Пояснительная записка.
Критическая ситуация – это ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивом, стремлений, ценностей) (Ф.Е. Василюк). Кризисная ситуация для ребенка наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей – либо поддержки и помощи справится с существующим положением дел. Ребенок испытывает сильную неуверенность и беспомощность. В это время отмечается повышенная тревожность и склонность к страхам, повышенная эмоциональность, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать депрессию, недоверие, чувство вины и др. Подростковый кризис у каждого ребенка может протекать по - разному и принимать иногда самые неожиданные для родителей формы.
Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства.
Разрешение и серьезных, и пустяковых проблем подростков зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Таким образом, данная программа, имеет профилактическую направленность, а, следовательно, направлена на предупреждение возникновения у подростков: дезорганизации, пессимизма, демобилизации и эмоционального дисбаланса.
Цель: формирование навыков практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, и как следствие создание такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
Задачи:
- Формирование эффективных способов общения
- Развитие умения слушать и понимать собеседника
- Развитие рефлективных способностей.
- Снижение эмоциональной нестабильности, повышение положительного эмоционального фона.
- Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств подростков.
- Формирование адекватной самооценки, с развитием целостности личности и системы жизненных взглядов, способствующих ее дальнейшему становлению.
- Повышение психологической грамотности подростков
Возраст учащихся: 15-17 лет
Методы и приемы:
- Арттерапевтические техники
- Игровые методы
- Наблюдение
- Домашнее задание
- Релаксация
- Сказкотерапевтичекие техники
- Ведение дневника.
Общее количество часов: по 1 – 1,5 ч, 2 раза в неделю, в течение 5 недель.
Материалы: бумага, карандаши, краски, фломастеры, карточки, магнитофон, цветные нитки, магниты, английские булавки, платки.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | “Знакомство” | 1,5 |
2 | “Жизненные планы” | 1 |
3 | “Эмоции и чувства” | 1 |
4 | “Эмоции и чувства” | 1 |
5 | “Общение” | 1 |
6 | “Общение” | 1 |
7 | “Личность и самосознание” | 1 |
8 | “Личность и самосознание” | 1 |
9 | “Дом моей души” | 1 |
10 | “Прощание” | 1,5 |
Содержание программы с описанием используемых игр, упражнений и психотехник. Для публикации я поместила, только два самых интересных занятия, сам тренинг приложение 2. Здесь уже видны некоторые итоги работы ребят. А также я хочу представить работу учащегося второго курса 24 группы Бобина Александра <фото>, данную музыкальную композицию можно обсудить с ребятами на любом занятии, приложение 1.
Занятие 9. “Дом моей души”
Задачи:
Актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в себе, расширение границ когнитивного восприятия мира, активизация сенсорной памяти, углубление процесса самораскрытия,
Упражнение “Свеча”
Участники стоят в кругу. Ведущий (психолог) держит в руках свечу: “Каждое занятие мы с вами будем начинать с того, что стоя в кругу, я буду зажигать свечу и со словами - пожеланиями передавать соседу слева, он также в свою очередь со словами – пожеланиями будет передавать своему соседу слева. Не забывайте благодарить своих “соседей”. После того как свеча сделает круг, она вернется ко мне. А в конце занятия после упражнения “окно” мы с вами вместе задуем нашу свечу”.
Обсуждение домашнего задания.
Д/З: “Мой герб”
Обсуждение домашнего задания занятия 8 – обсуждение и сравнение подготовленных рисунков. Вместо герба Бобин Александр представил свою музыкальную работу. Приложение 1.
“Дом моей души”
Ставится спокойная музыка. Участникам предлагается представить место, где им хорошо, их самое любимое место, и рассмотреть пейзаж вокруг. Затем их просят мысленно построить там дом и постараться запомнить все детали образа. И в заключениe – нарисовать увиденный образ. Когда все работы будут выполнены, ребята делятся своими рисунками и впечатлениями от задания.
Упражнение “Необитаемый остров”
Ведущий. Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело никто, кроме вас, не сможет завершить? Представьте, что в вашем распоряжении оказались обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?
“Дерево”
Участникам предстоит нарисовать рисунок одного дерева таким образом, что каждый из них будет рисовать какую-то отдельную его часть. Им раздаются листы формата А 4. участники должны, не разговаривая (!), выбрать каждый для себя ту часть дерева, которую они будут рисовать, и изобразить ее. Затем нарисованные части стараются объединить в целое – большое дерево.
Обсуждение:
- Насколько участникам удалось договориться и создать целостную картину дерева?
- Каков вклад в это целое каждого из участников?
“Закончи предложение”
Участников просят закончить предложение “Успех в жизни для меня – это…”.
Обсуждение:
Опираясь на результаты выполнения задания, предлагается порассуждать о роли успеха в жизни каждого из участников и том, как они к нему стремятся.
Д/З: “Рисунок левой рукой”
Нарисовать рисунок левой рукой.
“Я хочу вам подарить”
Представьте, что у всех нас с вами день рождения в один день, и нам необходимо всем подарить подарки. Нарисуйте те подарки, которые действительно, на ваш взгляд необходимы для каждого конкретного участника нашей группы. У вас должно получиться столько подарков, сколько участников в группе. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно. Каждый нарисованный подарок необходимо адресовать (подписать, для кого он предназначен).
“Окно” (завершающее упражнение)
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему “Окно”. Ее психолог может приготовить заранее: на листе формата А 4 нарисовано окно, в одной половине которого сверху располагается надпись “Узнал о себе сам”, в другой – “Об этом сказали другие”, кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе.
Схема “Окно” заполняется в конце каждого занятия. Если на листе не остается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны.
“Свеча”
Занятие 10. “Прощание”
Задачи:
Актуализация и обобщение знаний о своем будущем, получение обратной связи, закрепление представлений участников о самих себе, анализ и обобщение опыта изменений, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности.
Упражнение “Свеча”
Обсуждение домашнего задания.
Д/З: “Рисунок левой рукой”
Выставка и обсуждение рисунков, сделанных левой рукой.
“Жить – это значит расти и меняться”
Участники, обращаются к своим схемам “Окно”, по очереди зачитывают то, что узнали о себе за время занятий.
“Ожерелье пожеланий”
В центре комнаты стоит стул, на котором лежат заранее подготовленные по числу участников отрезки шерстяной нити по 60см и достаточно большое количество отрезков шерстяной нити по 10см разного цвета. Каждый участник берет нить 60см и повесит себе на грудь, завяжет узелком, сделав основу под “Ожерелье желаний”. Затем каждый будет брать по несколько цветных отрезков по 10см, и привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своими пожеланиями. Старайтесь желать человеку только то, что ему действительно нужно. Никого пропускать нельзя.
“Прощание””
Участники делятся своими впечатлениями от занятий, перебирают работы, сделанные за это время. И вручают друг другу рисунки на тему “Я хочу вам подарить”, сопровождая их рассказом о том, почему был выбран тот или иной подарок.
Список использованной литературы.
- Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.: Эксмо, 2010.
- Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2004.
- Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.