Согласный звук [ж], буквы Жж

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Предметные:
    • познакомить учащихся с новым  звуком  [ж], буквами Жж;
    • формировать умение бегло, осознано и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты;
    • усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;
    • формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач
  • Личностные УУД:
    • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
    • повышать уровень ИКТ компетенции учащихся;
    • продолжить работу с учащимися по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД
      • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
      • уметь исправлять  результаты своих действий;
    • Коммуникативные УУД
      • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
      • учиться работать в группе;
      • умение принимать решение, брать ответственность за свои действия;
    • Познавательные УУД
      • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
      • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  и во внеурочное время;

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, «Лента букв», Макбуки, конверты,  карточки с буквами, словами,   картинки с изображением  насекомых, животных, схемы для звуко-буквенного анализа слов, плакат «Правила сотрудничества»,  учебник «Азбука» страница 25.

ХОД УРОКА

Анализ урока

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

I. Организационный момент. – В мире много интересного, нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Приветствие учителя, самоорганизация
II. Обобщение знаний о пройденных буквах Ш и ш. Запись шипения змеи.
– А кто у нас в классе шипит и мешает нам продолжать открывать неизвестное?
– Это не мы.
– А кто издает такие звуки? Давайте послушаем. – Это знакомый нам уж, который на прошлом уроке помог разобраться с новым звуком [ш].
Рисунки  змей на доске.
– Найдите нашего ужа. Почему вы решили, что это наш уж?
– У него на голове два желтых пятнышка.
– Что интересного рассказал нам уж на прошлом уроке? – Он познакомил нас с новым звуком и буквой Ш.
– Научил читать слова с этой буквой.
– Рассказал о себе и своих друзьях.
– Познакомил с новыми для нас словами.
– Познакомил с новым правилом: ШИ – пиши с буквой И.
– Помог выучить стихотворение.
И т.д.
– Найдите на «ленте букв» букву Ш.
– Что вы можете рассказать про звук этой буквы, а ужик послушает.
– Посмотрите уж доволен.

– Звук согласный, глухой, парный, всегда твердый.
«Азбука» стр. 23  Выборочное чтение.
– Откройте «Азбуку» и из сказки, которую мы читали на прошлом уроке, выберите слова с буквой Ш.
Выборочное чтение.
– Какой «секрет» вы встретили? – ШИ пиши с буквой И.
– Молодцы. Но наш уж все равно шипит. Я догадалась, он хочет нас попросить напечатать слово УЖ.
– Произнесите это слово. Какие я должна взять буквы?
На доске собирают слово, спор по поводу второй буквы.
Звук шипения змеи.
– Что же нам делать? Может УЖ нам поможет? Послушайте, как он шипит. Он согласен нам помочь. Ведь он – наш друг, а друзья всегда помогают в трудных ситуациях. Послушайте УЖА. Он предлагает взять из нашей корзины карточку.
– На карточке написано слово: УЖА. Прочитайте слово.
 
– Какой звук слышим в середине этого слова? – [ж]
– Как мы теперь напишем слово УЖ? – С буквой Ж на конце.
– Что УЖ нам предложил сделать, чтобы правильно написать это слово. – Поставить после непонятного нам звука гласный звук [а].
– Теперь мы можем правильно написать слово УЖ. – Но у нас нет в кассе буквы Ж.
III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы – А кто может сам напечатать на доске эту букву? На кого она похожа? – Она похожа на жука. Ученик печатает букву.
– Расскажите, что вы знаете еще про букву Ж и звук [ж]? Догадки учащихся.
– Да, без помощника нам не раскрыть все «секреты» этого звука.
– Но нам предлагает свою помощь наш УЖ. Он нас хочет познакомить со своим другом, который знает все про звук  [ж]. Угадайте, кто это?
– Это жук.
Картинка.
– Как жужжит жук?
Проговаривают ж-ж-ж.
– Кто еще издает такие звуки? – Пчела, муха, шмель, оса,…
– Шмель, жук, оса,…– это… – Насекомые.
– Почему? Главное отличие насекомых от других животных?
На доске картинки-карточки по окружающему миру.
– Они имеют 6 лапок.
IV. Формулирование темы и задач урока – Вы готовы вместе с жуком узнать все «секреты» звука [ж]? – Да.
– Сформулируйте тему нашего урока. – Звук [ж], буквы Жж.
– Каковы  задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? – Узнать всё про новый звук, новую букву.
– Научиться читать слоги и слова с буквой ж.
– Чем новый звук отличается от других звуков?
И т.д.
На доску прикрепляются слова:

УЗНАТЬ
НАУЧИТЬСЯ

– Эта буква с «секретом». Поэтому я добавлю еще слова-карточки:

УДИВИТЬСЯ
ЗАПОМНИТЬ

 
V. Актуализация имеющихся знаний – Может быть, кто-то из вас уже догадался какой «секрет» скрывает эта буква?
– Чем звук этой буквы отличается от других звуков?
– Тогда давайте решать эту проблему вместе, используя «Ленту букв», а жук нам будет помогать.

– Почему вы так утверждаете?  Давайте проверим, всегда ли звук   [ж] произносится твердо.

Выдвигаются версии.
– Звук согласный. При произношении встречает преграду, он не поется, жужжит.
– Звук  глухой. Доказывают.
– Звук парный. Имеет пару – твердый звук [ш]. Эти звуки можно перепутать на конце слова. Чтобы четко услышать звук на конце слова, надо после него поставить гласный звук.
– Звук шипящий.
– Звук твердый.
VI. Поиск решения проблемы  – открытие нового знания Класс разделен на 4 группы. У каждой группы конверт. В нем карточки с буквами  Ж (много карточек), А, Я, О, У, И, Е, Э.

– Работаем по группам. Для этого вспоминаем «Правила сотрудничества»

Правила сотрудничества (Приложение 1)
1 задание. Составь слоги.

Послушайте, как произносится звук в разных слогах: твердо или мягко?
– Выберите ответственного в группе. Это тот, кто будет представлять результат вашей работы.

Составляют слоги, сравнивают ЖА и ЖЯ, ЖО и ЖЕ, ЖИ,  обсуждают произношение звука [ж], читают слоги.
– Что вы можете сказать, про произношение звука [ж] в разных слогах.
– Может быть,  в других словах этот звук произносится мягко?
Вывод: Звук [ж] – всегда твёрдый
– Послушайте  стихотворение про нашего жука и постарайтесь запомнить все слова со звуком  [ж].
Учитель читает.

Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!

Слушают стихотворение
– Назовите слова.

Работа в группах.

– Составьте схемы слов:

1 группа: жук;
2 группа: жалко;
3 группа: жить;
4 группа: железная.

Называют слова
– Выделите в словах звук  [ж]. Как звук произносится? – Звук [ж] произносится твердо.
– Какой вывод сделаем? Вывод: звук  [ж] всегда твердый.
Физкультминутка Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,  другой – вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
 
VII.Знакомство с печатной буквой «Жж». – Буква Ж похожа на нашего жука. Напечатайте в тетради буквы Жж.
Приложение 2. Слайд  1 с печатной буквой Жж
 
– Какой нужно взять по цвету карандаш. Почему? – Синий, обозначает всегда твердый звук.
Печатают синим карандашом.
– Зачем нам два значка? – Для написания имен собственных, начала предложения нам нужна заглавная буква, а для написания в простых словах – маленькая.
VIII. Применение нового знания на практике. – Хором прочитайте сочетания букв. Слайд 2. ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ
– А теперь прочитайте эти слоги справа налево. АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ
– Назовите слоги, где звуков больше, чем букв? – ЕЖ
– Почему? Объясни. – Буква Е в начале слова и после гласной произносится как два звука.
– Почему я не записала сочетание букв Ж и Ы. – Буква ы не пишется с твердым звуком [ш] – правило. Значит, не пишется и со звуком [ж].
Слайд 3.
– Теперь наше правило будет звучать:
– ШИ и ЖИ пиши с буквой И.
Работа в группах.

– Возьмите конверт №2.

Задание по группам.

 
1 группа выбирает карточки со словами-предметами, которые начинаются со звука ж. Жмурки, Женя, жужелица, жимолость, жемчуг
2 группа ищет карточки со словами- предметами, где звук [ж] мы слышим в середине слова. Снежинка, пожар, дружба, жужелица, тяжело
3 группа находит карточки со словами, где буква Ж пишется в конце слова. Морж, стриж, чиж, уж, ёж
4 группа подбирает карточки со  словами, обозначающими действие предмета. Лежать, жужжит, дружить, жить, сложить
– Выберите ответственного, который будет представлять результаты вашей работы. Прикрепляют по группам на магнитной доске результаты своей работы.
Проверка всеми учащимися.

– Все согласны? Почему слово жужелица используется два раза?
– Какая группа допустила ошибку?

Проверка. Доказывают правильность выбора слов.
– Какие известные правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова. Прочитай эти слова и докажи. Называют слово и правило.
– Заглавная буква в именах собственных (мальчика и девочки), ь- показатель мягкости, ЖИ пиши с буквой И.
– Прочитайте слова 3 группы. Что интересного услышали? – Слышим на конце звук [ш], а пишем букву ж.
– А что нужно сделать,  чтобы мы ясно услышали звук на конце? – Поставить после него гласный звук. Доказывают.
– Допишите букву И. Прочитайте. Какое правило получилось? – ЖИ.
– Прочитайте слова, где букв больше, чем звуков. Почему? – 4 группа, кроме слова жужжит.
Мягкий знак не имеет звука.
– А слово жужжит? Предположения детей.
Называют.
– Дружба, дружить.
– Найдите однокоренные слова.
– Докажи.
Называют.
– Есть ли среди слов  слова, значение которых вы не знаете? – Есть. Называют.
Работа в группах.
Каждая группа находит в поисковике в Интернете значение слова, которое я назову. Прочитайте, рассмотрите иллюстрации к этому слову. Ответственные в группах расскажут всем значение вашего слова.

– Находим следующие слова:

1 группа: жужелица;
2 группа: жемчуг;
3 группа: жимолость;
4 группа: стриж.

Рассказы ответственных о найденном значении слова группы.
Физкультминутка.
Зарядка для глаз.
Посмотрите на точку на стене, затем на ветку дерева за окном.
Глаза наверх, направо, вниз, налево.
Нарисуйте глазами круг.
 
IX. Работа по «Азбуке» Учебник «Азбука»  страница 25.
– Кого вы видите в красной рамке?
– Мальчика.
– Почему он бежит с завязанными глазами? – Он играет в игру.
– Как называется игра, где один игрок ловит других игроков с закрытыми глазами? – Жмурки.
– От какого слова могло образоваться название игры «жмурки»? – Жмуриться.
– Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»? – Щуриться, прикрывать глаза.
– В каких случаях мы с вами жмуримся, щуримся?
Слайд 4.
– Когда яркое солнце.
– Посмотрите, как весело играют ребята.
– А теперь прочитайте текст и озаглавьте его.
Читают. Придумывают название текста.
– Ответьте на вопросы, используя текст.
– В какую игру играли дети?
– Кому завязали глаза?
– Куда разбежались дети и почему?
– Как вы думаете, почему Женя не  может догнать детей?
– О чем его предупредили друзья?
– Можно ли сказать, что они поступили благородно?
Читают.
Выполнение задания к тексту.
Работа в группах.
– Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что? Что сделали?
Называют слова.
– Кто может пересказать рассказ близко к тексту? Один в группе пересказывает, остальные слушают и оценивают его ответ.
– А как ребята выбирают водящего? Предположения.
– А можно использовать считалочку.
Слайд 5.
Если чиж летит к стрижу,
Ты отходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.
Читают.
– А кто запомнил считалочку?

Работа в группе.

Читают, один говорит наизусть, другие помогают и оценивают.
X. Рефлексия учебной деятельности Самооценка – Вспомните, какой была тема урока? – Новый звук [ж] , буквы Жж.
– Кто нам помогал открывать «секреты» этой буквы? – Жук.
– На уроке мы хотели:

УЗНАТЬ
УДИВИТЬСЯ
ЗАПОМНИТЬ
НАУЧИТЬСЯ

– Расскажите нам и нашему помощнику жуку:

Я  УЗНАЛ
УДИВИЛСЯ
ЗАПОМНИЛ
НАУЧИЛСЯ

Рассказывают.
– Оцените свою работу? У кого были затруднения? Какие? Рассказывают о своих затруднениях
– Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
– Нарисуйте эту оценку в своих  тетрадях
Показывают сигналы: