Формирование у дошкольников способности к саморазвитию и самосовершенствованию через творческое преобразование окружающего мира

Разделы: Работа с дошкольниками


Изменения, которые происходят сейчас в обществе, обострили духовно-нравственные проблемы и потребовали от человека новых способов решения данных проблем, новых типов мышления и самосознания. Человек, по словам А. Печчеи, занимает сегодня новое положение в мире, и это наделяет его огромной ответственностью, представляющей собой прежде всего “уважение к тем сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы человека и окружающей его природы”. Духовно-нравственный уровень современного человека не соответствует тому высокому уровню цивилизованного развития общества, на котором оно сейчас находится и которое характеризуется высокой степенью механизации, технологизации, информатизации. В этих условиях возрастает “угроза потери духовной идентичности”. Современный человек не успевает адаптировать свое сознание к тем новым событиям и явлениям реальности, инициатором и исполнителем которого он сам является.

В таких условиях духовного кризиса общества и “демонологии культуры” нужна “мощная педагогическая терапия” (Е.А. Ямбург). Появление за последние годы огромного количества литературы психолого-практической, психотерапевтической направленности и увеличения спроса на эту литературу, увеличение служб психологической помощи и поддержки не могут в полной мере удовлетворить растущую среди людей потребность в самопознании, в конструктивном решении своих индивидуально-личностных проблем и обеспечить целостное образование человека.

Традиционная система образования, по утверждению Н.В. Масловой, целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как мир нуждается в человеке не только знающем, но и понимающем себя и общество в их целостности и в совокупности всех связей и отношений, умеющем “человекосообразно” вписаться в культуру, в сложный окружающий мир. Образование так или иначе связано с проблемами нравственного и духовного воспитания, с проблемами гуманитарного образования, становления человека как личности.

Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, личность должна уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникации, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Решение такой проблемы, по всей видимости, лежит в плоскости “специфического” образования – ориентированного на становление личности, показателем которого является умение искать смыслы своего бытия, управлять собой, решать гуманитарные проблемы, что предполагает наличие особого типа мышления – диалогического.

“Личностно-развивающий” диалог “вписывается” в контекст гуманитарного образования, в контекст решения проблемы развития личности. Опираясь на концепцию образования личности (В.В. Сериков), мы считаем, что современному ученику, наряду с разными видами опыта, необходимо овладеть опытом организации собственного внутреннего мира. Имеется в виду: опытом свободного и ответственного выбора ценности, поступка, решения; самооценивания и рефлексии; самопредъявления и самореализации; самостоятельности; смыслотворчества; духовного самостроительства. Такой опыт нельзя передать. Его можно накопить, пережить, осмыслить в условиях “диалогического бытия”.

Учиться быть в диалоге – это значит учиться понимать мир в его многочисленных связях, осознавать свою “встроенность” в него и в жизнь других людей, видеть значимость совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества, события людей, развивать в себе стремление к целостности.

Основная цель опыта – разработка и апробация педагогических средств, форм и методов, направленных на гуманитарное развитие ребенка.

В соответствии с этой целью формулируются задачи:

  • формировать представление дошкольников о мире и себе через развитие творческого воображения;
  • учить создавать новые образы и идеи путем переработки имеющихся у ребенка представлений и понятий;
  • расширить опыт взаимодействия с другими людьми через решение творческих задач.

Технология функционирования опыта.

Какими же должны быть педагогические технологии, которые смогли бы адекватно обеспечить процесс гуманитаризации образования? В своем опыте мы предположили, что это могут быть технологии, имеющие в своей основе художественно-творческую доминанту.

В ее основу было положено утверждение о влиянии художественно-творческой деятельности ребенка на формирование и развитие его психического здоровья.

Технология представляет собой поэтапное индивидуальное движение ребенка от самопознания к саморазвитию, что является, на наш взгляд, основным механизмом формирования индивидуального здоровья. Актуализировать, “запустить в действие” этот механизм у ребенка дошкольного возраста возможно лишь через его художественно-творческую деятельность, опираясь на присущую этому возрасту креативность. Но прежде, чем заниматься развитием ребенка, необходимо понять его мир, осмыслить его, задуматься над ним вместе с ребенком.

Ребенку интересно не только то, что во вне, но и то, что внутри него – его внутренний мир его ощущения, его гармония. А для этого необходимо войти в мир ребенка.

В процессе образовательной деятельности педагог использует игры и задания, которые:

  • учат общению и наблюдательности;
  • развивают нравственные качества ребенка и творческие способности;
  • воспитывают чувство взаимопомощи и сотрудничества;
  • развивают воображение и интуицию, ловкость, глазомер и быстроту реакции;
  • помогают при изучении различных вопросов образовательной программы, а также при проведении различных мероприятий.

Каждый педагог по своему усмотрению может использовать эти игры в процессе духовно-нравственного воспитания, но самое важное – не забывать, что игры должны служить развитию души ребенка Приложение 1.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны. Но следует помнить, что педагог постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать ее уроком жизни. Можно перед началом игры обсудить с детьми те или иные духовно-нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношения в течение игры, например: победивший не всегда тот, кто сильнее и быстрее; лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана; мячом можно сделать больно; нужно уступать более слабому и т.д. В конце игры необходимо обсудить с детьми разные конфликтные и спорные ситуации, возникшие во время игры. Когда дети играют, педагог не должен отвлекаться и заниматься своими делами. Игра для него – поле наблюдения за детьми, прекрасная возможность познакомиться с ними ближе.

Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Это очень помогает в воспитательном процессе, сокращая дистанцию между педагогом и детьми. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого и внимательного отношения к людям, умел наблюдать, быстро реагировать, был вежливым, терпеливым.

Нет нужды доказывать, что ребенок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Игры можно использовать в процессе разных видов образовательной деятельности.

Наш опыт работы с детьми показал, что дети совершенно не умеют общаться. Отсутствие навыков общения приводит, как известно, к тяжелым психологическим последствиям. С самого раннего возраста дети должны учиться открывать свою душу, задавать вопросы, выслушивать собеседника. Наши игры и задания учат ребенка внутреннему осознанию того, что все люди вокруг него – удивительные и неповторимые личности, которые нуждаются в его любви, внимании и уважении.

Мы уверены, что наша работа направлена на развитие и рост души ребенка. Этот опыт – небольшая страничка в этой неисчерпаемой работе.

Воображение ребенка.

Ребенок как преобразователь окружающего мира и субъект сотворения своего “Я”.

Для творчества или осознания творчества ребенка необходима возможность выхода за пределы “своей” системы координат, привычных способов решения задачи, своего представления о мире, возможность перехода, хотя бы кратковременного, на другую позицию, другую точку зрения, с которой человек может увидеть невидимое из “своего мира”. Решение: “взгляд изнутри”. Процесс воображения заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Но воображение дошкольника достаточно бедно, смутно. У него не хватает словесных характеристик, умений выразить ощущаемое, увиденное, услышанное. Именно поэтому необходимо эмоционально насытить упражнения, ибо эмоциональная окраска развивает сенситивность ребенка, удерживает устойчивость внимания, побуждает к действию (попробовать самому), способствует регуляции эмоционального переживания, снятию тревожности, самовоспитанию достоинства.

Выделяют два основных способа его существования и, соответственно, два типа отношения к жизни. Первый способ – это жизнь, не выходящая за пределы связей, в которых живет человек, где каждое его отношение относится к отдельным явлениям, но не к жизни в целом.

Второй способ существования человека связан с активным развитием рефлексии – это путь построения духовно-нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе с поисками ответов на вопросы: Кто я такой? Как я живу? Зачем я делаю это? Куда мне следует двигаться дальше? Что я хочу от жизни и от себя? И т.д.

В этом случае человек является творцом своей собственной жизни и жизни общества, к которому он себя относит. Метод воображения позволяет подготовить человека к осознанному, духовно-нравственному способу жизни. Главной его целью является выработка у человека второго рефлексивного творческого “Я”, нравственного отношения к собственной жизни, так как каждый, совершая путь к себе, своему внутреннему “Я”, осуществляет внутреннюю акцию.

Видеть и анализировать чрезвычайно важно и полезно для человека, желающего лучше понять себя.

Обращаясь к методу воображения, мы учим ребенка фокусировать ум – концентрироваться, ибо без концентрации человек не может существовать в этом мире. Сама жизнь требует того, чтобы ум был способен к концентрации.

Поэтому концентрация – это необходимость. Она необходима, чтобы жить и выживать. Каждая культура стремится “сузить” ум ребенка. Но сами по себе дети никогда “не фокусируются”. Ребенок должен научиться “сужать ум” – концентрировать. Чем более сужен ум, тем более он приспособлен для жизни, но на самом деле нет границы между сознательным и бессознательным. А “бессознательный ум” – это та его часть, которой пренебрегли, которую игнорировали. И это создает напряжение, стресс, проблемы в обучении и т.д.

Развитие синестезической способности.

Одна из важнейших задач развития дошкольника – развитие его синестезических способностей. Это позволит каждому ребенку:

  • раскрыть внутренний потенциал своего организма:
  • научиться воспринимать окружающий мир, целостно, включая все сенсорные каналы;
  • увеличить объем памяти (доказано, чем более комплексно воспринимается объект, тем более четкий “след” он оставляет в памяти).

Осознанное формирование и развитие своих синестезических способностей – это путь к самопознанию и саморегуляции.

При работе по развитию синестезических способностей Приложение 2 мы соблюдаем следующие рекомендации:

1. используем в образовательной деятельности игры и упражнения, направленные на:

  • формирование слуховых образов;
  • формирование зрительных образов;
  • формирование зрительно-слуховых образов;
  • формирование тактильных образов;
  • формирование тактильно-зрительно-слуховых образов;
  • формирование обонятельных образов;
  • формирование обонятельно-тактильно-зрительно-слуховых образов;
  • формирование вкусовых образов;
  • формирование обонятельно-тактильно-зрительно-слухо-вкусовых образов (синестезических).

2. Главным условием для правильного выполнения всех упражнений является их эмоциональное переживание. Возникновение образа (зрительного, слухового, тактильного) должно приносить ребенку радость, стать для него увлекательной игрой, сказкой на перевоплощение, а не скучным заданием.

3. Каждый образ должен стать устойчивым в воображении ребенка, поэтому важно зафиксировать на нем внимание в течение нескольких минут. Для этого после выполнения упражнения ребенку предлагается попытаться передать другим свой образ: рассказать о нем, нарисовать, изобразить в движении и т.д.

4. При выполнении упражнений важно обратить внимание детей на то, что каждый ребенок в группе уникален и неповторим – ведь у каждого получился свой образ, не похожий на образ другого.

Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Москва, 2002.
  2. Белова С.В. Педагогика диалога. Москва, 2006.
  3. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога. Москва, 2002.
  4. Лопатина А., Скребцова М.. 600 творческих игр. Москва, Амрита-Русь, 2009.
  5. Сериков В.В. Управление образовательной системой: закономерности, принципы, технологии. Москва, 2003.
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Москва, 1995.
  7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. ООО “Попурри”, 1999.
  8. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. Москва, 2000.