Цель: развитие познавательных интересов учащихся через создание игровой ситуации; обобщение знаний по курсу отечественной истории; воспитание самостоятельной творческой личности.
Задачи: развивать кругозор учащихся, их умение оценивать и давать характеристику историческим событиям, историческим деятелям, умение работать с датами, понятийным аппаратом, геральдикой. Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому своей Родины, к государственным символам, к достижениям культуры своего народа.
Подготовка к игре:
На доске рисуется поле. Клетки игрового поля заполняются названиями конкурсов.
“Кто есть кто?” | “Политическое турне” | “Зашифрованное донесение” |
“Великие россияне” | “Таинственные письмена” | “Чёрный ящик” |
“Поймай дату” | “Думай, голова, думай!” | “Блиц-турнир” |
Формируются 2 команды по 9 человек.
Готовятся творческие представления команд (визитные карточки) на 2 минуты.
Определяется состав жюри, в которое должно войти 3 человека.
Правила игры:
Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле в клетку с названием выигранного конкурса.
Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.
Победителем игры считается та команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знака. Это основная суть настоящей игры в “крестики-нолики”.
Если командам не удаётся во время игры выстроить три подряд своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля “?” и “0”, побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.
Ход игры:
По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся “Ноликами”, другие “Крестиками”, им вручаются отличительные знаки.
Каждому члену жюри вручается табличка, на которой с одной стороны написан знак “?”, с другой - “0”. Это будут конкурсные оценки:
по итогам каждого конкурса, все члены жюри поднимают таблички с теми знаками, команде, которой отдают победу в конкурсе; подсчитываются знаки.
Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают свою “визитную карточку”. Жюри оценивает выступления. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля, первого конкурсного задания.
Идёт конкурсная программа по игровому полю по правилам игры.
В конце игры определяется команда победительница. Вручаются награды.
Задания для конкурсов:
Конкурс: “Поймай дату” - команды должны отгадать по отрывкам стихотворений историческое событие и дату (см. приложение 1).
Конкурс: “Великие россияне” - участники игры, используя текст с указание знаменательных деяний, должны узнать великих россиян (см. приложение 2).
Конкурс: Зашифрованное донесение” - команды должны прочитать историческое письмо, найти ошибки и правильно составить исторический текст (см. приложение 3).
Конкурс: “Думай, голова, думай!” - задание по геральдике – по предложенному гербу узнать древнерусский город (см. приложение 4).
Конкурс: “Чёрный ящик” - от команд спрятано два предмета, связанных с историей. Команды должны отгадать, задавая наводящие вопросы ведущему. В “Чёрном ящике” находятся6 карта и учебник.
Конкурс: “Таинственные письмена” - команды выполняют работу с объяснением понятий по карточкам (см. приложение 5).
Конкурс: “Блиц-турнир” - ответить на вопросы по культуре России (см. приложение 6).
Конкурс: “Политическое турне” - участники должны дать ответы на вопрос о символах государства (см. приложение 7).
Конкурс: “Кто есть кто?” - задание команде сопернице. Каждая команда должна составить портрет исторического деятеля и рассказать о нём, не называя его имени. Задача второй команды угадать о ком идёт речь.