Урок по теме "Химические свойства воды"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель урока: сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

Предметная:

  • создать условия для исследования и выявления химических свойств воды;
  • способствовать осмыслению новых понятий “основания, гидроксильная группа”;
  • способствовать развитию умения пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, учебником, рядом активности и таблицей растворимости.

Метапредметная:

  • способствовать формированию умения планировать свою деятельность для изучения различных сторон окружающей действительности, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту;
  • искать пути и средства осуществления целей.

Личностная:

  • создание условий для формирования навыков сотрудничества, умения принимать мнения других;
  • формирование навыков оценки и самооценки;
  • сформировать понимание практической важности воды в жизни человека.

Планируемые результаты: прописать, на достижение каких образовательных результатов направлен урок - личностых, метапредметных, предметных.

По окончанию урока учащиеся смогут:

Метапредметные: использовать свои знания и умения для изучения различных сторон окружающей действительности – объяснять, как получаются кислотные дожди, гашение извести, газирование воды и др.

Предметные: давать определения изученных понятий: гидроксиды, основания, щелочи, кислоты, описывать и различать изученные классы соединений (основания, кислоты), получат существенный опыт проведения химического эксперимента.

Личностные: научатся управлять своей познавательной деятельностью, будут продолжать развивать в себе целеустремленность.

Используемое оборудование: реактивы: натрий, кальций, фенолфталеин, чашка Петри с водой, пинцет, углерод, спиртовка, спички,  ложечка для сжигания веществ, коническая колба с водой, лакмус, стакан с водой, стеклянная палочка.

Для экспериментальной работы на столах учеников  в коробках набор  пробирок с  цинком, медью, оксидом кальция, оксидом меди, вода газированная, оксид кремния (песок), держалка, пробирка с водой, лакмус.

ИКТ: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, опорный конспект.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите ребята на экран. На экране слова аквариум, акватория, акваланг, акварель. Что общего в этих словах.

Ответы учащихся: корень аква.

Что означает слово аква?

Ответы учащихся: вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это – только вода.

Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя.
Большие морские суда.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это.
А в сущности – только вода.

На прошлом уроке мы познакомились с вами с составом воды, а также узнали, где вода находится в природе и как её очищают.

2. Актуализация знаний

  1. Каков состав воды?
  2. Вычислите массовые доли водорода и кислорода в воде (у доски).
  3. Какими методами можно определить состав воды?
  4. Что такое метод анализа и синтеза?
  5. Вода в природе?
  6. Стадии очистки питьевой воды?
  7. Что такое дистиллированная вода и как её можно получить?

3. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжим говорить о воде, а именно рассмотрим физические и химические свойства воды, научимся писать уравнения химических реакций взаимодействия воды с различными веществами. Запишем тему урока.

Всем известно, что вода находится в трех агрегатных состояниях. Знаете ли вы эти состояния. Сейчас узнаем.

  1. Без крыльев летят. Без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
  2. Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал. (Дождь)
  3. Растёт она вниз головою. Не летом растет а зимою. Но солнце её припечёт – заплачет она и умрет. (Сосулька)

Отгадав эти загадки мы назвали три агрегатных состояния воды. (Газ, жидкость, лед)

А какими еще физическими свойствами обладает вода при нормальных условиях?

Ответы учащихся.

Характеристика вещества

Физические свойства воды

Агрегатное состояние

Жидкое
Твердое
Газообразное

Вкус

Без вкуса

Цвет

Без цвета

Запах

Без запаха

Температура кипения

100°С

Температура замерзания

0°С

А теперь ребята перейдем к экспериментальной части нашего урока. Мы рассмотрим как вода реагирует с простыми и сложными веществами.

4. Взаимодействие с металлами:

Металлы по своей активности делятся на три группы: активные, средней активности и неактивные. Работа с рядом активности.

1) С активными металлами IA группы и IIA групп.

Опыт – демонстрация

Кусочек натрия пинцетом взят
Отметьте, что условия обычны
Опустим в воду – тут же результат
Пошла реакция, она экзотермична!

Вмиг из воды наш щелочной металл
Газ водород активно вытесняет
А тот, ликуя, что свободным стал,
Шипит и натрий по воде гоняет.

Кружит металл, как шаловливый пес,
Как будто за хвостом своим гоняясь,
Потерю электронов перенес,
С гидроксогруппой в щелочь превращаясь.

2Na + 2HOH = 2NaOH + H2 +Q

Опыт-демонстрация

Аналогично все произойдет
У кальция – активного металла.
Пока он вытесняет водород
Вода ему гидроксогрупп прислала

Ca + 2HOH = Ca(OH)2 + H2

А теперь ребята докажем, что в пробирка не просто вода. Щелочи капнем индикатор фенолфталеин. Окраска стала малиновой.

2) Ну а теперь не столь активный цинк возьмем, но при условиях обычных.

Ребята у вас на столах есть инструкции.

Согласно инструкции проделайте опыт №1 взаимодействие цинка с водой.

Отметьте результат.

Опыт-демонстрация

Но если сильно мы нагреем смесь
То пузырьками на себя укажет
Газ водород, и, появляясь здесь
Он о реакции тем самым скажет

Zn+HOH=ZnO+H2

3) С неактивными металлами

Согласно инструкции проделайте опыт №2 взаимодействие меди с водой.

Отметьте результат

Не реагирует с водой он никогда,
Увы такова его природа.

Ребята как вы думаете, будут ли с водой взаимодействовать серебро и золото.

Ответы учащихся

Минута для релаксации (под шум прибоя)

Закройте глаза. Вы сидите на берегу моря. Босые ноги на мокром песке. Набегает волна. Ласкова как котенок. Трется она о ваши ноги. Пригоршнями Вы набираете мокрого песка ладонями, а потом разжимаете их. Стряхните остатки песка с ваших рук. Глубоко вздохните, свежий морской воздух. Откройте глаза.

Продолжим изучать химические свойства воды.

5. Взаимодействие с неметаллами

Опыт-демонстрация

И неметаллы могут вытеснять
Газ водород из водяного пара
К примеру угольки мы можем взять,
Но предварительно задав им жару

С+НОН=СО+Н2

6. Взаимодействие со сложными веществами

1) Взаимодействие с оксидами неметаллов

Согласно инструкции проделайте опыт №3 взаимодействие оксида кальция и оксида меди с водой. Отметьте результат.

СаО+НОН=Са(ОН)2+Q

2) Взаимодействие с оксидами неметаллов

Просмотр видеоопыта взаимодействие с кислотными оксидами

P2O5 + 3H2O —>2 H3PO4

Согласно инструкции проделайте опыт №4 анализ среды газированной воды

НОН+СО2—>Н2СО3

7. Закрепление.

Итак, мы познакомились с вами с физическими и химическими свойствами воды. Давайте вспомним их (вода реагирует с некоторыми металлами и неметаллами, а также с их оксидами). Приведите в систему все те знания, которые вы получили на уроке. А сейчас проверим, что вы усвоили на уроке.

Задание-игра “Удивительная цифра”. Обвести верные ответы кружком

  1. Формула воды – Н2О.
  2. Относительная молекулярная масса воды равна 18.
  3. Тип химической реакции образования воды из простых веществ – реакция соединения.
  4. Лакмус дает в кислоте красную окраску.
  5. Вода – хороший растворитель.
  6. Чтобы выделить соль из раствора, его необходимо профильтровать.
  7. Плотность льда больше чем плотность жидкой воды.
  8. В воде растворяется железный гвоздь.
  9. Гашение извести приводит к образованию гидроксида.
  10. Вода реагирует с неметаллами
  11. Вода не имеет вкуса и запаха.
  12. Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
  13. Песок это оксид кремния. Вода реагирует с этим оксидом.
  14. Взаимодействие активного металла натрия с водой приводит к образованию щелочи.
  15. Металлы стоящие за водородом бурно реагируют с водой

8. Заключение Леонардо да Винчи назвал воду “Соком жизни на Земле”. Действительно, все живое в среднем состоит из этого вещества: человек – 60%, медуза – 95%, клетки мозга – 85%, кровь – 80%, клетки костной ткани – 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает жажду. Если потеря воды в 10 раз больше (т.е. составляет 10% от веса тела, это может привести к смерти). Почти все химические реакции идут в водной среде. Кроме того, испаряясь, вода охлаждает организм обитателей суши. Если бы человек не испарял пот, то после часа напряженной работы или игры в футбол его температура тела подскочила бы до 460. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери так сформулировал мысль о соотношении воды и жизни: “Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!”