Финикийцы: труженики или баловни судьбы?

Разделы: История и обществознание


Многолетний опыт работы с пятиклассниками и постоянная необходимость сочетать «несочетаемое», а именно: установку на формирование образного представления о событиях древней истории и требование измеримой результативности обучения заставили меня выработать определённый стиль, простой и довольно эффективный. Предлагаю познакомиться с этим подходом на примере темы о финикийских мореплавателях.

Во-первых, тему желательно переформулировать так, чтобы она была не просто названием, а вызывала интерес, задавала некую даже интригу.

Таким образом, наш урок будет называться «Финикийцы: труженики или баловни судьбы?»

Цели и задачи урока традиционны:

  • создание образного представления о занятиях, образе жизни и нравах финикийцев;
  • формирование навыков поисковой деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к истории любого народа и т.д.

Оборудование к уроку не требует большой подготовки: это карта «Египет и Передняя Азия», магниты двух цветов (например, зелёные и чёрные), «весы истории» (простейший рисунок на доске).

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Как правило, это беседа с классом по предыдущей теме («Законы царя Хаммурапи», останавливаться на этом не буду).

Теперь перебрасываем «мостик» к изучению новой темы:

– Совсем иной, нежели у вавилонян, был образ жизни их соседей по Передней Азии – финикийцев, одного из самых богатых народов мира, о которых гремела слава по всему Средиземноморью. Доброй или дурной была эта слава? Кто они – финикийцы: труженики или баловни судьбы? Это и предстоит нам определить. А помогут нам в этом «весы истории».

(Рисуем на доске «весы истории», а ученики повторяют рисунок в тетради).

2. Изучение нового материала.

2.1. Образный рассказ учителя, сопровождающийся работой с картой, с иллюстрациями учебника, составлен исключительно из теневых (или демонстрирующих ненужность приложения усилий) сторон жизни финикийцев:

  • «дары природы» (удачное морское положение, кедр/строительный лес, кварцевый песок и т.п.),
  • работорговля,
  • разбой,
  • отсутствие религии,
  • жадность, жестокость, лживость и т.п.

Сопровождаем свой рассказ записью на доске и прикреплением чёрных магнитов на одну чашу «весов». С каждым новым фактом эта чаша явственно «опускается» под их тяжестью.

Это вызывает естественное удивление школьников. Поддерживаем в них этот интерес:

– Разве может быть, чтобы жизнь целого народа была окрашена в чёрный цвет? Давайте попробуем уравновесить чаши весов!

2.2. Самостоятельная работа с текстом параграфа.

Ребята с удовольствием работают с текстом, записывая факты в защиту финикийцев, стараясь «уравновесить» чаши.

2.3. Проверка выполненной работы.

Ученики по желанию (обычно недостатка не бывает) выходят к доске, прикрепляют на противоположную чашу весов зелёный магнит, аргументируя своё решение.

Учитель контролирует работу, даёт необходимые комментарии, останавливается на оптимальном, на его взгляд соотношении «+» и «-».

3. Подведение итогов.

Подводим учеников к выводу о самоценности любого народа мира, о недопустимости крайних оценок.

Примечания.

  1. Иногда я применяю вместо магнитов вырезанные из цветной бумаги знаки «+» и «-».
  2. Как правило, иллюстраций учебника достаточно. Но можно воспользоваться и дополнительными изображениями с помощью презентации. Хотя техническое усложнение здесь лишнее.
  3. Есть прекрасная возможность похвалить за рисунки – самые аккуратные, и за записи – самые полные.
  4. В самом начале темы с ребятами стоит разобрать понятие «баловень судьбы». Думаю, что о понятии «труженик» они имеют представление:).

Урок получается насыщенным, быстрым, разнообразным; материал усваивается легко и надолго.