Планируемые результаты:
- Личностные: развитие коммуникативных способностей; совершенствование умения работать в группе; воспитание инициативности в работе.
- Метапредметные: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности учащихся; развивать географическое мышление, устную речь.
- Предметные: обобщение и закрепление полученных знаний материала учебного года.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; урок-игра.
Оборудование: физическая карта мира, набор иллюстраций, характеризующих хозяйство отдельных стран мира, выставка рисунков растений и животных мира, портреты выдающихся путешественников, выставка денежных единицах отдельных стран мира, карточки-задания, атласы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Путешествие длиной в тысячу миль
Начинается с первого шага.
Лао-Цзы, древнекитайский философ
- вступительная беседа;
- представление команд, жюри;
- правила игры:
1. Вести себя спокойно.
2. Не выкрикивать.
3. Поощряется коллективная, дружная работа в командах.
4. Если команда затрудняется с ответом или дает неверный ответ, то помощь могут оказать соперники.
5. Уважайте друг друга, не критикуйте.
6. Пока команды готовят ответ, болельщики зарабатывают баллы.
II. Контроль знаний.
1. Конкурс “Угадай контур”
Каждая команда получает лист, на котором расположены контуры территорий четырех государств. В течение двух минут, нужно определить какие это государства и обозначить их столицы. При ответе один балл дается за каждую правильно названную страну.
Пауза для болельщиков.
Загадки
Тот камень чудесный с Урала
Нежным цветом зеленым манит.
Я только сегодня узнала,
Что камень зовут ... (малахит)В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит,
И рядом с медью – малахиты,
Железо, мрамор и ... (гранит)Найдем в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом - ... (изумруд)Я был когда - то смолою
Из трещин стволов вытекал.
Искрился на солнце порою
И липкой слезой застывал. (янтарь)В таежных, диких лесах,
В Сибири, в Якутии дальней
Найдены россыпи драгоценных камней.
По твердости нет им равных. (алмазы)Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал,
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный этот металл. (алюминий)
2. Конкурс “Знатоки столиц”
Каждой команде называется пять столиц, участники команды должны обозначить страну. Правильный ответ оценивается в один балл.
1 команда
- Прага – Чехия
- Оттава – Канада
- Варшава – Польша
- Дублин – Ирландия
- Копенгаген – Дания
2 команда
- Мехико – Мексика
- Бразилиа – Бразилия
- Дели – Индия
- Пхеньян – Корея
- Кабул - Афганистан
3. Конкурс “Что это? Где это?”
Из предложенных иллюстраций о хозяйстве страны, команда выбирает одну. Нужно представить визитную карточку страны.
За каждый правильный ответ – 1 балл, т.е. чем больше о стране расскажут, тем больше баллов получают команды (1 минута на подготовку)
Пауза для болельщиков.
- Самые высокие горы мира (Гималаи)
- Горы, разделяющие две части света (Уральские горы)
- Самые высокие горы Европы (Альпы)
- Самая большая низменность мира (Амазонская)
- Самые высокие горы Северной Америки (Кордильеры)
- Высокие горы Австралии (Большой Водораздельный хребет)
- Горы на юге Африки (Капские горы)
- Священная гора Японии (Фудзияма)
- У этих гор есть хозяйка Медной горы (Уральские горы)
- Главная вершина Кавказских гор (Эльбрус)
4. Конкурс предпринимателей.
Называется государство, а ученики должны назвать денежную единицу этой страны. Учитывается скорость и правильность ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Финляндия- марка
- Голландия - гульден
- Испания - песета
- Венгрия-форинт
- Индия - рупий
- Казахстан - тенге
- Бразилия – крузейро
5. Конкурс переводчиков.
Каждой команде выдаётся карточка - задание со словами иностранного происхождения и предлагается ученикам ответить, что означает каждое слово и из какого языка оно к нам пришло. Оценка в один балл за каждое слово (2 мин ).
- Визит – фр., “посещение”
- Диагноз – греч.,“определение характера болезни”
- Баста – итальянское, “ довольно, хватит”
- Версия – фр., “одно или несколько отличных друг от друга изложений фактов, событий”
- Гарантия – фр., “ручательство, обеспечение”
- Сервис – англ., “обслуживание”
Пауза для болельщиков
1. Какое из культурных растений пришло к нам из восточного полушария?
- Арахис
- Соевые бобы
- Картофель
- Кукуруза
2. В какой стране произрастают в естественных условиях каучуковые деревья?
- Малайзия
- Бразилия
- Индия
- Индонезия
3. В какой из экологических систем представлено самое большое разнообразие видов флоры и фауны?
- Тундра
- Хвойный лес
- Влажный тропический лес
4. Какая из товарных с/х культур первоначально не выращивалась в Средиземноморье?
- Оливы
- Табак
- Виноград
- Миндаль
6. Конкурс “Кроссворд”
Составить кроссворд из семи слов на определенную тему.
Пауза для болельщиков.
1. Пользуясь подсказками, определите, о какой стране идет речь?
- Это африканская страна, на территории которой в 1882 – 1936 гг. находились британские оккупационные войска.
- На территории этой страны существовала одна из древнейших мировых цивилизаций.
- Страна имеет выход к морям двух океанов, соединенных судоходным каналом, а на её северном побережье находится дельта самой длинной реки в мире. (Египет)
2. Пользуясь подсказками, определите, о какой реке идет речь?
- Эта река, текущая на восток, образуется от слияния двух рек на территории России.
- Река, длиной более четырех тысяч километров, относящаяся к бассейну Тихого океана.
- По этой реке проходит участок российско-китайской границы. (Амур)
3. Самый широкий пролив в мире. (Дрейка)
4. Есть ли реки в Антарктиде? (нет)
5. Самая опасная рыба реки Амазонки (пиранья)
6. Родина танца “танго” (Аргентина)
7. Конкурс “Великие люди мира”.
Звучат фамилии известных людей, нужно указать их национальность, сферу деятельности, в которой они себя прославили.
У. Шекспир (англ., писатель)
Р. Амундсен (норвежец, путешественник)
А. Линкольн (амер., президент)
К. Линней (швед, биолог)
Н. Коперник (поляк, астроном)
А. Г. Столетов (рус., физик)
Пьер Ферма (фр., математик)
И.Ф. Крузенштерн (рус., мореплаватель, адмирал)
8. Конкурс “Знатоки государственной символики”
Используя только красный карандаш, нарисовать как можно больше флагов государств мира (один балл за нарисованный флаг и один балл за название страны) 5 минут.
Пауза для болельщиков.
- Самая большая страна мира по площади (Россия)
- Самая посещаемая туристами страна мира (Франция)
- Самый большой остров мира (Гренландия)
- Государство, занимающее целый материк (Австралийский союз или Австралия)
- Самый холодный океан (Северный Ледовитый)
- Государство Африки, где зародилась одна из древнейших цивилизаций мира (Египет)
- Самый влажный материк (Южная Америка)
- Это государство имеет наибольшую численность населения (Китай)
- Самый загрязненный океан (Атлантический)
- Страна имеет наибольшее в мире количество государственных языков (Индия)
- Самый соленый океан (Индийский)
9. Конкурс “Блиц-турнир”
- Денежная единица Индии (рупий)
- Воздушная оболочка Земли (атмосфера)
- Австралийский страус (эму)
- Самая многоводная река мира (Амазонка)
- Коренные жители Америки (индейцы)
- Древнее название Греции (Эллада)
- Численность населения Земли (7 млрд. чел.)
- Единица измерения температуры (градус)
- Теократическая монархия (Ватикан)
- Имя Колумба (Христофор)
- Ледяной материк (Антарктида)
- Рост городского населения (урбанизация)
- Столица Южной Кореи (Сеул)
- Оружие австралийских аборигенов (бумеранг)
- Судоходный канал в Африке (Суэцкий)
- Марка венгерских автобусов (“Икарус”)
- Река, на которой расположен Лондон (Темза)
- Единица солености морской воды (промилле)
- Автомобильный штат США (Мичиган)
- Плавающие обломки материкового льда (айсберг)
- Родина танца “Ламбада” (Бразилия)
- Есть ли трава в Антарктиде (нет)
- Самое крупное озеро мира по запасам пресной воды (Байкал)
- Транспорт у Рауля Амундсена в экспедиции (собаки)
- Есть ли страусы в Южной Америке (да)
- Река, на которой расположен Багдад (Тигр)
- Широта, на которой Солнце в зените 23 сентября (экватор)
- Что западнее: Киев или Минск (Минск)
- Крупнейший остров Франции (Корсика)
- Крупнейший приток реки Оби (Иртыш)
- Штат США, через который проходит Северный полярный круг (Аляска)
- Что севернее: Париж или Нью-Йорк (Париж)
- Наука, изучающая население (демография)
- Прибор определяющий направление ветра (флюгер)
- Можно ли в Южном полушарии увидеть Полярную звезду? (нет)
- Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
- Государство, столицей которого является Бангкок (Таиланд)
- Море, омывающее три части света (Средиземное)
- Высочайшая вершина Кавказа (Эльбрус)
- Самая длинная река, впадающая в озеро Байкал (Селенга)
- Какое атмосферное давление считается нормальным (760 мм рт. ст.)
- Основная причина смены дня и ночи (вращение Земли)
- Пролив, разделяющий Тихий и Северный Ледовитый океаны (Берингов)
- Самые плодородные почвы России (чернозем)
- Самая высокая вершина мира (Эверест (Джомолунгма))
- Традиционная одежда японцев (кимоно)
- Какие животные на гербе Австралии (кенгуру и страус)
- Страна восходящего солнца (Япония)
- Самая протяженная горная система мира (Анды)
- Самый высокий водопад России (Илья Муромец)
III. Подведение итогов.
Жюри подсчитывает баллы команд и определяет команду-победительницу.
Выставляются оценки наиболее активным участникам команд и болельщикам, которых определяют сами ученики.