Духовно-нравственное развитие средствами преподавания курса "Основы светской этики"

Разделы: Начальная школа


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Душа и ум ребенка удивительно открыты именно в раннем возрасте к восприятию всего высокого и прекрасного. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое, чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

В окружающей информационной среде ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие.

Курс ОРКСЭ способствует процессу присвоения ребенком базовых национальных ценностей, выработке взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения.

Одним из шести модулей является курс «Основы светской этики», который позволяет учащимся познакомиться с этическими идеалами в развитии; базовыми национальными ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный долг», «справедливость», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека».

Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций. Например, на уроке «Свобода и моральный выбор человека» обучающимся предлагается проиграть следующую ситуацию:

«Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребенка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет сейчас очень непросто самой открыть дверь подъезда.

Вопрос: как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком». [1,с.14]

Благодаря решению подобных задач обучающиеся смогут не только познакомиться с базовыми национальными ценностями в теории, но и в дальнейшем применять на практике полученные знания.

С целью развития самостоятельности учащихся в выборе нравственных ориентиров осуществляется деятельностный подход, обеспечивающий активность и саморегуляцию учащихся.

Для этого предлагается выполнение следующих заданий:

  • творческие задания: создание журнала для детей «Счастливые минутки»;
  • задания в виде обучающих игр, например на уроке по теме «Дружба» проводится игра «Рука дружбы»: детям предлагается обвести на листе свою руку и на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества. Затем каждый дарит лист тому с кем дружит или хотел бы подружиться.
  • выполнение учащимися проектных работ: презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев»; книжка-раскладушка «Способы и защиты чести и достоинства»
  • задания для внеаудиторных видов работы (постановка спектакля «В поисках смысла жизни», организация выставки «Твори добро», подготовка праздничного (итогового) мероприятия и т. п.).
  • исследования, при котором учащиеся самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы;
  • подготовка и защита итоговой проектной работы.

Темы проектных работ с приблизительной схемой их выполнения есть в учебных пособиях. Так как процесс разработки и подготовки проектной работы к защите достаточно трудоёмкий, необходимо предложить детям выбор темы заранее, которые они сами (или совместно с родителями) могут определить самостоятельно.

Важная роль на уроке отводится рефлексии. Она может быть организована на разных этапах урока: не только в конце, но и на любом его этапе. Рефлексия фиксирует осознанность понимания изученного материала. Личностная и познавательная рефлексия позволяет оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Она возможна как в игровой форме, так и в форме анкеты.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Эту работу можно организовать следующим образом: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…

Или можно выполнить упражнение «Шкатулка мнений» – дети, выходя из класса, опускают листочки со своими именами в три «волшебные шкатулки»: было интересно (вариант – узнал много нового); было не очень интересно (узнал не очень много нового); было неинтересно (не узнал ничего нового) [2, с.78]

Свой вклад вносит и безоценочная система, которая не сковывает детей. Очень часто на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна и близка учащимся. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто достаточно направить беседу в нужное направление, педагог на уроке выполняет роль координатора. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ.

Таким образом, о нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют основную направленность учебного курса ОРКСЭ.

Литература:

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. «Основы нравственной культуры народов России». – М.: Баласс, 2011.
  2. Иванов И.П. «Энциклопедия коллективных творческих дел». – М., 1989.