Цель урока: сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.
Предметная:
- создать условия для исследования и выявления химических свойств воды;
- способствовать осмыслению новых понятий “основания, гидроксильная группа”;
- способствовать развитию умения пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, учебником, рядом активности и таблицей растворимости.
Метапредметная:
- способствовать формированию умения планировать свою деятельность для изучения различных сторон окружающей действительности, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту;
- искать пути и средства осуществления целей.
Личностная:
- создание условий для формирования навыков сотрудничества, умения принимать мнения других;
- формирование навыков оценки и самооценки;
- сформировать понимание практической важности воды в жизни человека.
Планируемые результаты: прописать, на достижение каких образовательных результатов направлен урок - личностых, метапредметных, предметных.
По окончанию урока учащиеся смогут:
Метапредметные: использовать свои знания и умения для изучения различных сторон окружающей действительности – объяснять, как получаются кислотные дожди, гашение извести, газирование воды и др.
Предметные: давать определения изученных понятий: гидроксиды, основания, щелочи, кислоты, описывать и различать изученные классы соединений (основания, кислоты), получат существенный опыт проведения химического эксперимента.
Личностные: научатся управлять своей познавательной деятельностью, будут продолжать развивать в себе целеустремленность.
Используемое оборудование: реактивы: натрий, кальций, фенолфталеин, чашка Петри с водой, пинцет, углерод, спиртовка, спички, ложечка для сжигания веществ, коническая колба с водой, лакмус, стакан с водой, стеклянная палочка.
Для экспериментальной работы на столах учеников в коробках набор пробирок с цинком, медью, оксидом кальция, оксидом меди, вода газированная, оксид кремния (песок), держалка, пробирка с водой, лакмус.
ИКТ: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, опорный конспект.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите ребята на экран. На экране слова аквариум, акватория, акваланг, акварель. Что общего в этих словах.
Ответы учащихся: корень аква.
Что означает слово аква?
Ответы учащихся: вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это – только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя.
Большие морские суда.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это.
А в сущности – только вода.
На прошлом уроке мы познакомились с вами с составом воды, а также узнали, где вода находится в природе и как её очищают.
2. Актуализация знаний
- Каков состав воды?
- Вычислите массовые доли водорода и кислорода в воде (у доски).
- Какими методами можно определить состав воды?
- Что такое метод анализа и синтеза?
- Вода в природе?
- Стадии очистки питьевой воды?
- Что такое дистиллированная вода и как её можно получить?
3. Изучение нового материала
Сегодня мы продолжим говорить о воде, а именно рассмотрим физические и химические свойства воды, научимся писать уравнения химических реакций взаимодействия воды с различными веществами. Запишем тему урока.
Всем известно, что вода находится в трех агрегатных состояниях. Знаете ли вы эти состояния. Сейчас узнаем.
- Без крыльев летят. Без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
- Приходил – стучал по крыше, уходил – никто не слышал. (Дождь)
- Растёт она вниз головою. Не летом растет а зимою. Но солнце её припечёт – заплачет она и умрет. (Сосулька)
Отгадав эти загадки мы назвали три агрегатных состояния воды. (Газ, жидкость, лед)
А какими еще физическими свойствами обладает вода при нормальных условиях?
Ответы учащихся.
Характеристика вещества |
Физические свойства воды |
Агрегатное состояние |
Жидкое |
Вкус |
Без вкуса |
Цвет |
Без цвета |
Запах |
Без запаха |
Температура кипения |
100°С |
Температура замерзания |
0°С |
А теперь ребята перейдем к экспериментальной части нашего урока. Мы рассмотрим как вода реагирует с простыми и сложными веществами.
4. Взаимодействие с металлами:
Металлы по своей активности делятся на три группы: активные, средней активности и неактивные. Работа с рядом активности.
1) С активными металлами IA группы и IIA групп.
Опыт – демонстрация
Кусочек натрия пинцетом взят
Отметьте, что условия обычны
Опустим в воду – тут же результат
Пошла реакция, она экзотермична!
Вмиг из воды наш щелочной металл
Газ водород активно вытесняет
А тот, ликуя, что свободным стал,
Шипит и натрий по воде гоняет.
Кружит металл, как шаловливый пес,
Как будто за хвостом своим гоняясь,
Потерю электронов перенес,
С гидроксогруппой в щелочь превращаясь.
2Na + 2HOH = 2NaOH + H2↑ +Q
Опыт-демонстрация
Аналогично все произойдет
У кальция – активного металла.
Пока он вытесняет водород
Вода ему гидроксогрупп прислала
Ca + 2HOH = Ca(OH)2 + H2↑
А теперь ребята докажем, что в пробирка не просто вода. Щелочи капнем индикатор фенолфталеин. Окраска стала малиновой.
2) Ну а теперь не столь активный цинк возьмем, но при условиях обычных.
Ребята у вас на столах есть инструкции.
Согласно инструкции проделайте опыт №1 взаимодействие цинка с водой.
Отметьте результат.
Опыт-демонстрация
Но если сильно мы нагреем смесь
То пузырьками на себя укажет
Газ водород, и, появляясь здесь
Он о реакции тем самым скажет
Zn+HOH=ZnO+H2↑
3) С неактивными металлами
Согласно инструкции проделайте опыт №2 взаимодействие меди с водой.
Отметьте результат
Не реагирует с водой он никогда,
Увы такова его природа.
Ребята как вы думаете, будут ли с водой взаимодействовать серебро и золото.
Ответы учащихся
Минута для релаксации (под шум прибоя)
Закройте глаза. Вы сидите на берегу моря. Босые ноги на мокром песке. Набегает волна. Ласкова как котенок. Трется она о ваши ноги. Пригоршнями Вы набираете мокрого песка ладонями, а потом разжимаете их. Стряхните остатки песка с ваших рук. Глубоко вздохните, свежий морской воздух. Откройте глаза.
Продолжим изучать химические свойства воды.
5. Взаимодействие с неметаллами
Опыт-демонстрация
И неметаллы могут вытеснять
Газ водород из водяного пара
К примеру угольки мы можем взять,
Но предварительно задав им жару
С+НОН=СО+Н2↑
6. Взаимодействие со сложными веществами
1) Взаимодействие с оксидами неметаллов
Согласно инструкции проделайте опыт №3 взаимодействие оксида кальция и оксида меди с водой. Отметьте результат.
СаО+НОН=Са(ОН)2+Q
2) Взаимодействие с оксидами неметаллов
Просмотр видеоопыта взаимодействие с кислотными оксидами
P2O5 + 3H2O —>2 H3PO4
Согласно инструкции проделайте опыт №4 анализ среды газированной воды
НОН+СО2—>Н2СО3
7. Закрепление.
Итак, мы познакомились с вами с физическими и химическими свойствами воды. Давайте вспомним их (вода реагирует с некоторыми металлами и неметаллами, а также с их оксидами). Приведите в систему все те знания, которые вы получили на уроке. А сейчас проверим, что вы усвоили на уроке.
Задание-игра “Удивительная цифра”. Обвести верные ответы кружком
- Формула воды – Н2О.
- Относительная молекулярная масса воды равна 18.
- Тип химической реакции образования воды из простых веществ – реакция соединения.
- Лакмус дает в кислоте красную окраску.
- Вода – хороший растворитель.
- Чтобы выделить соль из раствора, его необходимо профильтровать.
- Плотность льда больше чем плотность жидкой воды.
- В воде растворяется железный гвоздь.
- Гашение извести приводит к образованию гидроксида.
- Вода реагирует с неметаллами
- Вода не имеет вкуса и запаха.
- Вода может существовать в трех агрегатных состояниях.
- Песок это оксид кремния. Вода реагирует с этим оксидом.
- Взаимодействие активного металла натрия с водой приводит к образованию щелочи.
- Металлы стоящие за водородом бурно реагируют с водой
8. Заключение Леонардо да Винчи назвал воду “Соком жизни на Земле”. Действительно, все живое в среднем состоит из этого вещества: человек – 60%, медуза – 95%, клетки мозга – 85%, кровь – 80%, клетки костной ткани – 20%. Потеря воды в количестве 1% от веса тела вызывает жажду. Если потеря воды в 10 раз больше (т.е. составляет 10% от веса тела, это может привести к смерти). Почти все химические реакции идут в водной среде. Кроме того, испаряясь, вода охлаждает организм обитателей суши. Если бы человек не испарял пот, то после часа напряженной работы или игры в футбол его температура тела подскочила бы до 460. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери так сформулировал мысль о соотношении воды и жизни: “Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!”