Цели: Оказать методическую помощь при подготовке выпускников к ЕГЭ по математике; проработать алгоритм решения химических задач.
Задачи.
Обучающие:
- активизировать знания учащихся по теме «Массовая доля вещества в растворе»;
- познакомить учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы «методом стаканчиков»;
- закрепить умение решать задачи на растворы и сплавы;
- продолжить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и математики;
- развивать алгоритмический стиль мышления.
Воспитательные:
- продолжать формирование мотивации учебной деятельности, положительного отношения к знаниям;
- формировать информационную и коммуникативную культуру.
Оборудование. Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация с алгоритмами решения задач на массовую долю вещества в растворе «методом стаканчиков», многовариантная проверочная работа с задачами трёх уровней сложности (10 вариантов), ключ к ответам.
Методы. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
План урока
1. Вводная часть:
– организационный момент;
– мотивация познавательной деятельности;
– сообщение темы и постановка целей урока.
2. Активизация знаний по теме «Массовая доля вещества в растворе».
3. Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы «методом стаканчиков».
4. Закрепление умения решать задачи на растворы и сплавы при помощи многовариантной проверочной работы с задачами трёх уровней сложности.
5. Самопроверка. Самооценка. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов.
Ход урока
1. Вводная часть.
Проверка готовности класса к уроку, приветствие.
Учитель. У нас на уроке химии сегодня гости – это учителя математики. Как вы считаете, какая связь существует между учениками 11 класса, учителями математики и уроком химии?.... Да, это ЕГЭ по математике, в котором имеют место и химические задачи. С этими задачами вы уже встречались в 9 классе при сдаче экзаменов по химии и математике. А также умение решать эти задачи вам понадобится при подготовке к ЕГЭ по химии ( это задание В 9) и к ЕГЭ по математике (задание В 13). Поэтому закономерна тема нашего урока.
«Текстовые задачи: проценты, сплавы, растворы».
Далее учитель подводит учащихся к постановке целей урока.
- Повторить понятие массовой доли.
- Познакомиться с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы методом стаканчиков».
- Отработать умение решать задачи на растворы и сплавы.
2. Активизация знаний по теме «Массовая доля вещества в растворе».
Как найти массу раствора?
– Надо сложить массу вещества и массу растворителя.
р-ра = т в-ва + т р-ля (запись на доске)т
Демонстрация приготовления раствора медного купороса (Приложение 1).
Что является основной характеристикой растворов?
– Массовая доля растворенного вещества.
Как вычислить массовую долю?
– Надо найти отношение массы растворенного вещества к массе раствора.
ω = т в-ва : т р-ра ۰ 100% (запись на доске)
В каких единицах измерения выражается массовая доля вещества?
– В процентах или долях единицы.
Это основные теоретические сведения, необходимые для успешного решения задач на растворы и сплавы.
3. Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы «методом стаканчиков»
Схема и уравнение для решения задач с процентами.
Главное правило в задачах с растворами.
Решение задачи №1.
Составляется схема приготовления раствора. Затем составляется уравнение решается относительно х.
Решение задачи № 2.
Решение задачи №3.
Решение задачи №4.
4. Закрепление умения решать задачи на растворы и сплавы при помощи многовариант-ной проверочной работы с задачами трёх уровней сложности (Приложение 2).
5. Двое учащихся с заданием 3-го уровня работают у доски. Остальные выполняют решение задач на листочках самостоятельно. Ученики оценивают свою работу, сверив ответы с матрицей.
- За правильное решение задачи первого уровня – «3» .
- За правильное решение задачи второго уровня – «4».
- За правильное решение задач первого и второго уровня -«5».
- За правильное решение задачи третьего уровня –«5».
Матрица ответов для самопроверки.
Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Поменяться с соседом вариантом и решить его дома.
7. Подведение итогов урока (Приложение 3).