Пояснительная записка
Актуальность разработки курса
В учебной программе учебного курса “Русский язык” в старших классах (10-11 классы) недостаточно отводится часов на развитие речи обучающихся, поэтому возникла необходимость создания элективного курса “Богатство и многообразие родного языка”. Данный курс актуален: он способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, так как открывает новые возможности для получения лингвистического образования. Элективный курс “Богатство и многообразие родного языка” направлен на устранение искусственного разрыва между высшей и средней школой, призван оказать помощь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности: развивает речевую грамотность – залог успешности человека.
Причины введения курса
Введение курса обусловлено необходимостью углубленного изучения средств художественной выразительности, что способствует качественной подготовке написания части С при сдаче ЕГЭ.
Проблемы, решаемые данной программой:
– устранение искусственного разрыва между высшей и средней школой;
– углубленное изучение основ лингвистического анализа текста;
– ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов;
– развитие познавательных способностей.
Особенности программного материала
Элективный курс “Богатство и многообразие родного языка” предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Курс представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов лексики и риторики, предполагает расширение знаний обучающихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.
Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку, часть – текстами разных стилей. Курс призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении средств художественной выразительности, как одному из способов видения ценности и многообразия русского языка.
Роль и место курса
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык и литература. Ведение данного курса может осуществляться при выделении 1 часа из школьного компонента учебного плана в течение одного учебного года.
Адресат
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10-11 классов, а также может реализоваться частично или полностью в 9 классе при подготовке сдачи ГИА.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате прохождения программного материала обучающийся знакомится с многоаспектностью существования слова. В ходе изучения данного курса старшеклассники должны знать:
– системное устройство языка, взаимосвязь его единиц;
– языковые нормы, их функции;
– взаимосвязь фактов языка и истории;
уметь:
– осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
– указывать средства связи между частями текста;
– определять тему и основную мысль текста;
– определять тип и стиль речи;
– использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
при аудировании и чтении:
– использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
при говорении и письме:
– соблюдать в практике письма лексические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
– развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
– самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Целевая установка
Цель курса: выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку: расширить кругозор обучающихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:
– развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;
– углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
– овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
– формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
– применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;
– совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
Структура программы
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
– “Изобразительно-выразительные средства языка”;
– “Стилистические фигуры”;
– “Анализ текста”.
Раздел “Изобразительно-выразительные средства языка” раскрывает центральное место лексики в системе образных средств языка. Обучающиеся изучают слово, основную единицу языка, самый заметный элемент его художественных средств, лексический запас русского языка.
При изучении раздела “Стилистические фигуры” выявляется богатство русского языка в использовании в речи особых сочетаний слов. Старшеклассники знакомятся с приёмами, связанными с изобразительными возможностями синтаксиса и с употреблением некоторых синтаксических конструкций для усиления изобразительности речи: антитеза, анафора, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис, эпифора – и раскрывают выразительные возможности синтаксиса.
В разделе “Анализ текста” раскрываются средства связи предложений. Обучающиеся отрабатывают умения:
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
– находить средства связи между частями текста;
– определять тему и основную мысль текста;
– определять тип и стиль речи;
– использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих уроков с использованием обучающихся компьютерных программ и др. На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся выполняют тест и анализ предложенных текстов.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
– справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой);
– тренировочный (тестовые задания анализ текстов);
– контролирующий (анализ текстов, тесты).
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
– тренировочные и проверочные упражнения,
– практикум,
– работа со словарями,
– знакомство с многоаспектностью существования слова,
– творческие работы,
– исследовательская и проектная деятельность.
Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых.
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (лекции, семинары), выполнение внеурочных (домашних) заданий и индивидуальных работ.
Предполагается, что старшеклассники будут заниматься под руководством учителя также и исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и районных научных конференциях, адаптирует обучающихся к учёбе в ВУЗе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:
– итогового теста, включающего серию вопросов по знанию терминологии, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;
– детальный анализ текста;
– создание творческих работ на основе предложенного материала.
Объём и сроки проведения.
Программа элективного курса “Богатство и многообразие родного языка” общим объёмом 70 часов рассчитана на два года обучения.
Количество часов в неделю – 1 час.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Колич. часов | Примечание | Дата |
1 | Введение. Язык – материал словесного искусства. Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | ||
Раздел I. Лексические средства выразительности речи. |
||||
2 | Прямое и переносное значение слов.
Образные представления о предметах и явлениях. |
1 | ||
3 | Омонимы – источники выразительности
речи. Юмористическое использование каламбура. |
1 | ||
4 | Синонимическое богатство родного языка. Противопоставление антонимов в речи – яркий источник речевой экспрессии |
1 | ||
5 | Метафора – могучее средство воздействия
на человеческое воображение.
Своеобразие олицетворения. |
1 | ||
6 | Метонимия, как употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. | 1 | ||
7 | Эпитет – действенное художественное
средство.
Синекдоха – количественная метонимия. |
1 | ||
8 | Воздействие гиперболы и литоты. | 1 | ||
9 | Перифраза.Особенность возникновения перифраз. | 1 | ||
10 | Сравнение – сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое. | 1 | ||
11 | Лексическая анафора. Эзопов язык аллегории Ирония – одна из форм отрицания. |
1 |
|
|
12 | Итоговый контроль (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, защита творческих проектов и т. п.). | 1 | ||
Раздел II. Стилистические фигуры. Изобразительные средства синтаксиса. |
||||
13 | Стилистические фигуры. Выразительные возможности синтаксиса. | 1 | ||
14 | Градация – нарастание или убывание синонимического ряда. | 1 | ||
15 | Синтаксический параллелизм. | 1 | ||
16 | Риторический вопрос. Утверждение,
высказанное в форме вопроса. Риторическое восклицание, усиливающее напряжённость и выразительность речи. Условный характер риторического обращения. |
1 | ||
17 | Ритмообразующая функция инверсии. | 1 | ||
18 | Анафора и эпифора – противоположные синтаксические фигуры. | 1 | ||
19 | Принцип создания антитезы. Оксюморон. Использование явления антонимии для создания нового понятия. |
1 | ||
20 | Асиндетон и полисиндетон. Построение речи при бессоюзии и многосоюзии. | 1 | ||
21 | Широкое использование парцелляции в современной художественной литературе как средство изобразительности | 1 | ||
22 | Эллипсис и его функции.
Период. Классические примеры периода. |
1 | ||
23 | Повторение особенностей определения лексических средств выразительности речи, стилистических фигур. | 1 | ||
24-25 | Итоговая конференция. (Обобщение и систематизация изученного: защита докладов, рефератов, творческих работ, проектов и т.п.) | 2 | ||
Раздел III. Анализ текста. |
||||
26-27 | Стилистический и типологический анализ текста. | 2 | ||
28-29 | Лингвистический анализ текста. | 2 | ||
30-31 | Анализ текста. | 2 | ||
33-34 | Композиция и языковое оформление сочинения. Написание сочинения. | 2 | ||
35 | Анализ сочинений. | 2 |
Содержание программы
Учебно-методические пособия.
- Антонова С.В. Русский язык.
Интернет-ресурсы
-
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык”
-
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
-
Htpp//edu.1sept.ru
-
Htpp//rus.edu.1sept.ru Газета “Русский язык”.
-
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
-
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
-
http://www.smartboard.ru/ “Опыт педагогов Оренбуржья”
-
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
-
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Методические рекомендации по изучению данного курса. (Приложение 2.)