Конспект урока окружающего мира с применением ИКТ по теме "Заочное путешествие в музей"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с историей возникновения музея, его видами, профессиями людей, изучающих историю вещей,
  • развивать историческое мышление, умение видеть прекрасное,
  • воспитывать интерес к истории предков, уважительное отношение к старинным вещам,
  • прививать желание заниматься творческой деятельностью.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация

ХОД УРОКА

Cлайд 2

Разгадывание кроссворда.

Впишите слова, которые обозначают картинки (автомобиль, луноход, поезд. крейсер, электричка). В выделенных клеточках прочитайте тему урока.

Cлайд 3

Тема урока. Как вы понимаете значение этого слова “Музей”?

Cлайд 4

Слово “музей”, знакомое нам с детства, очень древнее. Оно происходит от слова “музы”, как называли греки богинь, которые покровительствовали искусствам и наукам. Поэтому музей — это дом, или храм Муз. Первый музей появился в городе Александрии, в Египте, когда там правили греческие цари, в 3 веке до н.э.

Cлайд 5, 6

Любовь к собиранию вещей, или коллекционированию, — одна из удивительных черт человека, которая была присуща ему всегда. В сокровищницах египетских, греческих, римских храмов, собирали древние памятники, священные изображения богов, различные ценные предметы. Цари и правители собирали прекрасные статуи, резные камни и картины, красивые ткани и сосуды. В Греции и Риме были даже особые места при храмах, где выставлялись всякие чудеса природы и искусства.

Например, Флоренция. Дворец Барджелло — мощная суровая крепость, построенная в 1255 году

Но от наших музеев эти собрания древности отличаются одной важной чертой: предметы в них собирались без какого-либо порядка, никто не изучал, когда они сделаны. Греческая статуя могла быть помещена рядом с астрономическим камнем или плодом диковинного растения, реликвия — с костями древнего животного. Только постепенно ученые Европы начали наводить порядок в этих собраниях и складывать их по векам и народам, как отделы в наших музеях: Искусство Древнего Египта, Искусство Франции 18 века и так далее.

Cлайд 7, 8, 9, 10

Самые больших и знаменитые сейчас музеи — Лувр в Париже, в бывшем королевском дворце, Британский музей в Лондоне, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Cлайд 11

Обычно в музеи входили коллекции, которые собирались королями или знатью. Музеи сейчас различаются для удобства по своему предназначению: этнографические, где собраны предметы разных народов, художественные — собрания картин и статуй.

Какие же бывают музеи?

Cлайд 12

Палеонтологический музей, в нем представлены ископаемые окаменелости древних животных и растений.

Cлайд 13

Художественный музей – работы скульпторов и художников.

Cлайд 14, 15

Например, Третьяковская галерея – находится в старом московском переулке недалеко от Кремля. Если вы туда зайдете, то сможете познакомиться с картинами известных художников нашей страны. В 19 веке это был дом купцов, братьев Третьяковых Павла и Сергея Михайловича, которые увлекались искусством и покупали картины у известных художников. В 1892 году они передал свою коллекцию (около 1800 произведений) в дар городу Москве. В 1902 году фасад дома был реконструирован в русском стиле по проекту художника В.М.Васнецова.

Cлайд 16

Исторический музей, здесь собраны предметы, рассказывающие о жизни людей в разные исторические времена.

Cлайд 17

Кунсткамера – с немецкого переводится как “кабинет редкостей”. Здание было построено в Санкт-Петербурге на берегу реки Невы по приказу царя Петра 1. Сам царь начинал собирать в нем экспонаты: оружие, инструменты, посуду, чучела птиц и зверей.

Cлайд 18,19

Зимний дворец, Эрмитаж.

В Санкт-Петербурге есть еще одно замечательное здание – архитектурное чудо – Зимний дворец. Это резиденция императорского дома. Строили его 5 лет для дочери Петра 1 Елизаветы. Здание вмещало в себя церковь, тронную залу, театр и множество покоев.

Когда хозяйкой дворца стала Екатерина 11 она завела у себя картинную галерею, собирала статуи, кубки, монеты. Все это можно увидеть здесь же в здании Эрмитажа

Cлайд 20, 21

Краеведческий музей рассказывает все о родном крае

Cлайд 22

Музей-заповедник – Пушкинские горы. Семеном Степановичем Гейченко после войны был восстановлен этот музей. Сегодня мы можем любоваться красотой природы. Изучать в каком доме проживал поэт и его знакомые, какого убранство комнат и какие предметы были в обиходе того времени.

Cлайд 23

Музей деревянного зодчества – музей под открытым небом, церкви, построенные без единого гвоздя.

Cлайд 24

Петергоф. Фонтаны. Как выглядел парк, в котором любила отдыхать царская семья.

Есть музеи мебели, старинных фонарей, книг, часов, есть кабинеты-музеи художников, писателей, ученых. И все они в какой-то степени похожи на древний Музей в Александрии, потому что они — тоже храмы Муз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Cлайд 25

  • Как вещи попадают в музей?

Cлайд 26, 27, 28.29, 30, 31,32

Археолог. Ученых, изучающих древности. Называют археологами. Чтобы узнать прошлое археолог проводит раскопки. В разных слоях земли археолог находит остатки старинных построек, монеты, оружие, посуду. По этим находкам можно узнать. Как люди жили в старину, чем занимались.

Давайте вместе с вами заглянем в раскоп. Где работают археологи.Какое место может заинтересовать археологов?

Когда надо вынимать большое количество земли, используют технику, как только доходят до раскопок –стоп! Здесь в работу вступает лопата, нож, совок и даже кисточка. Чтобы не запутаться в раскопе, его поверхность делят на квадраты 10 на 10 м. Такие же квадраты наносятся на бумагу. Это делается для того, чтобы найденные предметы можно было зарисовать.

Cлайд 33, 34, 35

Реставратор. Найденные археологами предметы попадают в руки к реставраторам. Они соберут из груды черепков вазу, кувшин, очистят монету, восстановят развалившийся рыцарский доспех.Кропотливый труд реставраторов позволяет восстановить старинное архитектурное здание.

Два человека рассматривали реставрированную картину. Один считал ее подлинной, а другой – подделкой, утверждая, что она могла быть нарисована в средние века. Кто прав?

Cлайд 36

Нумизмат. Монеты найденные в древних кладах попадут на стол к нумизмату. Этот человек изучает монету, разбирается, что на ней изображено: портрет правителя, Праздники, спортивные игры, сцены из мифов. Монеты помогают определить время, быт людей.

Cлайд 37

Этнограф. Одежда, головные уборы, обувь., украшения – это материал для этнографа, который нам расскажет о бытовой жизни людей разных времен.Сотни людей работают в архивах и библиотеках восстанавливая старинные древние тексты книг.

Cлайд 38

Экскурсовод – человек, который проводит экскурсию, знает историю каждой вещи. Попробуйте выступить в этой роль. Подготовьте дома экскурсию в мир старинных вещей. В этом вам поможет детская энциклопедия.

Cлайд 39

Заглянем в русскую избу и попробуем назвать вещи, как называются они сейчас и как назывались в старину. Если правильно разгадаем кроссворд, то узнаем, как раньше называли старинные предметы, которые человек использовал на кухне.

Cлайд 40

Подведем итоги. Когда заканчивается экскурсия посетители обычно в книге пожеланий делают записи, сообщают, что им больше всего запомнилось. Вот и вам задание. Ответьте на вопросы теста. А что запомнили вы?

Карточка для работы

1. Что хранится в музее? ___________________________

2. Из каких музеев эти предметы? (соедини стрелочками)

ОКАМЕНЕЛОЕ РАСТЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
СТАРИННАЯ МОНЕТА КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
КАРТИНА ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ
СТАРИННАЯ ФОТОГРАФИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

3. Как называют человека, который проводит экскурсию в музее? ____________________________

4. Как называют человека, который изучает древность, проводит раскопки (подчеркни)

  • Реставратор
  • Археолог
  • Этнограф

5. Какие инструменты использует археолог во время раскопок? (закрась) (Рисунок 1)

Литература. Источники информации

1.Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. Пособие для учащихся. М.: ЦГО, 1995

2.Саплина Е.В., Саплин А.И. “Введение в историю. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1998

3. Саплина Е.В., Саплин А.И. “Введение в историю. 3 класс. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2002

4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007. http://www.vKIDS.ru – использованы иллюстрации диска и материалы для презентации

5. http://images.yandex.ru - использованы иллюстрации для презентации