного представления о вкладе этих стран в общую победу, а скорее, наоборот, способная выработать ошибочное знание о роли этих государств в войне. Если же будет стоять задача выявления роли каждого государства по осуществлению успешных операций, уничтожению живой силы и техники противника, освобождению захваченных территорий и так далее, то соответствующие этим показателям государства антигитлеровской коалиции будут типической группировкой, а сама процедура изучения – типологизацией.
В нынешних условиях, когда историческим исследованиям все чаще свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, то есть метод, при использовании которого изучается единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, рассмотрение истории России не как какого-то самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими государствами в виде одного из элементов развития истории всей цивилизации.
Важно учитывать, что эти и другие существующие методы применяются в сочетании друг с другом, дополняя один другой. Использование в процессе исторического познания какого-то одного метода лишь удаляет исследователя от объективности.
Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.
Основными научными принципами являются следующие:
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент б практической деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Знание основных документов в сфере образования позволяет правильно определять задачи исторического образования учащихся.
Для достижения целей исторического образования в современных условиях необходимо использовать элементы следующих технологий:
1. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и др.). Педагогика сотрудничества определяет авзгляд на личность: ребенок – полноценная личность и является субъектом в педагогическом процессе. Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы. Применение этой технологии дает возможность видеть в каждом ученике уникальную личность, создавать ситуацию успеха, помогать реализовывать себя в положительной деятельности, осуществлять ученье без принуждения, учитывать особенности личности в учебно-воспитательном процессе.
2. Игровые технологии (Б. П. Никитин). Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество, терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Дидактические задачи: расширение кругозора, применение ЗУН в практической деятельности, развитие познавательной деятельности, трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание сотрудничества, самостоятельности, общительности, коммуникативности, нравственности.
Развивающие задачи: развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей, рефлексии, мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.
3. Технологии уровневой дифференциации (В. В. Фирсов). Использование элементов данной технологии дает возможность помогать слабому, уделять внимание сильному ученику, более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
4. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт). Индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными в организации учебного процесса. Это способствует сохранению и дальнейшему развитию индивидуальности ребенка, его способностей. Использование средств индивидуализации помогает мне в выполнении учебных программ каждым учащимся, предупреждает неуспеваемость учащихся. Идет развитие познавательных интересов и улучшение учебной мотивации. Формируются личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество.
5. Личностно ориентированное обучение (И. С. Якиманская). Применение элементов данной технологии развивает индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Цель – помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Личностно ориентированные уроки – это создание учителем творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Очень важна на уроке форма обсуждения детских «версий». И задача – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствует теме урока, целям и задачам предмета.
6. Современные информационные технологии позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся, организации познавательной деятельности школьников. Информационные (компьютерные) технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не использованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютера.
Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.
Использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения. Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса.
Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала.
При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.
Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае – координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.
7. Здоровьесберегающие технологии. На учителя возложены обязательства по охране здоровья детей, воспитания у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. На уроках должна учитываться степень подготовленности класса, наличие учебного времени, создаваться положительная мотивация для активной творческой работы, потому что организация управления дискуссионной и исследовательской деятельностью очень сложный процесс.
Для реализации развивающего потенциала исторического и обществоведческого курсов должны выбираться такие формы организации учебных занятий, которые определяют исследовательский и дискуссионный характер учебной деятельности, степень вовлеченности каждого в учебный процесс, возможность общения учащихся с учителем и друг с другом, развитие творческих способностей.
Одной из форм групповых занятий, является семинар – исследование. По методике семинар представляет дискуссию по обсуждаемой проблеме. Особое внимание должно уделяться подготовке семинару, знакомству с вопросами, выделение наиболее существенного в том поиске, который должны осуществить ученики в ходе подготовки ответа.
Очень часто на уроках истории сочетаются дискуссионные формы и работа с источниками. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, героев Отечественной войны 1812 года. Здесь огромную роль играет яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков создают также иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. На уроках разрабатываются групповые проекты с опорой на учебник и дополнительную литературу.
На уроке «Движение декабристов» красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Учащиеся могут получить опережающее задание. Урок строится по традиционной схеме, а на определенном этапе учащиеся, подготовленные по группам, высказывают различные точки зрения по последнему вопросу. Ребята могут выступить с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др. Используются отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины», «Послание в Сибирь» Пушкина.
Организуя урок – практикум большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся по приобретению, развитию, осознанному применению таких умений как анализ источников, работа с учебником, подготовка тезисов, конспектов и т.д.
Таким образом, решая учебно-воспитательные задачи, можно строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
– дифференцированный подход к каждому ребенку;
– рациональное сочетание разных видов
деятельности;
– деятельностный подход;
– развивающий характер обучения.
Все образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.
В старших классах в целях усиления практикоориентированной составляющей образовательного процесса выбираются наиболее соответствующие ей формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
– работу с источниками;
– решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные социальные ситуации;
– анализ современных общественных явлений и
событий;
– написание творческих работ – эссе;
– создание школьных проектов.
В основе работы учителя истории лежат ведущие принципы педагогики сотрудничества: индивидуализация и дифференциация, позволяющие создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.
Система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой.
Наиболее адекватными методами оценивания компетенций учащихся – традиционный устный и письменный опрос, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, а также методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.
Чтобы достичь реальных результатов необходимо:
1. Учитывать возрастные и психологические
особенности учащихся, осуществление
личностного подхода в учебном процессе.
2. Уважительное, доброжелательное
отношение к ученику, ведь каждый ученик – это
личность.
3. Обеспечение стойкой мотивации,
заинтересованности к изучаемому материалу.
4. Создание ситуации взаимопомощи,
признание за учеником права на ошибку.
5. Взаимосвязь урочной и внеурочной
деятельности по предмету.
Главное на уроках истории – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Литература:
- Гаврилин, А.В. Школа социализации /А.В. Гаврилин // народное образование.– 2010. – № 1. – с. 242-244
- Герасимова Т.Н. Воспитание успешной личности – ж-л «Вестник Герценовского университета, 2010, № 12
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий:Пособие для преподавателей. – СПб. КАРО, 2002 – 368 с.
- Мудрик, А.В. Что такое социализация? /А.В. Мудрик //Классный руководитель.– 2009.– №8. – с. 29-34
- www.superinf.ru