Жизнь требует от каждого из нас ежедневного принятия экономических решений. Не является исключением и молодёжь, которая находится на пике социальных изменений. Я преподаю данный предмет более 15 лет. На собственном опыте убедилась, что учащиеся охотно изучают экономику. Подавляющая масса опрошенных мной школьников (80 человек) 10-12 классов считает, что изучение экономики даёт определённые преимущества. Главными из них были названы следующие:
- экономические знания пригодятся в любой сфере деятельности (72%)
- данный предмет расширяет кругозор, учит разбираться в экономических проблемах общества (87,6%)
- помогает найти хорошооплачиваемую работу (37,2%).
Наибольший интерес у учащихся вызывает вопрос о деньгах. Внешним проявлением интереса молодого поколения к рыночной экономике и её возможностям стал возросший спрос на экономические специальности в вузах и колледжах.
Рынок требует создания не только соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирования нового поколения экономически грамотных людей: специалистов – профессионалов и широкого слоя, восприимчивых к рыночной экономике граждан.
Курс является попыткой приобщения школьников к азам экономической грамотности, создания у них положительного психологического настроя, формирования нового экономического мышления, удовлетворения познавательного интереса. Интерес к экономическим проблемам существует не одно столетие. Я ознакомилась с программами, по которым велось преподавание в реальных училищах России в конце XIX века. Кроме обязательных для изучения предметов, программой предусматривалось выделение часов на изучение на коммерческом отделении особых предметов, основ бухгалтерии и коммерческой экономии. Второй раздел “Обмен” программы коммерческой экономии содержит тему “Деньги”. Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли. Начиная с Платона и Аристотеля, и по сегодняшний день этой проблеме посвящено более 12 тысяч работ. И, тем не менее, феномен денег остаётся во многом загадкой. Не случайно А. Маршалл говорил о деньгах как о “центре, вокруг которого вращается вся экономическая наука”.
Курс предлагает для изучения в 10 или 11 классах наиболее увлекательный аспект экономической науки – деньги.
Курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся, получаемых на уроках экономики.
Цель: ввести понятие “деньги”.
Задачи:
- Уяснить причины происхождения денег.
- Рассмотреть историю развития различных форм денег.
- Сформировать понятие “мировые деньги”.
- Уяснить, как работают “электронные деньги”.
- Познакомить с историей кредитных карт и их современным состоянием.
- Познакомить с “наличностью” отдельных зарубежных государств.
- Определить свои права и обязанности как владельца денежных средств.
- Рассмотреть “денежную” тему в отдельных литературных произведениях отечественных и зарубежных авторов.
Курс вполне самостоятелен и рассчитан на 12 часов. Содержательную основу курса составляют знания из истории, обществознания, права, психологии, литературы. В курсе заложены возможности строить весь учебный процесс, внося в него необходимые изменения, как по содержанию, так и по форме.
Возможны следующие формы организации работы: лекционное изложение с элементами беседы, с решением проблемных заданий, анкетирование, тестирование, подготовка сообщений, работа с источниками (библиотека), деловые игры, организация экскурсий (музей, банки), “круглый стол” с представителями банков, выполнение творческих работ.
Содержание курса.
Введение.
Одно из величайших изобретений человечества.
Зачем нужны деньги. Наши потребности. “Звёздные” заработки. Денежные аферы.
Почему появились деньги?
Рационалистическая концепция Аристотеля.
Эволюционная теория К.Маркса.
Исторические формы денег.
Обмен, преимущества золота и серебра.
Наличные денежные средства: разменные монеты и бумажные деньги,
Безналичные денежные средства.
Деньги нашей страны.
Древняя Русь (куна, гривна, копейка,…рубль).
Российская империя (ассигнации…червонец, гривенник)
Новое время (золотой червонец…).
“Наличность” зарубежных стран.
Обол, дукат, флорин, гульден….
Белорусский рубль, Украина – гривна и копейка. Эстонские кроны, шведская крона,
финская марка, польский злотый…
В чём сила “пластика”?
История кредитной карты. “Пластик” в России. Правила выбора.
Электронные деньги.
Технология электронных денег. Причины непопулярности платёжных систем.
Будущее платёжных систем.
Мировые деньги.
Назначение. Виды (доллар, евро).
Я и деньги.
Как я могу заработать? Где лучше хранить деньги? Я – клиент банка.
“Там царь Кощей над златом чахнет…”
Тема денег в произведениях отечественных и зарубежных авторов. (“ Детство М.Горького”, “Левша” М.Лескова, “Уроки французского” Распутина, “Дары волхвов С.Генри, “Мещанин во дворянстве” Мольера).
Итоговое занятие.
Выполнение письменной зачётной работы.
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Тема занятия | Часы | Ведущая форма проведения занятия |
1. | Введение. | Лекция с элементами беседы Анкетирование |
|
Одно из величайших изобретений человечества | 2 | ||
1.1. | Зачем нужны деньги? | Выполнение творческой работы | |
1.2. | Денежные аферы. | ||
2. | Почему появились деньги? | 1 | Лекция с решением проблемных заданий |
3. | Эволюция денег. | ||
3.1. | Исторические формы денег. | Деловая игра, беседа. | |
3.2. | Деньги нашей страны. | Экскурсия в музей. | |
3.3. | “Наличность” зарубежных стран. | Сообщения учащихся. Выполнение творческой работы. |
|
3.4. | В чём сила “пластика”? | 1 | “Круглый стол” с представителями банка. |
3.5. | Электронные деньги | 1 | Экскурсия. |
3.6. | Мировые деньги | 1 | Лекция с элементами беседы. |
4. | Я и деньги. | 1 | Лекция в сочетании с элементами проектирования. |
5. | “Там царь Кощей…” | 1 | Сообщения учащихся. |
6. | Итоговое занятие. | 1 | Зачётная работа. |
Используемая литература
- Азимов Л.Б., Журавская Е.В.
Интернет-сайты:
- www.sbrf.ru
- www.bank.bdc.ru/mbo