Цели:
- Предметные:
- учить определять принадлежность животного к своей группе.
- познакомить с разнообразием зверей, их внешним строение.
- раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
- Надпредметные:
- развивать речь, активный словарный запас внимание, наблюдательность, операции логического мышления: анализ, синтез, классификацию, сравнение, внимание.
- Личностные:
- воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, бережное отношение к природе.
- формировать самооценку, навыки коллективной работы.
Оборудование: компьютер, проектор интерактивная доска , карточки с рисунками животных конверты с заданиями, презентация.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые достижения обучающихся:
- усвоить, что звери – животные , тело которых покрыто шерстью;
- научиться приводить примеры зверей;
- знакомство с редкими зверями, занесенными в Красную книгу
Учебник и учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс,
М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь
1 класс, М.: Просвещение, 2012.
Продолжительность урока: 35 мин.
ХОД УРОКА
1. Этап мотивации к учебной деятельности
Начинается урок
Должен всем пойти он впрок.
А для этого должны
Быть внимательными вы.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
– Ребята, от Муравьишки пришло приглашение: (Презентация 1. Слайд 1)
«Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного».
– Вы согласны совершить такое путешествие?
Однако, непременным условием нашего путешествия
должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя
кричать, бегать, чтобы не напугать жителей
леса.
– Когда мы путешествуем, то всегда происходит
что-то необыкновенное. Вам хорошо известно, что в
лесу много животных. Давайте вспомним, какие
группы животных мы уже знаем?
– Сейчас мы будем работать группами. (Приложение
2)
1 группа.
– На классной доске распределите насекомых, рыб,
птиц. (Среди животных 1 картинка звери – собака,
овца).
2 группа.
– Соберите пазлы. 1 картинка – птица, 2 картинка – рыба, 3 картинка – корова.
3 ряд – работа в парах. Каждой паре выдается конверт с птицами, среди них 1 картинка со зверем.
– Найди лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним?
3. Этап выявления места и причины затруднения
– Каждая группа при выполнении заданий
встретила затруднение. Отчего это произошло?
– Давайте вспомним, кто такие насекомые? Кто
такие рыбы? Кто такие птицы?
– К какой группе отнести лишних животных? Кто
догадался, какая тема урока будет сегодня? (Слайд
2.)
4. Этап построения проекта выхода из ситуации
1. Работа по учебнику (Приложение 1)
– Чтобы путешествовать дальше мы должны знать
кто такие звери и уметь их отличать от других
групп животных. В этом нам поможет учебник. С его
помощью мы разгадаем особенности зверей.
– Перед нами стоит вопрос: кто на рисунке зверь?
(Слайд 3)
– Какие у вас предложения?
– Давайте исключим тех, кто не зверь. Закройте
фишками.
– Какие животные остались? (Мышь и крокодил)
– Как вы думаете, кто из них зверь?
2. Знакомство со строением тела зверей.
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы
познакомимся со строением тела зверей и
установим их главный признак. Познакомимся с
некоторыми животными, которые относятся к группе
зверей.
Отгадайте загадки Мудрой Черепахи (на проекторе
появляются фото-отгадки).
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф)
– Послушайте веселое стихотворение о жирафе. (Стихотворение подготовил Замарайкин Максим)
Шел по городу жираф,
У него был добрый нрав.
Никого не задевал,
Всем приветливо кивал.
Но порой его приветы
Оставались без ответа.
И тогда серчал жираф,
Несмотря на добрый нрав.
– Рассмотрите тело жирафа. (Слайд 4)
– Из каких частей состоит его тело?
Посередине двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова) (Слайд 4)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (Кошка) (Слайд 4))
– Найдите у этих животный голову, шею,
туловище, ноги, хвост.
– Что вы заметили?
Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.
– А что ещё является общим для всех этих зверей?
– Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей?
– Читаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха.
(Слайд 5)
Вывод: тело зверей покрыто шерстью
– Вот теперь мы можем ответить на вопрос: Кто же зверь крокодил или мышь?(Мышь.)(Слайд6)
5. Этап реализации построенного проекта
Игра «Девочки – мальчики»
Девочки приведут примеры домашних зверей, а мальчики – диких.
– Почему вы выбрали этих животных?
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1) Работа по учебнику.
– Муравьишка Вопросик пошёл играть в лес. Захотел он познакомиться с дикими зверями, а они спрятались от него. Помогите их найти. (Развитие внимания)
2) Рассказ ученика о зверях.
Загадка. (Дундуков Данил)
Трав копытами косаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Слайд 7)
Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают.
Загадка. (Ширяева Эмилия)
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Слайд 8)
Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.
Загадка. (Топоркова Любовь)
– А кто зимой бывает белым, а летом
серым?(Слайд9)
Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у
него вместо серой шубки вырастает снежно-белая.
Словно надел зайчик шапку невидимку, только
кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с
белым снегом и скрывается от врагов.
Загадка. (Глазкова Анастасия)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом (Слайд 10)
Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.
– К какой группе мы отнесем этих животных? Почему?
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону «Для любознательных»
– Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. (Слайды 11, 12, 13)
Крот, летучая мышь, кит. (Выступление детей: Пестряева Полина, Копылова Виталия, Дроба Софья)
Крот
– Что особенного в его передних лапах? Почему?
Длина крота 12-15см. мех бархатистый, крошечные глаза, прекрасное обоняние. Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.
Летучая мышь
– Что необычного в строении летучей мыши?
Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
Кит
– Что необычного в строении его тела?
В группе зверей кит – самое большое животное. С
помощью плавников кит плавает. Тело его скользит
в воде. У кита нет шерсти, но у него есть
несколько одиночных волосков на голове. Они
очень чувствительны и помогают найти киту пищу.
Длина самого большого кита более 20м, а вес более
100т. киты не чувствуют запахов и зрение у них
слабое, но у них отличный слух, они слышат звуки,
которые люди только с помощью приборов могут
услышать.
Китиха очень заботливая мама. Она защищает
малыша, прижав его к себе плавником. За день
китёнок выпивает 160 литров материнского молока, и
каждый час прибавляет в весе на 2 кг.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
1) Выполнение заданий из приложения к окружающему миру. (Использование интерактивной доски)
– Каких зверей вы знаете? (Слайд 14)
– На какие 2 группы можно разделить всех зверей?
– Назовите домашних зверей. Назовите диких
зверей.
2) Работа в тетради
– Рассмотрите рисунки зверей .Вам надо закрасить зеленым карандашом зверей, которые живут в нашей стране.
3) Знакомство с Красной книгой. (Презентация 2)
– Многие животные из-за красивого меха стали истребляться людьми. Чтобы они совсем не исчезли с планеты эти животные занесены в Красную книгу. (Демонстрация Красной книги).
4) Просмотр видеофрагмента «Звери» (Приложение 3)
9. Этап рефлексии учебной деятельности
– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Что было интересно?
– Какое задание было для вас интересное?
– Как вы теперь можете отличить зверей от других
животных?
10. Самооценка
Работа с дневником ежедневником.