Урок русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи:

  • Образовательная: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»;
  • Развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;
  • Воспитательная: способствовать формированию познавательности мира и природы.

Урок составлен на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска, фонограмма с голосами птиц, аудио рассказ, шаблоны птиц.

Ход урока

1. Мотивация.

Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов сам назвать секреты слов!
В стране родного языка не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём и сами до всего дойдём.

– А для этого на уроке надо быть очень внимательными, старательными.

2. Актуализация знаний учащихся с затруднением.

– Мы отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (Приложение 1, Слайд 2)

– Вспомните полные названия орфограмм.

– Проверим (Слайд 2)

– В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

– Что такое корень слова?

– Какие слова называются однокоренными? (Слайд 3)

3. Выявление места и причины затруднения.

А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием. Умеете ли вы находить орфограммы в словах. Сейчас будем работать в парах. (Даны слова: стриж, грачи, дрозд, сова, буревестник, вертишейка).

– Прочитайте слова.

– Назовите данную группу одним словом.

– Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

– А пока распределите слова по группам в зависимости от орфограмм.

– Проверим, как выполнили задание. (Слайд 4)

– Найдите в каждом слове корень.

– Вы справились с работой достаточно быстро, но вот 2 слова вызывают у меня сомнения. Посмотрим на одно из них. Вы разобрали слово

– А почему оно возникло? (Мы не знаем, как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

– Так чему же мы будем сегодня учиться? (находить корень в словах)

– А мы с вами работали на уроках с такими словами?

– Какая цель нашего урока? (научиться выделять корни в таких длинных словах)

– А хотите узнать, как называются эти слова?

– Значит, еще какая цель? (узнать, как называются эти слова)

– Я предлагаю вам работать по следующему плану:

1. Познакомимся с названием таких слов.

2. Вспомним правило, о том, как найти в словах корень.

3. Научимся выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма.

– На один из вопросов мы попытаемся ответить прямо сейчас.

– Вспомним математику. Как называется математическое действие со знаком плюс, где складывают 2 части? (сложение). Иногда приходиться складывать не только числа, но и слова. В русском языке, когда мы сложим корни двух слов, как мы можем их назвать? (Сложные слова.)

– Кто может сформулировать тему нашего урока? (Сложные слова) слайд 6

Давайте откроем учебник на странице 89 и прочитаем правило.

– Какие слова называются сложными?

– Как они образовались?

– Мы узнали, как называются необычные слова, а теперь научимся выделять корни в этих словах.

– Для этого вспомним правило о том, как найти корень в слове.

– А так как в сложных словах 2 корня, то необходимо подобрать однокоренные слова к 2 частям.

АЛГОРИТМ: Слайд 7

  1. Думаю над значением слова.
  2. Подбираю родственные слова к первой части.
  3. Выделяю общую часть.
  4. Подбираю родственные слова к второй части
  5. Выделяю общую часть.

5. Реализация построенного проекта

Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА.

– Как вы думаете, почему её так назвали? (Предположения детей.)

На слайде 8 картинка с изображением птицы. Аудиорассказ о вертишейке.

– Вертишейка вьёт гнездо в дупле. Если возникает опасность, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, – что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.

На слайде 9 появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТИТ, ШЕЙКА

– Из каких слов составили слово вертишейка?

– Какой корень в слове ВЕРТИТ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 9)

– Какой корень в слове ШЕЙКА? Подберите однокоренные слова. (Слайд 9)

– ВЫВОД:

Так сколько корней в этом слове? Как называются слова с двумя корнями? (Слайд 9) – А теперь исправим свою ошибку. И идем на прогулку в лес.

Физкультминутка. Слайд 10, фонограмма с голосами птиц.

Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Погуляем,
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса. (Руки вверх)
На елках птичьи голоса. (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. (Наклоны, приседания)
А в дупле у вертишейки птенцы покручивают шейкой
Язык высовывают клейкий, на всех шипят сердитой змейкой.

Потихоньку садимся на места, теперь вы всё знаете про вертишейку. Давайте разберем второе сложное слово, где такая же ошибка.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

– Есть еще такая птица БУРЕВЕСТНИК (Слайд 11)

Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что буревестники приносят весть о приближении бури. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником.

– Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК.

– Спишите, слово, выделите корни.

– Кто справился с заданием?

– Как вы рассуждали? По щелчку слайд11.

– Исправьте ошибку в первом задании.

А как вы думаете, носороги летают? (Нет)

– Есть такая птичка носорог! Догадайтесь, почему ее так назвали? (Слайд 12)

– Спишите, выделите корни. Кто готов прокомментировать?

И еще одна любопытная птичка залетела к нам в гости. Эту птичку зовут – козодой. Слайд 13

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Слайд 14)

– Составьте сложные слова – название птиц из данных корней.

– Проверяем. (Слайд 15)

– Почему птицу так назвали? (Мухоловка – ловит мух)

– Догадайтесь, как зовут эту птичку? (Черноголовка)

– А эту? (Шилоклювка)

8. Включение в систему знаний и повторение. Слайд 16

Эта птица получила название за свой хвост, интересно, как же ее зовут? Ученый-лингвист Ирина Голуб дала нам описание этой птицы. Почему ее так назвали, мы узнаем из упр.122.

– Прочитайте текст.

– Как его можно озаглавить? ГОРИХВОСТКА.

– Почему ее так назвали?

Спишите текст, обозначьте корень в сложном слове. Проверяем. (По щелчку слайд 16).

– Поднимите руку, кто справился с заданием?

– Ребята, а достаточно ли просто сложить корни? Что вы ещё заметили? (Слайд 17)

-А если она соединяет 2 корня как ее можно назвать? (Соединительная)

– Какой вывод можно сделать? (Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и при помощи соединительных гласных)

– Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

9.. Рефлексия.

– Какие цели мы ставили в начале урока?

– Достигли мы этих целей?

– Какие слова называются сложными?

– Как выделяют корни в сложных словах?

– Какое задание было самым интересным?

– Какое задание было трудным?

– Оцените свою работу на уроке. (Слайд 18)

– У вас на партах шаблоны птичек.

– Если вам на уроке всё удалось – поднимите зеленую птичку.

– Если остались неразрешенные проблемы – красную.

– Молодцы! Запишите дом задание. Слайд 19, 20

Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4