Цель:
- Сформировать представление о молодежи как социальной группе, определить социальные роли молодых людей. Показать, как изменяется жизнь в период гражданского совершеннолетия, роль образования в получении профессии, проанализировать сложности трудоустройства молодых специалистов. Показать роль молодежной культуры в становлении личности.
- Формировать навыки анализа информации по заданным вопросам. Умение обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме. Интерактивное обучение при решении проблемных задач и ситуаций.
- Создание психологических предпосылок для ответственного отношения к формированию личности, успешной в современной жизни. На основе технологии сотрудничества – формирование коммуникативных компетенций, повышение уровня социализации. Создание ситуации успеха для всех учащихся группы с целью повышения познавательного интереса к предмету.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: Урок-мастерская.
Методы обучения: Технология интерактивного обучения, создание мини-проектов (кластеров), технология сотрудничества, метод решения проблемных задач, эвристическая беседа, элементы коллективной дискуссии.
Оборудование:
- Источники права – тексты Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ.
- Тетради с лекционным материалом.
- Материалы сочинений учащихся на тему “Что значит быть молодым”.
- Для работы в малых группах и создания кластеров – листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши, магниты для презентации работ.
- Для работы в малых группах – кейсы с заданиями по каждому пункту плана урока.
- Доска: тема урока, афоризмы знаменитых людей, портреты И. Канта, Ж-Ж. Руссо.
- Фотогалерея “Я-молодой”.
- Учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”, 11 класс.
- Материалы для рефлексии.
План урока:
- Организационный момент. Мотивация на успех.
- Определение целей и задач урока.
- Нацеливание на результат. Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.
- Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах
- Выполнение проектов, презентация.
- Подведение итогов, оценивание.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. Мотивация на успех. | Здоровается, предлагает сесть. | Приветствуют. |
Это стихотворение о главной ценности
человечества – о жизни. А в чем смысл стихотворения?
Выслушивает ответы, подводит итог. Действительно, жизнь – коротка. Состоит она из маленьких мгновений. И нужно многое успеть. Сегодня я предлагаю вам успеть проявить себя, многое узнать и многое рассказать, ведь у каждого из вас за плечами свой собственный, личный опыт. Успехов и отличных оценок! |
Думают, совещаются, отвечают. | |
2. Определение целей и задач урока. | Предлагает открыть тетради, записать
число и тему урока.
Предлагает учащимся определить цели урока. Для этого зачитывает текст задачи: |
Открывают тетради, записывают число, тему урока. |
"Годы юности – самые трудные годы", –
еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант.
Как вы думаете, почему он так сказал? Что волнует современного юношу или девушку, какие вопросы ставят перед собой молодые люди сегодня – ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе находить на уроке. Но нам важно конкретно понимать, что мы хотим узнать. |
Думают, высказывают свое мнение. | |
Попытайтесь сформулировать вопросы,
которые волнуют именно вас сегодня. Задание: в течение 2-х минут определить вопросы, которые мы будем обсуждать. Задание выполнять в интерактивном режиме: обсуди с соседом. |
Обсуждают, озвучивают. | |
На доске записать формулировки
основных вопросов.
|
Записывают план в тетради. | |
Молодежная культура. Каждый вопрос требует ответа. Сегодня мы будем искать и находить ответы на эти вопросы: рассказывать и слушать, решать задачи и просить совета друг у друга. |
Слушают. Определяют рабочие “двойки”, получают материал для создания кластера. | |
3. Нацеливание на результат. Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп. |
Алгоритм деятельности: На каждом этапе урока вы будете получать задания и выполнять их. Работать будете в парах, но если что-то вызовет затруднения, то вы можете обратиться с вопросом к любому человеку в аудитории. В результате деятельности вы создадите свой собственный образ современного молодого человека. |
Смотрят, слушают. |
4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах. | 1. Вызывается учащаяся, которая перед зеркалом произносит с разной интонацией “Ах, какая я красивая?.” |
Высказывают предположения. |
Преподаватель: Как вы думаете, о чем хотела сказать нам Катя? | Слушают. | |
Преподаватель: Чтобы понять, послушайте притчу. Приложение № 6.3. Конечно, во многом боги оказались правы. Но молодость-это пора, когда человек осознанно начинает познавать себя. | Выполняют задания, возможно – начинают
заполнять кластер. Отвечают. |
|
Первый вопрос: Молодежь как
социальная группа. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 1). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. |
Слушают, вспоминают сказку, отвечают на вопрос. | |
2. Преподаватель: Все вы помните сказку, в которой есть такие строки: Три девицы под окном “То на весь крещенный мир |
||
? Кого выбрал царь? Почему? Возможно, две первые сестры не совсем верно определили свои социальные роли? | Выполняют задания, возможно – заполняют
кластер. Отвечают. Участвуют в обсуждении. |
|
Второй вопрос: Социализация.
Социальные роли. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 2). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. |
Слушают. Смотрят на портрет И. Канта. Отвечают. |
|
3. Преподаватель: Иммануил Кант писал: “Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным”. ? Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой? В жизни молодого человека наступает очень важный период, когда ему исполняется 18 лет. Он называется: гражданское совершеннолетие. |
Выполняют задания, возможно – заполняют
кластер. Отвечают. |
|
Третий вопрос: гражданское
совершеннолетие. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 3). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. |
Участвуют в обсуждении. | |
4. Преподаватель: Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: “Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?” Ответ был прост: “Антоний! Себе внимай!” |
Слушают. | |
Преподаватель: Возможно, ответ на эти вопросы вы найдете, анализируя материалы по теме: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. | Выполняют задания, возможно – заполняют
кластер. Отвечают. |
|
Четвертый вопрос: образование,
профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 4). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. |
Участвуют в обсуждении. | |
5.
Преподаватель: В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому ещё тогда неизвестный служащий Жан-Жак Руссо. Он писал: “Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности. От рождения до 12 лет предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу. С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 – развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д. |
Слушают. | |
Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания”. | Выполняют задания, возможно – заполняют кластер. | |
Преподаватель: В современном мире в воспитании человека важную роль играет культура. | Отвечают.
Участвуют в обсуждении. |
|
Пятый вопрос: Молодежная культура. Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 5). Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы. Обсуждение. |
Начинают выполнять задание. Работают в группах. | |
5.Выполнение проектов, презентация | Вывешивают свои кластеры, представление проектов. | |
6.Подведение итогов. Оценивание. | Преподаватель: Сейчас, после
того, как мы ответили на все поставленные вопросы, ваша задача – в
рабочих группах создать свой проект “Современный образ молодого
человека”. Регламент – 5-7 минут.
Преподаватель: прошу представить результаты. Преподаватель: Расскажите, что вы сегодня узнали, о чем задумались? Каждый сегодня на уроке не был зрителем, все вы принимали участие в нем. Предлагаю цветными жетонами: выставить себе оценку, показать свое настроение, высказать пожелание. Жетоны прикрепить на свои проекты. |
Выбирают жетоны, прикрепляют к своим проектам. |
7. Домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | |
8. Рефлексия. | Оценивание: “5” – красный жетон; |
Рефлексия учащихся. |
Преподаватель: Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что значит быть молодым”. Преподаватель: В заключение хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Кузовлевой: Твори добро – – На этом урок окончен. Спасибо за урок! |
Список использованной литературы
- Блохина Е.В., Уколова А.М.