Цели урока:
- Предметные:
- познакомить учащихся с новым звуком [ж], буквами Жж;
- формировать умение бегло, осознано и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты;
- усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;
- формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач
- Личностные УУД:
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
- повышать уровень ИКТ компетенции учащихся;
- продолжить работу с учащимися по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
- уметь исправлять результаты своих действий;
- Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- учиться работать в группе;
- умение принимать решение, брать ответственность за свои действия;
- Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочное время;
- Регулятивные УУД
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация, «Лента букв», Макбуки, конверты, карточки с буквами, словами, картинки с изображением насекомых, животных, схемы для звуко-буквенного анализа слов, плакат «Правила сотрудничества», учебник «Азбука» страница 25.
ХОД УРОКА
Анализ урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент. | – В мире много интересного, нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! | Приветствие учителя, самоорганизация |
II. Обобщение знаний о пройденных буквах Ш и ш. | Запись шипения змеи. – А кто у нас в классе шипит и мешает нам продолжать открывать неизвестное? |
– Это не мы. |
– А кто издает такие звуки? Давайте послушаем. | – Это знакомый нам уж, который на прошлом уроке помог разобраться с новым звуком [ш]. | |
Рисунки змей на доске. – Найдите нашего ужа. Почему вы решили, что это наш уж? |
– У него на голове два желтых пятнышка. | |
– Что интересного рассказал нам уж на прошлом уроке? | – Он познакомил нас с новым звуком и
буквой Ш. – Научил читать слова с этой буквой. – Рассказал о себе и своих друзьях. – Познакомил с новыми для нас словами. – Познакомил с новым правилом: ШИ – пиши с буквой И. – Помог выучить стихотворение. И т.д. |
|
– Найдите на «ленте букв» букву Ш. – Что вы можете рассказать про звук этой буквы, а ужик послушает. – Посмотрите уж доволен. |
– Звук согласный, глухой, парный, всегда твердый. |
|
«Азбука» стр. 23 Выборочное чтение. – Откройте «Азбуку» и из сказки, которую мы читали на прошлом уроке, выберите слова с буквой Ш. |
Выборочное чтение. | |
– Какой «секрет» вы встретили? | – ШИ пиши с буквой И. | |
– Молодцы. Но наш уж все равно шипит. Я
догадалась, он хочет нас попросить напечатать
слово УЖ. – Произнесите это слово. Какие я должна взять буквы? |
На доске собирают слово, спор по поводу второй буквы. | |
Звук шипения змеи. – Что же нам делать? Может УЖ нам поможет? Послушайте, как он шипит. Он согласен нам помочь. Ведь он – наш друг, а друзья всегда помогают в трудных ситуациях. Послушайте УЖА. Он предлагает взять из нашей корзины карточку. – На карточке написано слово: УЖА. Прочитайте слово. |
||
– Какой звук слышим в середине этого слова? | – [ж] | |
– Как мы теперь напишем слово УЖ? | – С буквой Ж на конце. | |
– Что УЖ нам предложил сделать, чтобы правильно написать это слово. | – Поставить после непонятного нам звука гласный звук [а]. | |
– Теперь мы можем правильно написать слово УЖ. | – Но у нас нет в кассе буквы Ж. | |
III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы | – А кто может сам напечатать на доске эту букву? На кого она похожа? | – Она похожа на жука. Ученик печатает букву. |
– Расскажите, что вы знаете еще про букву Ж и звук [ж]? | Догадки учащихся. | |
– Да, без помощника нам не раскрыть все
«секреты» этого звука. – Но нам предлагает свою помощь наш УЖ. Он нас хочет познакомить со своим другом, который знает все про звук [ж]. Угадайте, кто это? |
– Это жук. | |
Картинка. – Как жужжит жук? |
Проговаривают ж-ж-ж. | |
– Кто еще издает такие звуки? | – Пчела, муха, шмель, оса,… | |
– Шмель, жук, оса,…– это… | – Насекомые. | |
– Почему? Главное отличие насекомых от
других животных? На доске картинки-карточки по окружающему миру. |
– Они имеют 6 лапок. | |
IV. Формулирование темы и задач урока | – Вы готовы вместе с жуком узнать все «секреты» звука [ж]? | – Да. |
– Сформулируйте тему нашего урока. | – Звук [ж], буквы Жж. | |
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? | – Узнать всё про новый звук,
новую букву. – Научиться читать слоги и слова с буквой ж. – Чем новый звук отличается от других звуков? И т.д. |
|
На доску прикрепляются слова: УЗНАТЬ – Эта буква с «секретом». Поэтому я добавлю еще слова-карточки: УДИВИТЬСЯ |
||
V. Актуализация имеющихся знаний | – Может быть, кто-то из вас уже
догадался какой «секрет» скрывает эта буква? – Чем звук этой буквы отличается от других звуков? – Тогда давайте решать эту проблему вместе, используя «Ленту букв», а жук нам будет помогать. – Почему вы так утверждаете? Давайте проверим, всегда ли звук [ж] произносится твердо. |
Выдвигаются версии. – Звук согласный. При произношении встречает преграду, он не поется, жужжит. – Звук глухой. Доказывают. – Звук парный. Имеет пару – твердый звук [ш]. Эти звуки можно перепутать на конце слова. Чтобы четко услышать звук на конце слова, надо после него поставить гласный звук. – Звук шипящий. – Звук твердый. |
VI. Поиск решения проблемы – открытие нового знания | Класс разделен на 4 группы. У каждой
группы конверт. В нем карточки с буквами Ж
(много карточек), А, Я, О, У, И, Е, Э. – Работаем по группам. Для этого вспоминаем «Правила сотрудничества» |
Правила сотрудничества (Приложение 1) |
1 задание. Составь слоги. Послушайте,
как произносится звук в разных слогах: твердо или
мягко? |
Составляют слоги, сравнивают ЖА и ЖЯ, ЖО и ЖЕ, ЖИ, обсуждают произношение звука [ж], читают слоги. | |
– Что вы можете сказать, про
произношение звука [ж] в разных слогах. – Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? |
Вывод: Звук [ж] – всегда твёрдый | |
– Послушайте стихотворение про
нашего жука и постарайтесь запомнить все слова
со звуком [ж]. Учитель читает.
|
Слушают стихотворение | |
– Назовите слова. Работа в группах. – Составьте схемы слов: 1 группа: жук; |
Называют слова | |
– Выделите в словах звук [ж]. Как звук произносится? | – Звук [ж] произносится твердо. | |
– Какой вывод сделаем? | Вывод: звук [ж] всегда твердый. | |
Физкультминутка | Мы пройдёмся по дорожке Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая – Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой – вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) |
VII.Знакомство с печатной буквой «Жж». | – Буква Ж похожа на нашего жука.
Напечатайте в тетради буквы Жж. Приложение 2. Слайд 1 с печатной буквой Жж |
|
– Какой нужно взять по цвету карандаш. Почему? | – Синий, обозначает всегда твердый
звук. Печатают синим карандашом. |
|
– Зачем нам два значка? | – Для написания имен собственных, начала предложения нам нужна заглавная буква, а для написания в простых словах – маленькая. | |
VIII. Применение нового знания на практике. | – Хором прочитайте сочетания букв. Слайд 2. | ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ |
– А теперь прочитайте эти слоги справа налево. | АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ | |
– Назовите слоги, где звуков больше, чем букв? | – ЕЖ | |
– Почему? Объясни. | – Буква Е в начале слова и после гласной произносится как два звука. | |
– Почему я не записала сочетание букв Ж и Ы. | – Буква ы не пишется с твердым звуком [ш] – правило. Значит, не пишется и со звуком [ж]. | |
Слайд 3. – Теперь наше правило будет звучать: |
– ШИ и ЖИ пиши с буквой И. | |
Работа в группах. – Возьмите конверт №2. Задание по группам. |
||
1 группа выбирает карточки со словами-предметами, которые начинаются со звука ж. | Жмурки, Женя, жужелица, жимолость, жемчуг | |
2 группа ищет карточки со словами- предметами, где звук [ж] мы слышим в середине слова. | Снежинка, пожар, дружба, жужелица, тяжело | |
3 группа находит карточки со словами, где буква Ж пишется в конце слова. | Морж, стриж, чиж, уж, ёж | |
4 группа подбирает карточки со словами, обозначающими действие предмета. | Лежать, жужжит, дружить, жить, сложить | |
– Выберите ответственного, который будет представлять результаты вашей работы. | Прикрепляют по группам на магнитной доске результаты своей работы. | |
Проверка всеми учащимися. – Все
согласны? Почему слово жужелица используется два
раза? |
Проверка. Доказывают правильность выбора слов. | |
– Какие известные правила надо знать, чтобы без ошибок написать эти слова. Прочитай эти слова и докажи. | Называют слово и правило. – Заглавная буква в именах собственных (мальчика и девочки), ь- показатель мягкости, ЖИ пиши с буквой И. |
|
– Прочитайте слова 3 группы. Что интересного услышали? | – Слышим на конце звук [ш], а пишем букву ж. | |
– А что нужно сделать, чтобы мы ясно услышали звук на конце? | – Поставить после него гласный звук. Доказывают. | |
– Допишите букву И. Прочитайте. Какое правило получилось? | – ЖИ. | |
– Прочитайте слова, где букв больше, чем звуков. Почему? | – 4 группа, кроме слова жужжит. Мягкий знак не имеет звука. |
|
– А слово жужжит? | Предположения детей. Называют. – Дружба, дружить. |
|
– Найдите однокоренные слова. – Докажи. |
Называют. | |
– Есть ли среди слов слова, значение которых вы не знаете? | – Есть. Называют. | |
Работа в группах. Каждая группа находит в поисковике в Интернете значение слова, которое я назову. Прочитайте, рассмотрите иллюстрации к этому слову. Ответственные в группах расскажут всем значение вашего слова. – Находим следующие слова: 1 группа: жужелица; |
Рассказы ответственных о найденном значении слова группы. | |
Физкультминутка. Зарядка для глаз. |
Посмотрите на точку на стене, затем на
ветку дерева за окном. Глаза наверх, направо, вниз, налево. Нарисуйте глазами круг. |
|
IX. Работа по «Азбуке» | Учебник «Азбука» страница 25. – Кого вы видите в красной рамке? |
– Мальчика. |
– Почему он бежит с завязанными глазами? | – Он играет в игру. | |
– Как называется игра, где один игрок ловит других игроков с закрытыми глазами? | – Жмурки. | |
– От какого слова могло образоваться название игры «жмурки»? | – Жмуриться. | |
– Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»? | – Щуриться, прикрывать глаза. | |
– В каких случаях мы с вами жмуримся,
щуримся? Слайд 4. |
– Когда яркое солнце. | |
– Посмотрите, как весело играют ребята. – А теперь прочитайте текст и озаглавьте его. |
Читают. Придумывают название текста. | |
– Ответьте на вопросы, используя текст. – В какую игру играли дети? – Кому завязали глаза? – Куда разбежались дети и почему? – Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей? – О чем его предупредили друзья? – Можно ли сказать, что они поступили благородно? |
Читают. | |
Выполнение задания к тексту. Работа в группах. – Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что? Что сделали? |
Называют слова. | |
– Кто может пересказать рассказ близко к тексту? | Один в группе пересказывает, остальные слушают и оценивают его ответ. | |
– А как ребята выбирают водящего? | Предположения. | |
– А можно использовать считалочку. Слайд 5. Если чиж летит к стрижу, Ты отходишь, я вожу. Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу. |
Читают. | |
– А кто запомнил считалочку? Работа в группе. |
Читают, один говорит наизусть, другие помогают и оценивают. | |
X. Рефлексия учебной деятельности Самооценка | – Вспомните, какой была тема урока? | – Новый звук [ж] , буквы Жж. |
– Кто нам помогал открывать «секреты» этой буквы? | – Жук. | |
– На уроке мы хотели:
– Расскажите нам и нашему помощнику жуку:
|
Рассказывают. | |
– Оцените свою работу? У кого были затруднения? Какие? | Рассказывают о своих затруднениях | |
– Дайте эмоциональную оценку своей
работе на уроке. – Нарисуйте эту оценку в своих тетрадях |
Показывают сигналы: |