Многолетний опыт работы с пятиклассниками и постоянная необходимость сочетать «несочетаемое», а именно: установку на формирование образного представления о событиях древней истории и требование измеримой результативности обучения заставили меня выработать определённый стиль, простой и довольно эффективный. Предлагаю познакомиться с этим подходом на примере темы о финикийских мореплавателях.
Во-первых, тему желательно переформулировать так, чтобы она была не просто названием, а вызывала интерес, задавала некую даже интригу.
Таким образом, наш урок будет называться «Финикийцы: труженики или баловни судьбы?»
Цели и задачи урока традиционны:
- создание образного представления о занятиях, образе жизни и нравах финикийцев;
- формирование навыков поисковой деятельности;
- воспитание уважительного отношения к истории любого народа и т.д.
Оборудование к уроку не требует большой подготовки: это карта «Египет и Передняя Азия», магниты двух цветов (например, зелёные и чёрные), «весы истории» (простейший рисунок на доске).
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Как правило, это беседа с классом по предыдущей теме («Законы царя Хаммурапи», останавливаться на этом не буду).
Теперь перебрасываем «мостик» к изучению новой темы:
– Совсем иной, нежели у вавилонян, был образ жизни их соседей по Передней Азии – финикийцев, одного из самых богатых народов мира, о которых гремела слава по всему Средиземноморью. Доброй или дурной была эта слава? Кто они – финикийцы: труженики или баловни судьбы? Это и предстоит нам определить. А помогут нам в этом «весы истории».
(Рисуем на доске «весы истории», а ученики повторяют рисунок в тетради).
2. Изучение нового материала.
2.1. Образный рассказ учителя, сопровождающийся работой с картой, с иллюстрациями учебника, составлен исключительно из теневых (или демонстрирующих ненужность приложения усилий) сторон жизни финикийцев:
- «дары природы» (удачное морское положение, кедр/строительный лес, кварцевый песок и т.п.),
- работорговля,
- разбой,
- отсутствие религии,
- жадность, жестокость, лживость и т.п.
Сопровождаем свой рассказ записью на доске и прикреплением чёрных магнитов на одну чашу «весов». С каждым новым фактом эта чаша явственно «опускается» под их тяжестью.
Это вызывает естественное удивление школьников. Поддерживаем в них этот интерес:
– Разве может быть, чтобы жизнь целого народа была окрашена в чёрный цвет? Давайте попробуем уравновесить чаши весов!
2.2. Самостоятельная работа с текстом параграфа.
Ребята с удовольствием работают с текстом, записывая факты в защиту финикийцев, стараясь «уравновесить» чаши.
2.3. Проверка выполненной работы.
Ученики по желанию (обычно недостатка не бывает) выходят к доске, прикрепляют на противоположную чашу весов зелёный магнит, аргументируя своё решение.
Учитель контролирует работу, даёт необходимые комментарии, останавливается на оптимальном, на его взгляд соотношении «+» и «-».
3. Подведение итогов.
Подводим учеников к выводу о самоценности любого народа мира, о недопустимости крайних оценок.
Примечания.
- Иногда я применяю вместо магнитов вырезанные из цветной бумаги знаки «+» и «-».
- Как правило, иллюстраций учебника достаточно. Но можно воспользоваться и дополнительными изображениями с помощью презентации. Хотя техническое усложнение здесь лишнее.
- Есть прекрасная возможность похвалить за рисунки – самые аккуратные, и за записи – самые полные.
- В самом начале темы с ребятами стоит разобрать понятие «баловень судьбы». Думаю, что о понятии «труженик» они имеют представление:).
Урок получается насыщенным, быстрым, разнообразным; материал усваивается легко и надолго.