Класс: 3
Форма проведения: проектно-исследовательский урок, работа в группах.
Технические средства: ноутбук, проектор, экран.
Другие дидактические материалы: карточки.
Методическая литература: словарь синонимов.
Цель урока: создание условий для формирования умения получить первоначальные представления о синониме.
Задачи:
- Учить планировать исследования.
- Формировать проектное мировоззрение и мышление.
- Учить способам раскрытия работы в команде, выбирать ситуации.
План урока:
1. Вводная часть.
2. Постановка проблемы.
3. Актуализация знаний.
4. Разрыв между знанием и незнанием.
5. Контроль
6. Поиск ответа на поставленный вопрос.
7. Физкультминутка.
8. Закрепление.
9. Подведение итога.
Вопросы и задания:
- Исследовательская работа. Создание проекта рассказа.
- Дифференцированные задания по группам.
Ход урока
I. Вводная часть.
1. Создание необходимой психологической атмосферы. “Передай свою улыбку другу!”.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.
- Наш урок сегодня будет необычным. Мы будем юными исследователями. А исследователи это кто? (Люди, которые исследуют что-то..)
- Сегодня мы будем работать в группе. Группа – это когда несколько человек решают одну задачу или проблему. Для этого будем сидеть, в группе кто с кем хочет. Это будет у нас команда. А в команде кто должен быть главным, отвечающим за своих друзей, членов команды (Командир). Итак, выбираем командира и вперёд!
2. Вот я написала на доске 3 слова: надо, хотим, можем. Предлагаю вам высказать свои мнения о том, что нам надо делать на сегодняшнем уроке, что мы хотим делать на уроке и что мы можем делать.
(Учитель записывает мнения, высказывания детей).
На доске:
надо хотим можем хорошо учиться записать думать победить вычислять стремиться узнать отгадывать отлично отвечать активно запоминать работать в группе дружить
- Эти слова мы написали не просто, это будет нашим договором сегодняшнего урока.
2. Постановка проблемы.
- У меня для вас маленький подарок. Сегодня я принесла рассказ о стране лилипутов. Вы знаете кто такие лилипуты?
(Это маленькие человечки).
- В стране лилипутов было всё маленькое: маленькие дома, маленькие улицы, маленькие деревья, маленькие животные, маленькие машинки...(небольшая пауза) (слайд 1)
- Нравиться ли вам мой рассказ? А можно я дальше продолжу: маленькие магазинчики... (нет, много раз повторяете слово “маленькие”).
- Как можно сделать так, чтобы он понравился вам? (изменить).
- А можно ли рассказ как то изменить, чтобы вам или другим понравился? (Да, поменять слово “маленькие” на другое слово).
3. Актуализация знаний.
- Итак, юные исследователи, давайте ставим цель нашей работы (учитель пишет на доске – Цель: сделать новый рассказ).
- Для того чтобы достичь цели, нам необходимо определить план нашей исследовательской деятельности. Для этого я вам даю такие карточки со словами: искать, наблюдать, думать, экспериментировать, контролировать, наблюдать.
- Эти слова не простые. Это то, что нужно для нашей исследовательской деятельности. Вы должны ставить их в том порядке, каком должен идти наша исследовательская деятельность.
(ученики по группам упорядочивают карточки со словами).
В идеале это должно выглядеть так:
1. Думать
2. Искать
3. Экспериментировать
4. Наблюдать
5. Контролировать
6. Оценивать.
После того, как слова будут стоять в определенном порядке, учитель показывает слайд 2.
1. Думать | |
2. Искать | |
3. Экспериментировать | |
4. Наблюдать | |
5. Контролировать | |
6. Оценивать. |
- А теперь мы будем выяснять что мы будем думать, искать, экспериментировать, наблюдать, контролировать и оценивать. То есть будем уточнить наши действия.
(учитель сразу печатает на слайде ответы детей, т.е. ответы которые наиболее подходят по смыслу).
Слайд 3
1.Думать | О рассказе. |
2.Искать | Подбираем слова, чтобы заменить слова “маленькие”. |
3.Экспериментировать | Составляем новый рассказ. |
4.Наблюдать | За рассказом. |
5.Контролировать | Правильно ли составили рассказ. |
6.Оценивать. | Нашу работу. |
4. Разрыв между знанием и незнанием.
- Итак, так как мы думаем уже о рассказе, наша задача уже искать и экспериментировать.
(Работа в группах. Каждой группе дается лист А4, цветной карандаш, фломастеры).
- Сейчас вы будете искать слова для замены, чтобы получился свой рассказ. А также будете делать пиктограмму. Что такое пиктограмма вы уже знаете (Изображение в виде рисунка или символа).
- Командиры распределяем роли: кто будет писать, а кто рисовать, что удачнее получился проект.
Слайд 4.
5. Контроль.
- Итак, группы закончили свой проект рассказа. Выбираем выступающего и выходим по одному, чтобы защитить свой проект рассказа “страна лилипутов”. А остальные наблюдаем за рассказами, контролируем: правильно ли составлен рассказ.
Образец работы:
В стране лилипутов всё было маленькое: крохотные дома, малюсенькие улице, низенькие деревья, миниатюрные животные...
(группы по одному защищают свой проект).
- Чей рассказ понравился? Давайте, наблюдаем – всё ли маленькое?
(если подобраны другие по смыслу слова уточняются).
6. Поиск ответа на поставленный вопрос.
- Подведем итог. У нас какая проблема была?
(Заменить слово “маленькие” другими словами).
- Что получили?
(Нашли разные слова, которые заменили одно слово “маленькие”).
- То, что мы сказали, будем писать и рисовать в тетрадях в виде схемы.
(Учитель рисует на доске, ученики в тетрадях).
- А в русском языке это явление будет называться синонимами.
Синонимы – это когда несколько слов имеют одно понятие.
7. Физкульминутка.
- Мы решили основную нашу проблему. А теперь будем отдыхать.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
8. Закрепление.
- Каждой группе раздаю новое задание – решение ситуации.
(Каждой группе дается карточки, где задания – дифференцированные).
Карточка №1:
С какими признаками соответствуют данные имена существительные? Соотнесите.
пасмурный костюм серый человек хмурый день
Карточка №2:
Кате на день рождения подарили много подарков. Напишите словами эмоции, которые выразила девочка.
Карточка №3:
Найдите синонимы к слову “смеется”.
(Тоже по донному выходят и защищают свой вариант ответа).
9. Подведение итога работы.
- О чём сегодня говорили? (О синониме).
- Какую работу выполняют синонимы? (Они позволяют нам не повторяться, нашу речь делаю богаче).
- Принимаем ли исправленные работы, то есть ваши проекты рассказа? (Да).
- Делаем вывод: синонимы нужные вещи.
- Мы соблюдали ли наш договор?
- Вы удовлетворены своей работой, своим проектом рассказа?
(Рефлексия учащихся).
- У меня для вас еще подарочек. На этот раз рассказ о стране великанов. Хотите, расскажу?
- В стране великанов все было большое...
(дети догадываются)
- Вот и моё домашнее задание – составить проект рассказа “Страна великанов”. Теперь уже индивидуально.
- До встречи!
Использованная литература.
1. Н.Г. Калашникова “Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника, как субъекта учебной деятельности”.
2. Дидактический материал к учебнику “Русский язык”, 3 кл. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
3. А. Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М-1994 г.2012г.
4. Л. Тихомирова “Упражнения на каждый день”. Академия развития 1998 г.
5. В. Шукейло “Русский язык в начальных классах”. Пресс. 1999 г.