Советская культура и наука 1930-х гг.

Разделы: История и обществознание


План урока

1. Тема программы: Россия и мир между мировыми войнами

2. Тема урока: Советская культура и наука 1930-х гг.

3. Тип урока: урок усвоения новых знаний

4. Форма проведения урока: лекция

5. Цели урока:

Воспитательная:

  • воспитание убежденности в значимости темы урока, этических представлений
  • воспитание профессионально важных личностных качеств (аккуратности, исполнительности),
  • формирование нравственных и мировоззренческих устоев личности, гуманизма

Развивающая:

  • развитие познавательной активности, наблюдательности, профессионально-
  • значимых психофизиологических свойств личности: логического мышления, мыслительных

операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация)

Обучающая:

  • формирование знаний о важнейших чертах развития советской культуры и
  • науки в 1930-е гг., формирование умений сопоставлять факты и события, делать выводы

6. Методическая характеристика урока:

Метод Методический прием Средства обучения
Методы стимулирования и мотивации Создание ситуации познавательной новизны.

Создание позитивного фона занятия способствующего достижению цели урока, ориентация на успех

проблемная беседа о значимости темы в данный конкретно-исторический момент

Поощрение в учении, психологическое “поглаживание”

Словесный учебная дискуссия,

сообщения и комментарии студентов

Зуев М. Н. История России 42, стр. 432 – 476;

Энциклопедия “Советская культура”, п.3, стр. 234 – 346

Наглядно-демонстрационный использование средств ИКТ экран, проектор, компьютер, слайд-фото, слайд-текст, презентации студентов
Практический сбор и систематизация материала для подготовки сообщений рабочий лист, сообщения студентов
Методы контроля входной контроль, текущий контроль

итоговый контроль, самоконтроль

входной и итоговый тесты с эталонами ответов.

7. Ход урока

№ и название этапа Дидактические задачи этапа Деятельность преподавателя Рефлексивная деятельность учащихся
I. Организационный этап. Подготовка студентов к работе на уроке. Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке студентов на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.
  Психологическая установка на восприятие материала урока. Организация внимания и готовности студентов к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). Готовятся к восприятию урока.
II. Вводный этап урока. Подготовка к основному этапу урока    
Проверка домашнего задания. Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания. Приготовьтесь к проверке домашнего задания Самоосмысление учебного материала
Мотивация. Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. Культурная политика – мощный инструмент влияния власти на общество. Нам предстоит определить, какие методы культурного воздействия на граждан использовала Советская власть, а также узнать используются ли они сегодня.

Известно ли вам имя партийного деятеля в юности писавшего стихи?

Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.

Ответы студентов

Сообщение темы.   Тема сегодняшнего урока: “Советская наука и культура 1930-х гг.”

Запишите тему в тетради.

Слушают название темы. Записывают в тетради.
Постановка цели. Обеспечение самоосмысления через постановку цели. Знать: направления развития отечественной науки и культуры в 1930-е гг.

Уметь: устанавливать логические связи между социальными явлениями советской и зарубежной истории

 
Входной контроль. Актуализация опорных знаний.

Реализация связей:

- межпредметных (производственное обучение – спецпредметы – общеобразовательные предметы);

- внутрипредметных (материал предыдущих и данного уроков).

Прежде, чем мы перейдем к изучению данной темы, проверим уровень ваших базовых знаний. Выполните входной тест, на который Вам даётся 5 минут.

Вопросы базовых дисциплин и предыдущих уроков:

Выберите правильный ответ:

1. Стахановское движение развернулось в СССР

1) в 1920-е гг.

2) в 1930-е гг.

3) в 1940-е гг.

4) в 1950-е гг.

2) План сплошной коллективизации предусматривал повсеместное создание

1) ТОЗов

2) сельхозкоммун

3) колхозов

4) совхозов

3) Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР был принят

1) в 1927 г.

2) в 1928 г.

3) в 1929 г.

4) в 1930 г.

4) Одно из негативных последствий ускоренной модернизации в СССР:

1) тяжелое положение колхозников

2) создание индустриальной основы для существования массовой индустриальной армии

3) создание новой индустриальной базы на Востоке

4) создание массовой трудовой армии

Время закончилось.

Назовите вопросы, которые вызвали у Вас затруднение? Сравните свои ответы с эталонами

Отвечают на вопросы. Сравнивают свои ответы с эталонами (прилагаются). Определяют Ку – коэффициент усвоения
Коррекция опорных знаний. Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях учащихся. Разбор вопросов, вызвавших затруднения. Доведение до Ку=0,7 опорных знаний. Определяют и восполняют пробелы в знаниях.
Организация взаимопомощи. Сильные помогают более слабым.
Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала. Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей). Конспект урока, сообщения студентов, дидактические материалы (см. приложение)

Краткий план урока:

1) “Культурная революция”

2) Технические и гуманитарные науки

3) Художественная культура

1) “Культурная революция”

Обучение грамотности рассматривалось как часть общей просветительная работы в СССР. В 1928 г. был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью. Лозунгом кампании стали слова: Грамотный, обучи неграмотного! В стране разворачивалась “культурная революция”. Политику в области просвещения и образования в 30-е гг. проводил новый нарком просвещения А.С. Бубнов.

Подготовка кадров.

Начавшийся процесс индустриализации потребовал ускоренной подготовки кадров. В 30-е гг. И.В. Сталиным была выдвинута идея обновления экономических кадров. Это повлекло за собой создание по стране промышленных академий и инженерных вузов. Одновременно на местах создавались кружки, курсы, школы для преодоления технической неграмотности среди рабочих.

В 1930-1932 гг. старшие классы общеобразовательных школ были преобразованы в техникумы. Развивалась система школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школ крестьянской молодежи.

2) Технические и гуманитарные науки.

Наука находилась в этот период под строгим контролем партии и государства. Руководство страны осознавало огромное значение науки. Представителям научной интеллигенции создава-лись условия для работы. В 1934 г. была восстановлена система ученых степеней и званий. В раз-витие науки вкладывлись значительные средства. Создавались новые научные учреждения, кото-рых к началу 40-х гг. в СССР насчитывалось более 1800.

3) Художественная культура.

Советские литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства в СССР. Творческая интеллигенция объединялась в Союзы советских архитекторов, композиторов, писателей, художников. Культ Сталина как вождя общества был важнейшим элементом советской художественной культуры. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного “отца народа” абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение.

Архитектура и градостроительство.

В 1935 г. был разработан Генеральный план реконструкции Москвы (под руководством архитекторов В.Н. Семенова и С.Е. Чернышова). В 1929-1930 гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (архитектор А.Щусев). Были построены Дом Совета СНК СССР, гостиница Москва, канал Москва-Волга, сооружалось московское метро (первая очередь пущена в 1935 г.). В то же время в Москве была потеряна значительная часть исторической застройки. Были снесены Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Симонов монастырь, Красные ворота и др., разрушены уникальные памятники архитектурного ансамбля Московского Кремля и др. памятники.

Музыка.

В 1932 г. был основан Союз советских композиторов. Во всех республиках возросло число оперных театров, филармоний, консерваторий. В эти годы советскими композиторами были созданы произведения разных жанров. Большое распространение получила песенная культура.

Вывод:

1) советская культура – это сложное и противоречивое явление

2) основная задача советской культуры – воспитание строителя социализма

3) государство одновременно контролировало и защищало деятелей творческой интеллигенции.

4) технические науки успешно развивались, гуманитарные попали под тотальный надзор партии;

5) огромное влияние на культурную политику в стране оказывал И. В. Сталин;

Воспринимают, осмысливают способы действий.

Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, систематизируют обобщают (делают вывод, синтезируют). Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний.

Проверка понимания темы урока. Определение возможности допуска студентов к самостоятельной работе. Насколько хорошо Вы усвоили данную тему, покажут результаты итогового теста

Итоговый тест

1) Каковы достижения советской науки в 1930-е гг.?

2) В чем суть понятия “культурная революция”?

3) Почему И. В. Сталин взял под свой особый контроль историческую науку?

Ожидаемые ответы студентов:

1) активное развитие прикладных дисциплин;

2) коренное преобразование культурных устоев дореволюционной России;

3) Ценил ее в качестве важной воспитательной дисциплины;

III. Основной этап работы.

Самостоятельная работа учащихся по применению полученных знаний.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. Задание для самостоятельной работы.

Составить сравнительную характеристику развития советской культуры в 1920-е и 1930-е гг. Аналитическую работу провести в табличной форме.

Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях.
Целевые обходы

Первый обход: проверить правильность выполнения заданий; особое внимание обратить на учащихся (список прилагается);

Второй обход: проверить правильность ведения самоконтроля;

Третий обход: проверить правильность выполнения заданий.

Принять, оценить и выдать дополнительно задания наиболее успевающим учащимся;

Четвертый обход: прием практической работы, оценивание.

Самоконтроль.

 

Самокоррекция.

Самооценка.

Развитие творческих способностей.

Саморегуляция.

IV. Заключительный этап урока. Анализ и оценка успешности достижения цели урока. Подвести итоги за день. Анализ работы каждого студента. Сообщить оценку качества работы каждого студента. Отметить, кто добился отличного качества работы.

Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.

Самоанализ выполненной работы.

Самокоррекция.

Мотивация. Формирование у учащихся ориентации на успех. Поощрение учащихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.
Домашнее задание. Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Реализация межпредметных и внутрипредметных связей.

Сообщение домашнего задания:

1. Прочитать параграф 56, ответить на вопросы

2. Повторить содержание темы “Первая мировая война (1914-1918 гг.)”

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.
  Постановка новой цели к следующему уроку. Тема следующего урока: “Международные отношения в 1918-1939 гг.”

На этом уроке вы сможете освоить:

1) направления внешней политики западных стран;

2) направления внешней политики Советского Союза;

3) предпосылки Второй мировой войны

Самоосмысление информации о задачах на ближайший урок.