Цели:
- Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром. Формировать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы.
- Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
- Воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.
Ход урока
Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое я вам прочитаю:
Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - .. (Весна)
Учитель:
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?
- О чем пойдет речь на уроке?
- Почему мы будем говорить именно об этом времени года?(Потому что сейчас наступила весна, и мы готовились к этому празднику)
- Мы с вами готовились к этому празднику. Что мы с вами готовили? Весна в нашей Забайкальском крае начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе.
Учитель:
- Перечислите названия весенних месяцев. Послушайте загадки о весенних месяцах. Скажите, о каком из месяцев идет речь, какие признаки этого месяца вы услышали.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это?..
Учитель: Ребята приготовили стихи о каждом весеннем месяце (Стихи о весне)
1-ученик:
Март
То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Над землёй-
Гусиная цепочка,
На земле —
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок.
2-й ученик:
Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;
На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои.
3-й ученик:
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает... (Май)
Учитель:
- Итак, давайте перечислим признаки весны. Начнем с неживой природы
- Что можем сказать о солнце? Какое оно весной?
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?
Учитель:
Какой весенний месяц самый холодный? самый теплый?
Теперь обратим внимание на небо. Какое оно весной?
Д. Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака
Учитель:
- Что происходит со снегом весной? Почему?
- Что происходит весной с водоемами?
Д. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.
Учитель:
- Ребята, а кто из вас видел ледоход?(слайд)
Учитель:
3. - Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
Учитель:
– Что происходит с травянистыми растениями?
Д. Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.
Учитель:
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми.
Действительно самый известный это подснежник, ещё его называют прострел, вергулька, ведь это не настоящий подснежник. (Слайд 1). И ребята приготовили нам стихотворение о подснежнике.
4-й ученик:
В таежной глуши, в валежнике,
Где сонно мычат лосята,
Вылупились подснежники,
Пушистые, как цыплята.
Рассыпались по ложбинке,
На солнышке греют спинки,
Бегут по лесной дорожке
Размять хоть немножко ножки.
Чуть смерклось,
За сопку тихо
Лосят привела лосиха:
"Смотрите, сюда, наверно,
Приехала птицеферма!"
5-й ученик:
Где тропки топкие
И пни горелые,
Такие робкие,
Но все, же смелые,
Неприхотливые,
А с виду неженки,
Безумно милые
Цветут подснежники.
Ну, точно птенчики,
С пушистой ножкою,
В лиловом венчике
И с желтой брошкою.
Цветы видали вы
Милей, наверное:
Те будут далее,
А эти - первые.
Учитель:
Прострел - многолетние цветущие травянистые растения. Уже в апреле-мае можно увидеть крупные (3-5 см) фиолетово-синие "мохнатые" цветки на коротких (10-15 см) сильно опушенных стеблях. Сильное опушение цветков и стеблей позволяет растениям безболезненно переносить ночные заморозки.
Учитель:
Мать-и-мачеха. Еще не везде сошел снег, а на глинистом пригорке уже красуются желтые цветы. Это цветы мать-и-мачехи. Она зацветает одна из первых. Она что же, совсем не боится заморозков? У нее толстый корень, он-то и дает ей силу. Пройдет немного времени, распустится листва на деревьях, а золотисто-желтые корзинки отцветут и померкнут. Вместо солнечных цветов останутся стоять пушистые шарики.(слайд 2)
Учитель:
Рододендрон даурский. Ранней весной украшением наших лесов является рододендрон даурский, который часто называют неправильно багульником. Это вечнозеленый кустарник, у которого зимой сохраняются плотные кожистые листочки, которые имеют буро-коричневую окраску. Зацветает растение рано - в начале мая (слайд 3)
Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?
Учитель:
Ландыш – занесён в Красную книгу, встречается крайне редко. (Слайд 4)Мы с вами сейчас увидели удивительную красоту, которую нам дарит природа весной. Скажите, что же должен сделать человек, чтобы сохранить эту красоту?
Учитель: Весна угадывается не только по яркому солнцу и первым цветам, но и по прилету наших пернатых друзей.
Ребята, а какие птицы к нам прилетают весной с юга? Как изменяется их жизнь с наступлением весны? Почему эти изменения в жизни птиц возможны весной?
Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Отгадайте загадки скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.
Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица ... (грач).
Учитель: Март – время прилета грачей в родные края.
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок.)
Учитель: – Время прилета жаворонков – начало апреля.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
Учитель: – Конец марта – время прилета скворцов.
Стихи о птицах:
6-й ученик
От самой ещё заставы,
Из-за берёзовых тихих дач,
Послышался окрик его картавый.
И сразу весь город увидел:
- Грач!
Ах, ветка родная!
Он дома, он дома! —
И с лёта,
Прокаркав привет детворе,
Усталый, счастливый,
Наш старый знакомый
Садится на тополь на нашем дворе
7-й ученик
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен.
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Учитель: Эти птицы к нам не прилетают. Они останавливаются западнее нашего края, потому что им там хватает корма. Оказывается старого грача от молодого можно отличить по клюву. У старого клюв белый, так как он уже копал им землю краска с клюва стерлась, а у молодого клюв черный.
Учитель: Как вы думаете, аист к нам прилетает? Показ слайда, и рассказ о черном аисте. (Слайд 5)А если вы увидите гнездо птицы с отложенными в нем яйцами, как вы поступите?Почему нельзя трогать гнездо?
Учитель: Мы поговорили с вами о первоцветах, о первых птицах. Хотелось бы ещё услышать, какие вы узнали пословицы и поговорки о весне:
Ученики рассказывают:
- О марте народ говорит:
- Март морозом на нос садится.
- Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает
- Где в апреле река, там в июле лужица.
- Апрель с водой, май с травой.
- О мае народ говорит:
- Май, май, да шубу не снимай.
- Цветущий май – настоящий май.
- Как в мае дождь, так и будет рожь.
- Одна ласточка не делает весны.
- Вода с гор потекла – весну принесла.
- Весенний день – что ласковое слово.
- Весною день упустишь, годом не вернешь.
- Кто спит весною - плачет зимою.
- Вода потекла, весну принесла.
- Весенний день год кормит.
Учитель: Я знаю, что вы приготовили загадки о весне. Пожалуйста, кто желает, загадайте.( дети загадывают свои загадки)- В заключении девочки нам прочтут стихотворение.
8-й ученик
Красоту нашей природы
Описать я не смогу.
Лучше красками цветными
Я пейзаж изображу.
Нарисую лес зеленый,
Голубые облака
И багульника цветочек
Мотыльком изображу.
9-й ученик
Нет природы нашей краше,
Где сосна и ель растет,
Белоснежная береза,
И черемуха цветет.
Берегите, не губите
Вы зеленые леса.
Пусть своею красотою
Лес нам дарит чудеса.
Учитель: - Убранство весенней земли всегда нарядно и празднично. Дорогие ребята! Берегите красоту природы, лелейте ее зеленые ростки и растите их до могучих деревьев.
- Итог: Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной? Как они связаны с изменениями в неживой природе?
- Что интересного вы узнали сегодня на занятии?Покажите, с каким настроением вы уходите сегодня с урока?