Экологическое воспитание. Тема: "Зимушка-зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

· уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи, много снега, водоемы покрыты льдом, деревья стоят голы; изменение образы жизни животных, птиц, насекомых);

· учить, устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе;

· познакомить детей с образом русской зимы, преданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно-прикладных видах искусства);

· вызвать чувство любви к родной природе;

· подвести к пониманию жанрового изобразительного искусства, умение определять характер произведения;

· воспитывать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа:

· наблюдать за природой;

· отгадывание загадок о зиме;

· чтение стихотворений “Поет зима – аукает” С.Есенина и “Зима” И.Сурикова;

· приметы о зиме;

· прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского.

Материал:

· картины:

1) И. Шишкин “Зима” (рис. 1)

2) Игорь Грабарь “Сказка инея и восходящего солнца” (рис. 2-3)

3) Григорий Нисский “Подмосковье. Февраль” (рис. 4)

4) картины животных в разное время (рис. 5-11)

· музыкальные произведения П.И.Чайковского “На тройке”, Вивальди “Зима”, песня “Пингвины” композитора В.Купревича на слова А.Горохова.

· краски, кисти, ватные палочки.

Ход занятия

I. Отгадывание загадок.

1) Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Cнежинка)

2) Мягкий он, а не подушка
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь – ручеек. (Cнег)

3) Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

4) Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки! (Зима)

Воспитатель: Ребята, эти явления природы какого времени года?

Дети: Зима..

Воспитатель: А какие знаете приметы о зиме?

Дети: … (ответы ребят).

Воспитатель: Ночью был иней – днем снег не выпадает. Как вы понимаете эту примету?

Дети: … (ответы ребят).

Воспитатель: Если все покрыто инеем к утру, значит будет сегодня ясная, без осадков погода.

А эту примету как вы понимаете: “Ветер снег съедает”?

Воспитатель: Если ветреная погода, то день без осадков.

Воспитатель: Вороны летают и кружатся – морозу.

Дети: … (ответы ребят)

Воспитатель:

Много снега – много хлеба:
Много воды – много травы.

Воспитатель: Если зима снежная, то урожай будет богатый.

II. Беседы о характерных признаках зимы, происхождение и свойствах снега.

Воспитатель: Ребята, каким месяцем начинается зима?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Молодцы! Он же кончает год. А как вы поняли, что зима наступила?

Дети: … (ответы ребят)

Воспитатель: Да, белые дорожки, обсыпанные первым снегом деревья и кустарники, придают всему миру праздничность. Правда, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой. А вы знаете, как появляются снежинки?

Дети: … (ответы детей)

Воспитатель: Снежинка – эта капелька воды. Пока она летит с неба, тучки, ветер и мороз протыкают эту капельку и вырезают узоры. (Воспитатель вырезает из круга снежинку).

Воспитатель: Чем тише погода, тем красивее падающие на землю снежинки.

А при сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды образуются в снежную пыль.

А когда мороз несильный – снежинки, скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Ребята, а как называется явление, когда с неба падают много-много снежинок?

Дети: Снегопад.

Воспитатель: Молодцы! Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой вначале бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Воспитатель: Хрустит снег от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи. Идет зима, растут сугробы, ее снежный покров постепенно становится плотным. А тут ее пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда ветер налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется НАСТОМ. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм.

Представляете ребята, лоси и олени могут даже пораниться острой коркой снега. Даже вы, ребята, можете пораниться. (Рис.8)

Из-под наста животным трудно выкапывать мох и листья.

Ребята, а как мы, люди, можем помочь животным в зимнее время?

Дети: Расставить кормушки в разных местах.

Не разбрасывать мусор и собирать острые предметы, мусор.

Воспитатель: А мы можем сделать кормушки?

Дети: Да.

Воспитатель: Можно сделать из коробок, из пластиковых бутылок. Вот на следующем занятие этим и займемся.

Воспитатель: А вот зайчишкам зато раздолье. Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится. Как по паркету, и никто не может за ним угнаться!

Воспитатель: Ребята, как выглядит зайчик зимой?

Дети: белым (рис. 7.).

Воспитатель: Почему он меняет шубку?

Воспитатель: Ребята, представляете, не смотря на холод, продолжается жизнь. Именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Под снегом зимуют пшеница, рожь, земляника, клюква.

Деревья и кустарники спят зимним сном с оставшимися почками. А хвойные деревья – какими листьями?

Дети: Зелеными.

Воспитатель: На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях – клене, рябине, калине, шиповнике. Эти плоды кому помогают перезимовать?

Дети: Белке, птицам (рис.5, 9, 10, 11).

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать для природы? Как помочь перезимовать животным?

Дети: Не ломать деревья, ветки; расставить кормушки; собирать мусор; подкармливать птиц хлебом, зернами.

III. А сейчас мы с вами на время перенесемся в холодный край, который называется Южный полюс – это самое холодное место на нашей Земле. Но, оказывается, что и там есть жизнь. Например, на Южном полюсе, в стране под названием Антарктида, живут веселые животные, которых зовут пингвины. Кто может рассказать, как выглядят пингвины, как они стоят и двигаются?

Дети: …(ответы показы ребят)

Воспитатель: А теперь мы на время с вами превратимся в пингвинов (физкультминутка).

Текст куплетов Танцевальные движения
1. В Антарктиде льдины земли скрыли Дети стоят в кругу, выполняют двойные удары руками-крыльями по бокам, поворачиваясь вправо и влево.
Землю в Антарктиде замела пурга. Делают по бокам одиночные удары, поворачиваясь в стороны вдвое быстрее.
Здесь одни пингвины прежде жили, Переходят к первоначальным двойным ударам в более медленном исполнении поворотов.
Ревниво охраняя свои снега. Снова делают одиночные удары, поворачиваясь в стороны вдвое быстрее.
2. Как-то раз пингвины в полном сборе
К морю на рыбалку побрели гурьбой.
Маленькими шагами на всей ступне вперевалку идут по кругу.
Странную картину видят в море –
Огромный черный айсберг дымит трубой
Останавливаются, поворачиваются к центру круга спиной, приставляют ладонь ко лбу. Смотрят из-под ладони правой руки сначала вправо, затем – влево.
3. Струсили пингвины – что же будет,
И откуда ветер к ним пригнал гостей.
Впервые повстречали они людей.
Легкие приседания, разводя руки в стороны, с наклонами головы то вправо, то влево. Видят, как на льдину сходят люди. Марширование с высоким подниманием колен и энергичными взмахами руками.
4. Люди их спугнули песней звонкой,
Тишины разрушив многолетний плен.
Обнимают друг друга за плечи, раскачиваются то вправо, то влево.
Небо затянули сетью тонкой,
Развесив паутину своих антенн.
Поднимают руки вверх, делают наклоны вправо и влево.
5. И теперь в пингвинах нету страха,
Радио послушать и они хотят.
И шеренгой чинно в черных фраках
Часами у поселка они стоят.
Движение первого куплета.

IV. Воспитатель: Вы, ребята, любите зиму? За что вы любите? Почему?

Дети: … (ответы ребят)

Воспитатель: (иллюстрация картин художников). Посмотрите ребята. Как художник, с помощью красок и кисти, отобразил любовь к зимней природе (рис.1, 2, 3, 4).

А с помощью слова, рифм – кто выражает свое отношение?

Дети: Поэты, писатели.

Воспитатель: Давайте мы зимушке-зиме расскажем стихотворение Ивана Сурикова “Зима”.

Дети: … (спросить одного ребенка)

Воспитатель: Послушайте еще стихотворение о зиме Сергея Есенина “Поет зима – аукает” (чтение стихотворения).

Воспитатель: Какую зиму, ребята, поэт изобразил в этом стихотворении?

Дети: Суровую.

Воспитатель: Как он ее описал?

Дети:

Поет зима – аукает;

холодная метелица;

вьюга с ревем бешенным

стучит по ставням свешенным.

Воспитатель: Молодцы! А еще как можно передать чувства? С помощью звуков и мелодии можно передать свое отношение?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем произведение П.И.Чайковского из альбома “Времена года”, называется “На тройке”.

А почему, как вы думаете. Он так назвал?

Дети: … (ответы ребят)

Воспитатель: раньше зимой катались на тройке. Это сани, запряженные тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик.

Воспитатель: Давайте и мы прокатимся на тройке. Глазки закроем и тихо любуемся природой. (Слушание “На тройке”)

Слушание озвучить.

Воспитатель:

Как хорошо в морозном лесу!
На ветвях лежит пушистый снег,
Огромные сугробы, мягким покрывалом,
Застелили все тропинки.

(II ч.) И только широкая дорога
Ведет куда-то вдаль.
С веселым перезвоном
Мчатся по ней сани,
Запряженные тройкой лошадей.
Полетит, как птица, тройка.
Колокольчик зазвенит.
И раскинет пред вами –
Бесконечный леса вид.

(III ч.) Летишь, а вокруг
Мелькают заснеженные просторы полей,
На солнце сверкают снежинки,
Вдыхаешь свежий морозный воздух.
Как красиво вокруг!

Воспитатель: Понравилось вам, ребята?

Какой красивый пейзаж нарисовал композитор, с помощью нот и звуков, каждый жанр передает свои чувства по-своему.

Художники как передают? С помощью чего?

Дети: Кисти, красок.

Воспитатель: Как поэты передают?

Дети: С помощью слова, рифм.

Воспитатель: А композиторы?

Дети: Нот и звуков.

Воспитатель: А давайте и мы с вами выразим свое отношение к зиме. Мы же любим ее, да?

Дети: Да!

Воспитатель: Каждый сейчас нарисует зиму, за что вы ее любите? Может кому-то помогут нарисовать музыка или картины. (Ребята рисуют под музыку Вивальди “Зима”)

V. Итог.

Воспитатель: А теперь закончили, положили кисточки, кто не дорисовал, закончат после занятия.

Интересный был урок?

Дети:…(ответы ребят)

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Какие новые слова услышали?

Дети:…(ответы ребят)

Воспитатель: Посмотрим ваши картинки? (Рассматривание работ ребят)