Краеведческий материал как средство формирования исследовательских умений учащихся

Разделы: География


Педагоги справедливо придают большое значение родного края: истории, природы, хозяйства, культуры социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе. Это, в сущности, и есть краеведение: изучить, изведать, познать малую родину, где человек родился и вырос.

Однако в практике использование краеведческих материалов в процессе обучения учителя испытывают большие затруднения.

Страноведение нашей страны, тем более ее отдельных регионов, в учебниках представлено недостаточно. Очевидно, что в учебнике невозможно включить краеведческие материалы 89 субъектов Федерации, не говоря уже о сотнях городов и тысячах сел и деревень. Однако дело как раз в том, чтобы научить школьника видеть, что его окружает, что ему близко и дорого с детства, чем он горд.

В моей практике изучение регионального компонента Омской области осуществляется в каждой теме федеральной программы. Для изучения регионального компонента использую литературу:

  1. География Омской области – Учебное пособие для учащихся школ Омской области Куракин А.Ф, Зайков Г.И, и.др.2011г.
  2. Экология и занимательная география Омской области Кожухарь А.А, Большаник В.И, 2010г.
  3. Региональная география Омской области. Учебное пособие для 8 класса Саренко Г.И, Щербак Л.Н 2003г.
  4. Атлас Омской области.

Данная литература дает возможность более полно изучить регион.

При изучении вопросов, раскрывающих особенности природы, следую

Цели: создание у учащихся установки по изучению природы во всем ее многообразии, о единстве природы и человеческого общества.

Ставлю задачи:

  1. Познавательные (создать у школьников целостное представление о своей малой родине – Омской области).
  2. Практические (формирование навыков творческой и исследовательской деятельности).
  3. Общепредметные (развитие умений ориентироваться, вести наблюдения, исследования; формирование навыков работы с книгой, справочной литературой, картами; развитие связной речи, как устной, так и письменной).

В теме “Природные зоны России” региональный компонент присутствует на уроках при изучении особенностей природы зон тайги, лесостепи, степи, (смотреть тематическое планирование).

На первом уроке темы дети получают творческое задание: подготовить проект, презентацию, сообщение, книжку раскладушку, макет по изучаемым зонам региона. В дальнейшем учащиеся защищают свои работы, оценивают.

При изучении природных зон Омской области, используется частично поисковый исследовательский метод. Работая в группах, учащиеся выявляют особенности природы региона с использованием атласов, дополнительной литературы, осуществляя прием исследовательской деятельности, определяют границы зон, особенности климата, агроклиматические ресурсы, выявляют наличие растительного и животного мира, способы использования зон человеком в хозяйственной деятельности. На основании изученных особенностей дают полную характеристику зоны.

Задания для работы.

Группа 1

  1. Определить границы лесостепи Омской области. Нанести на контурную карту.
  2. Выявить особенности природы данной зоны.
  3. Оценить агроклиматические ресурсы и возможности хозяйственного использования зоны человеком.
  4. Подготовиться к выступлению перед классом.

Группа 2

  1. Охарактеризовать природную зону, в которой проживаете по плану, (план назвать) соответственно таблицы.
  2. Заполнить таблицу.
  3. Подготовиться к выступлению
Г.П. положение КЛИМАТ РЕЛЬЕФ ПОЧВЫ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫЙ МИР ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Группа 3

  1. Изучите карту атласа назовите птиц и животных Омской области, занесенных в красную книгу.
  2. Перечислить растения, занесенные в Красную книгу, встречающиеся в лесостепи.
  3. Выясните, какие лекарственные растения произрастают в Омской области. Какие заболевания излечиваются с их помощью?
  4. Назовите места, в которых не рекомендуется собирать лекарственные растения.

Третья группа занимается изучением охраны природы региона. Выявляет наличие особо охраняемых видов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу, встречающихся в разных природных зонах Омской области.

В конце работы группы делают отчёт о проведенных исследованиях.

В заключение урока предлагается обсуждение проблемной ситуации, требующей пояснения с экологической точки зрения:

I. Самое распространённое и не приятное явление при орошении – это засоление почв. Оно возникает при подъёме грунтовых вод и выносе к поверхности растворов солей, которые после испарения остаются вблизи или на поверхности почвы.

  1. К каким последствиям может привести засоление почв в дальнейшем?
  2. Какие мелиоративные мероприятия необходимо проводить для снижения засоления?

После обсуждения делаются выводы и прогнозирование последствий засоления почв в будущем Можно предложить обсуждение других ситуаций:

II. “Можно сказать, что ландшафты есть некий организм, где части обуславливают целое, и целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь ландшафт”. (С.Берг)

Как вы думаете, будет ли существовать лесостепь и степь, если произойдет резкое похолодание климата?

III. С развитием сельскохозяйственной деятельности усилилось разрушительное воздействие на природу, это приводит к разрушению ландшафтов.

Что же делать? Вернуться назад, в до промышленную эпоху, для установления гармоничных отношений с природой?

Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания, представление детей об окружающем мире, освоить навыки использования методов различных дисциплин для осуществления краеведческих исследований.

“Родина – место, где мы родились, Отечество-Родина, мною осознанная ”. Эти слова Михаила

Пришвина, большого знатока родного края, также могли быть одним из принципов исследования краеведческих материалов, способствующих патриотическому воспитанию, общему практическому образованию. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.