Цели:
· уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи, много снега, водоемы покрыты льдом, деревья стоят голы; изменение образы жизни животных, птиц, насекомых);
· учить, устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе;
· познакомить детей с образом русской зимы, преданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно-прикладных видах искусства);
· вызвать чувство любви к родной природе;
· подвести к пониманию жанрового изобразительного искусства, умение определять характер произведения;
· воспитывать эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа:
· наблюдать за природой;
· отгадывание загадок о зиме;
· чтение стихотворений “Поет зима – аукает” С.Есенина и “Зима” И.Сурикова;
· приметы о зиме;
· прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского.
Материал:
· картины:
1) И. Шишкин “Зима” (рис. 1)
2) Игорь Грабарь “Сказка инея и восходящего солнца” (рис. 2-3)
3) Григорий Нисский “Подмосковье. Февраль” (рис. 4)
4) картины животных в разное время (рис. 5-11)
· музыкальные произведения П.И.Чайковского “На тройке”, Вивальди “Зима”, песня “Пингвины” композитора В.Купревича на слова А.Горохова.
· краски, кисти, ватные палочки.
Ход занятия
I. Отгадывание загадок.
1) Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Cнежинка)
2) Мягкий он, а не подушка
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь – ручеек. (Cнег)
3) Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
4) Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки! (Зима)
Воспитатель: Ребята, эти явления природы какого времени года?
Дети: Зима..
Воспитатель: А какие знаете приметы о зиме?
Дети: … (ответы ребят).
Воспитатель: Ночью был иней – днем снег не выпадает. Как вы понимаете эту примету?
Дети: … (ответы ребят).
Воспитатель: Если все покрыто инеем к утру, значит будет сегодня ясная, без осадков погода.
А эту примету как вы понимаете: “Ветер снег съедает”?
Воспитатель: Если ветреная погода, то день без осадков.
Воспитатель: Вороны летают и кружатся – морозу.
Дети: … (ответы ребят)
Воспитатель:
Много снега – много хлеба:
Много воды – много травы.
Воспитатель: Если зима снежная, то урожай будет богатый.
II. Беседы о характерных признаках зимы, происхождение и свойствах снега.
Воспитатель: Ребята, каким месяцем начинается зима?
Дети: Декабрь.
Воспитатель: Молодцы! Он же кончает год. А как вы поняли, что зима наступила?
Дети: … (ответы ребят)
Воспитатель: Да, белые дорожки, обсыпанные первым снегом деревья и кустарники, придают всему миру праздничность. Правда, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой. А вы знаете, как появляются снежинки?
Дети: … (ответы детей)
Воспитатель: Снежинка – эта капелька воды. Пока она летит с неба, тучки, ветер и мороз протыкают эту капельку и вырезают узоры. (Воспитатель вырезает из круга снежинку).
Воспитатель: Чем тише погода, тем красивее падающие на землю снежинки.
А при сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды образуются в снежную пыль.
А когда мороз несильный – снежинки, скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.
Ребята, а как называется явление, когда с неба падают много-много снежинок?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Молодцы! Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой вначале бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
Воспитатель: Хрустит снег от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи. Идет зима, растут сугробы, ее снежный покров постепенно становится плотным. А тут ее пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда ветер налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется НАСТОМ. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм.
Представляете ребята, лоси и олени могут даже пораниться острой коркой снега. Даже вы, ребята, можете пораниться. (Рис.8)
Из-под наста животным трудно выкапывать мох и листья.
Ребята, а как мы, люди, можем помочь животным в зимнее время?
Дети: Расставить кормушки в разных местах.
Не разбрасывать мусор и собирать острые предметы, мусор.
Воспитатель: А мы можем сделать кормушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Можно сделать из коробок, из пластиковых бутылок. Вот на следующем занятие этим и займемся.
Воспитатель: А вот зайчишкам зато раздолье. Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится. Как по паркету, и никто не может за ним угнаться!
Воспитатель: Ребята, как выглядит зайчик зимой?
Дети: белым (рис. 7.).
Воспитатель: Почему он меняет шубку?
Воспитатель: Ребята, представляете, не смотря на холод, продолжается жизнь. Именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Под снегом зимуют пшеница, рожь, земляника, клюква.
Деревья и кустарники спят зимним сном с оставшимися почками. А хвойные деревья – какими листьями?
Дети: Зелеными.
Воспитатель: На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях – клене, рябине, калине, шиповнике. Эти плоды кому помогают перезимовать?
Дети: Белке, птицам (рис.5, 9, 10, 11).
Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать для природы? Как помочь перезимовать животным?
Дети: Не ломать деревья, ветки; расставить кормушки; собирать мусор; подкармливать птиц хлебом, зернами.
III. А сейчас мы с вами на время перенесемся в холодный край, который называется Южный полюс – это самое холодное место на нашей Земле. Но, оказывается, что и там есть жизнь. Например, на Южном полюсе, в стране под названием Антарктида, живут веселые животные, которых зовут пингвины. Кто может рассказать, как выглядят пингвины, как они стоят и двигаются?
Дети: …(ответы показы ребят)
Воспитатель: А теперь мы на время с вами превратимся в пингвинов (физкультминутка).
Текст куплетов | Танцевальные движения |
1. В Антарктиде льдины земли скрыли | Дети стоят в кругу, выполняют двойные удары руками-крыльями по бокам, поворачиваясь вправо и влево. |
Землю в Антарктиде замела пурга. | Делают по бокам одиночные удары, поворачиваясь в стороны вдвое быстрее. |
Здесь одни пингвины прежде жили, | Переходят к первоначальным двойным ударам в более медленном исполнении поворотов. |
Ревниво охраняя свои снега. | Снова делают одиночные удары, поворачиваясь в стороны вдвое быстрее. |
2. Как-то раз пингвины в
полном сборе К морю на рыбалку побрели гурьбой. |
Маленькими шагами на всей ступне вперевалку идут по кругу. |
Странную картину видят в
море – Огромный черный айсберг дымит трубой |
Останавливаются, поворачиваются к центру круга спиной, приставляют ладонь ко лбу. Смотрят из-под ладони правой руки сначала вправо, затем – влево. |
3. Струсили пингвины – что
же будет, И откуда ветер к ним пригнал гостей. Впервые повстречали они людей. |
Легкие приседания, разводя руки в стороны, с наклонами головы то вправо, то влево. Видят, как на льдину сходят люди. Марширование с высоким подниманием колен и энергичными взмахами руками. |
4. Люди их спугнули песней
звонкой, Тишины разрушив многолетний плен. |
Обнимают друг друга за плечи, раскачиваются то вправо, то влево. |
Небо затянули сетью
тонкой, Развесив паутину своих антенн. |
Поднимают руки вверх, делают наклоны вправо и влево. |
5. И теперь в пингвинах
нету страха, Радио послушать и они хотят. И шеренгой чинно в черных фраках Часами у поселка они стоят. |
Движение первого куплета. |
IV. Воспитатель: Вы, ребята, любите зиму? За что вы любите? Почему?
Дети: … (ответы ребят)
Воспитатель: (иллюстрация картин художников). Посмотрите ребята. Как художник, с помощью красок и кисти, отобразил любовь к зимней природе (рис.1, 2, 3, 4).
А с помощью слова, рифм – кто выражает свое отношение?
Дети: Поэты, писатели.
Воспитатель: Давайте мы зимушке-зиме расскажем стихотворение Ивана Сурикова “Зима”.
Дети: … (спросить одного ребенка)
Воспитатель: Послушайте еще стихотворение о зиме Сергея Есенина “Поет зима – аукает” (чтение стихотворения).
Воспитатель: Какую зиму, ребята, поэт изобразил в этом стихотворении?
Дети: Суровую.
Воспитатель: Как он ее описал?
Дети:
Поет зима – аукает;
холодная метелица;
вьюга с ревем бешенным
стучит по ставням свешенным.
Воспитатель: Молодцы! А еще как можно передать чувства? С помощью звуков и мелодии можно передать свое отношение?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем произведение П.И.Чайковского из альбома “Времена года”, называется “На тройке”.
А почему, как вы думаете. Он так назвал?
Дети: … (ответы ребят)
Воспитатель: раньше зимой катались на тройке. Это сани, запряженные тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик.
Воспитатель: Давайте и мы прокатимся на тройке. Глазки закроем и тихо любуемся природой. (Слушание “На тройке”)
Слушание озвучить.
Воспитатель:
Как хорошо в морозном лесу!
На ветвях лежит пушистый снег,
Огромные сугробы, мягким покрывалом,
Застелили все тропинки.(II ч.) И только широкая дорога
Ведет куда-то вдаль.
С веселым перезвоном
Мчатся по ней сани,
Запряженные тройкой лошадей.
Полетит, как птица, тройка.
Колокольчик зазвенит.
И раскинет пред вами –
Бесконечный леса вид.(III ч.) Летишь, а вокруг
Мелькают заснеженные просторы полей,
На солнце сверкают снежинки,
Вдыхаешь свежий морозный воздух.
Как красиво вокруг!
Воспитатель: Понравилось вам, ребята?
Какой красивый пейзаж нарисовал композитор, с помощью нот и звуков, каждый жанр передает свои чувства по-своему.
Художники как передают? С помощью чего?
Дети: Кисти, красок.
Воспитатель: Как поэты передают?
Дети: С помощью слова, рифм.
Воспитатель: А композиторы?
Дети: Нот и звуков.
Воспитатель: А давайте и мы с вами выразим свое отношение к зиме. Мы же любим ее, да?
Дети: Да!
Воспитатель: Каждый сейчас нарисует зиму, за что вы ее любите? Может кому-то помогут нарисовать музыка или картины. (Ребята рисуют под музыку Вивальди “Зима”)
V. Итог.
Воспитатель: А теперь закончили, положили кисточки, кто не дорисовал, закончат после занятия.
Интересный был урок?
Дети:…(ответы ребят)
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Какие новые слова услышали?
Дети:…(ответы ребят)
Воспитатель: Посмотрим ваши картинки? (Рассматривание работ ребят)