Урок по теме "Приставки". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Слайд 1

Цели урока.

Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова; учить детей выделять приставку из состава слова;

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: учебники, тетради, интерактивная доска, презентация, разноуровневые карточки, схема-опора “грамматический человек”, иллюстрации картин о зимнем лесе, музыка из цикла “Времена года” композитора Антонио Вивальди (“Зима”).

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент.

Презентация (иллюстрация зимнего леса). Слайд 2

- Какое время года изображено на иллюстрации? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой?   Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на иллюстрацию, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) Попозже  мы с вами совершим прогулку в зимний лес.

II. Введение в тему. Слайд 3

Ребята обратите внимание на доску, прочитайте данные слова (предзимний, перезимовать, заморозило).  Если вы  внимательно прочитали их, то вы сможете найти ту морфему, которую мы еще не изучали. Что это за морфема?

Совершенно верно “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставки”.

- Поставьте цели  занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)

III. Повторение пройденного.

- Ребята вы любите рисовать? (Да)

- У вас на листочках нарисован круг, сейчас   мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)   Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.  

- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная?  (Корень) Обозначьте  рот в виде корня.

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком суффикса   правый глаз.

- А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли  получился   такой “человек”, как у меня.

IV. Объяснение новой темы.

- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.

1 2 3 4 5 6 7
             
             

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?

7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся, а сейчас мы отправимся в путешествие по зимнему лесу и посмотрим, из каких звуков и шорохов он состоит.

На свете все состоит из чего-то: лес – из деревьев, тетради – из листиков. А из чего сделаны…мальчики и девочки?

(Стихотворение “ Из чего только сделаны мальчики?”).

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек,
Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки.

– А слова, ребята, сделаны из своего “строительного материала”, из специальных кирпичиков, которые называются морфемами. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. И получаются интересные и выразительные слова. Вот, например, что обозначает морфема -ш-? Не понятно? А теперь: шли?

Слайд 4

– Давайте сыграем в игру. В ней будут участвовать вы, два веселых человечка, два домика, дорога, на дороге мостик через речку и большая лужа. А еще в игре участвуют морфемы: корень -ш-, суффикс -л-, окончание -и-. соединив морфемы, мы получим слово… (шли).

А также участвуют разные приставки, которые вы вспомните сами.

Задача – описать действия веселых человечков, образуя от слова “шли” другие слова с разными приставками.

- Проанализируем полученные слова. Изменилось ли значение слова с изменением приставки? Слайд 5

- Какой вывод мы сделаем?

- Проверим, верны ли наши предположения, прочитав пр. 77. (Стр.165)

Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?

Почему приставка – это значимая часть?

(Ученики высказывают свое предположение)

Учитель: Как найти приставку в слове?

(Ученики высказывают свое мнение)

Учитель: Проверим ваши знания.

V. Тренировочные упражнения.

1. Выполним задание: Работа в тетрадях. Слайд 6

Спишите текст, раскройте скобки, вставьте орфограммы. Выделите приставки.

(За)м..тает пурга белый пут..,
Хочет (в)мя..ких сн..гах
(По)т..нуть.
Вет..р резвый уснул
(На)пути.
Не пр..ехать (в)л..су,
Не пройти. С. Есенин.

Взаимопроверка. Слайд 7

- Сверьте свои работы с правильными ответами на доске.

- На какую тему это стихотворение?

Слайд 8

- Рассмотрите картину. Можно ли подобрать это стихотворение эпиграфом к нашей картине? Какой показана зима на этой иллюстрации?

2. Знаете ли вы стихотворения о зиме? (Чтение отрывка, если есть желающие)

Послушайте стихотворение Федора Тютчева

Чародейкою Зимою… Слайд 9

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

- Какие необычные слова вы услышали в этом стихотворении? (Эпитеты, метафоры)

- Найдите слова с приставками.

Слайд 10

3. Мы уже у опушки леса. Какая красота кругом. Снег так и искрится, сияет всеми цветами радуги. Но Грамматический человечек не впускает нас в сказочный лес, пока мы загадки не отгадаем. Отгадаем его загадки?

1. Отгадывание загадок.

1) Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ... (Зима)

2) Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Зд.: Выписать слова с приставками, выделить приставки.

Выборочный диктант.

(Потерплю, закручу, побелю, разукрашу, замету, упала, пропала)

2. Игра “Снежный ком”.

- И вот мы в зимнем лесу. Зимой ребята очень любят играть  в снежки.

- Назовите зимние игры, в которые вы играете.

- Поиграем в снежный ком. Я называю “зимнее” слово и бросаю “снежный ком” (мяч), поймавший находит приставку, называет другое слово с приставкой и бросает мяч следующему ученику.

- А вот какие слова приготовил для вас грамматический человечек.

Слайд 11

Заснеженный, запорошило, завьюжило.

- Запишите эти слова в словарики.

- Определите их лексические значения. Составьте словосочетания и предложения. (Устно)

3. Восстановление деформированных слов. Слайд 12

- Ребята, пока мы играли, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)

ок, лес, пере         ___________________(перелесок)
к, беж, про, а       ____________________(пробежка)
ок, гор, при         ____________________(пригорок)
ушк, корм, а        _____________________(кормушка)
за,енн,снеж, ый    ____________________(заснеженный)
н , зим, ий             _____________________(зимний)

- Ребята, что такое кормушка? Необходима ли она для птиц зимой?

- А вы приготовили кормушки птицам? Расскажите.

VI. Физминутка.

Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если мы сильней нажмём,
Дырку в парте мы проткнём.

“Я сильней наверняка!” -
Молвит правая рука.
“Почему же! Вот и нет!” -
Спорит левая в ответ.

VII. Самостоятельная работа.

- Вы хотите еще  выполнять задания “грамматического человека” и снежинки?

- Тогда продолжим работу.

Иллюстрации на тему “Зимний лес” – просмотр, музыка.

- Я хочу вам предложить музыку из цикла “Времена года”. Антонио Вивальди, “Зима”. Слушая это произведение, постарайтесь выполнить задания “грамматического человека”.

Карточка №1

Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!

Карточка №2

Составить текст из 3-5 предложений по иллюстрации на тему “Зимний лес”

Карточка №3

Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу .. бежала позем..а. .. летел ветер, деревья ..качались. С еловых лапок ..летели сугроб..и.

Началась пурга. Она ..должалась день и ночь, весь лес ..лепила снегом.

Проверка работ по карточкам.

VIII. Закрепление материала.

- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, вы должны выполнить еще несколько заданий “грамматического человека”.

Игра “Собери слово”.

- Взять корень у слова “зимний”, суффикс – у слова “верхушки”, окончание – у слова “птица”. (Зимушка)

Взять приставку у слова “занос”, корень у слова “морозец”, суффикс – у слова “горка”, окончание – у слова “санки”. (Заморозки)

Взять приставку у слова “подморозило”, корень у слова “снежок”, суффикс – у слова “лесник”, окончание – у слова “снеговики”. (Подснежники)

- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.

IX. Подведение итога.

- Вот мы и дома. Наше путешествие   завершилось. “Грамматический человек” благодарит вас за увлекательное путешествие по зимнему лесу. Зимушка пришла к нам с заморозками и вьюгами, но скоро из-под снега проглянут подснежники, и наступит ласковая весна.

- Над какой темой работали  на занятии?

- Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.

Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет?

(Ученики дают ответы)

Учитель: Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.

Учитель: Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?

X. Задание на дом: пр.77; составить сочинение-миниатюру по картине Грабаря “Февральская лазурь”, используя словарные слова или упр.402 (по желанию).

XI. Рефлексия.Слайд 13

И напоследок…

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

Мне было трудно …

- Спасибо. Мне приятно было с вами работать.

До свидания!