План урока
1. Тема программы: Россия и мир между мировыми войнами
2. Тема урока: Советская культура и наука 1930-х гг.
3. Тип урока: урок усвоения новых знаний
4. Форма проведения урока: лекция
5. Цели урока:
Воспитательная:
- воспитание убежденности в значимости темы урока, этических представлений
- воспитание профессионально важных личностных качеств (аккуратности, исполнительности),
- формирование нравственных и мировоззренческих устоев личности, гуманизма
Развивающая:
- развитие познавательной активности, наблюдательности, профессионально-
- значимых психофизиологических свойств личности: логического мышления, мыслительных
операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация)
Обучающая:
- формирование знаний о важнейших чертах развития советской культуры и
- науки в 1930-е гг., формирование умений сопоставлять факты и события, делать выводы
6. Методическая характеристика урока:
Метод | Методический прием | Средства обучения |
Методы стимулирования и мотивации | Создание ситуации познавательной
новизны. Создание позитивного фона занятия способствующего достижению цели урока, ориентация на успех |
проблемная беседа о значимости темы в
данный конкретно-исторический момент Поощрение в учении, психологическое “поглаживание” |
Словесный | учебная дискуссия, сообщения и комментарии студентов |
Зуев М. Н. История России 42, стр. 432 – 476; Энциклопедия “Советская культура”, п.3, стр. 234 – 346 |
Наглядно-демонстрационный | использование средств ИКТ | экран, проектор, компьютер, слайд-фото, слайд-текст, презентации студентов |
Практический | сбор и систематизация материала для подготовки сообщений | рабочий лист, сообщения студентов |
Методы контроля | входной контроль, текущий контроль итоговый контроль, самоконтроль |
входной и итоговый тесты с эталонами ответов. |
7. Ход урока
№ и название этапа | Дидактические задачи этапа | Деятельность преподавателя | Рефлексивная деятельность учащихся |
I. Организационный этап. | Подготовка студентов к работе на уроке. | Предъявление единых педагогических
требований: - приветствие; - выявление отсутствующих на уроке; - проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа). |
Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке студентов на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место. |
Психологическая установка на восприятие материала урока. | Организация внимания и готовности студентов к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). | Готовятся к восприятию урока. | |
II. Вводный этап урока. | Подготовка к основному этапу урока | ||
Проверка домашнего задания. | Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания. | Приготовьтесь к проверке домашнего задания | Самоосмысление учебного материала |
Мотивация. | Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. | Культурная политика – мощный
инструмент влияния власти на общество. Нам
предстоит определить, какие методы культурного
воздействия на граждан использовала Советская
власть, а также узнать используются ли они
сегодня. Известно ли вам имя партийного деятеля в юности писавшего стихи? |
Осмысливают значимость материала
данного урока в формировании профессионального
опыта. Ответы студентов |
Сообщение темы. | Тема сегодняшнего урока: “Советская
наука и культура 1930-х гг.” Запишите тему в тетради. |
Слушают название темы. Записывают в тетради. | |
Постановка цели. | Обеспечение самоосмысления через постановку цели. | Знать: направления развития
отечественной науки и культуры в 1930-е гг. Уметь: устанавливать логические связи между социальными явлениями советской и зарубежной истории |
|
Входной контроль. | Актуализация опорных знаний. Реализация связей: - межпредметных (производственное обучение – спецпредметы – общеобразовательные предметы); - внутрипредметных (материал предыдущих и данного уроков). |
Прежде, чем мы перейдем к изучению
данной темы, проверим уровень ваших базовых
знаний. Выполните входной тест, на который Вам
даётся 5 минут. Вопросы базовых дисциплин и предыдущих уроков: Выберите правильный ответ: 1. Стахановское движение развернулось в СССР 1) в 1920-е гг. 2) в 1930-е гг. 3) в 1940-е гг. 4) в 1950-е гг. 2) План сплошной коллективизации предусматривал повсеместное создание 1) ТОЗов 2) сельхозкоммун 3) колхозов 4) совхозов 3) Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР был принят 1) в 1927 г. 2) в 1928 г. 3) в 1929 г. 4) в 1930 г. 4) Одно из негативных последствий ускоренной модернизации в СССР: 1) тяжелое положение колхозников 2) создание индустриальной основы для существования массовой индустриальной армии 3) создание новой индустриальной базы на Востоке 4) создание массовой трудовой армии Время закончилось. Назовите вопросы, которые вызвали у Вас затруднение? Сравните свои ответы с эталонами |
Отвечают на вопросы. Сравнивают свои ответы с эталонами (прилагаются). Определяют Ку – коэффициент усвоения |
Коррекция опорных знаний. | Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях учащихся. | Разбор вопросов, вызвавших затруднения. Доведение до Ку=0,7 опорных знаний. | Определяют и восполняют пробелы в знаниях. |
Организация взаимопомощи. | Сильные помогают более слабым. | ||
Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала. | Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей). | Конспект урока, сообщения студентов,
дидактические материалы (см. приложение) Краткий план урока: 1) “Культурная революция” 2) Технические и гуманитарные науки 3) Художественная культура 1) “Культурная революция” Обучение грамотности рассматривалось как часть общей просветительная работы в СССР. В 1928 г. был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью. Лозунгом кампании стали слова: Грамотный, обучи неграмотного! В стране разворачивалась “культурная революция”. Политику в области просвещения и образования в 30-е гг. проводил новый нарком просвещения А.С. Бубнов. Подготовка кадров. Начавшийся процесс индустриализации потребовал ускоренной подготовки кадров. В 30-е гг. И.В. Сталиным была выдвинута идея обновления экономических кадров. Это повлекло за собой создание по стране промышленных академий и инженерных вузов. Одновременно на местах создавались кружки, курсы, школы для преодоления технической неграмотности среди рабочих. В 1930-1932 гг. старшие классы общеобразовательных школ были преобразованы в техникумы. Развивалась система школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школ крестьянской молодежи. 2) Технические и гуманитарные науки. Наука находилась в этот период под строгим контролем партии и государства. Руководство страны осознавало огромное значение науки. Представителям научной интеллигенции создава-лись условия для работы. В 1934 г. была восстановлена система ученых степеней и званий. В раз-витие науки вкладывлись значительные средства. Создавались новые научные учреждения, кото-рых к началу 40-х гг. в СССР насчитывалось более 1800. 3) Художественная культура. Советские литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства в СССР. Творческая интеллигенция объединялась в Союзы советских архитекторов, композиторов, писателей, художников. Культ Сталина как вождя общества был важнейшим элементом советской художественной культуры. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного “отца народа” абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. Архитектура и градостроительство. В 1935 г. был разработан Генеральный план реконструкции Москвы (под руководством архитекторов В.Н. Семенова и С.Е. Чернышова). В 1929-1930 гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (архитектор А.Щусев). Были построены Дом Совета СНК СССР, гостиница Москва, канал Москва-Волга, сооружалось московское метро (первая очередь пущена в 1935 г.). В то же время в Москве была потеряна значительная часть исторической застройки. Были снесены Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Симонов монастырь, Красные ворота и др., разрушены уникальные памятники архитектурного ансамбля Московского Кремля и др. памятники. Музыка. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов. Во всех республиках возросло число оперных театров, филармоний, консерваторий. В эти годы советскими композиторами были созданы произведения разных жанров. Большое распространение получила песенная культура. Вывод: 1) советская культура – это сложное и противоречивое явление 2) основная задача советской культуры – воспитание строителя социализма 3) государство одновременно контролировало и защищало деятелей творческой интеллигенции. 4) технические науки успешно развивались, гуманитарные попали под тотальный надзор партии; 5) огромное влияние на культурную политику в стране оказывал И. В. Сталин; |
Воспринимают, осмысливают способы
действий. Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, систематизируют обобщают (делают вывод, синтезируют). Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний. |
Проверка понимания темы урока. | Определение возможности допуска студентов к самостоятельной работе. | Насколько хорошо Вы усвоили данную
тему, покажут результаты итогового теста Итоговый тест 1) Каковы достижения советской науки в 1930-е гг.? 2) В чем суть понятия “культурная революция”? 3) Почему И. В. Сталин взял под свой особый контроль историческую науку? |
Ожидаемые ответы студентов: 1) активное развитие прикладных дисциплин; 2) коренное преобразование культурных устоев дореволюционной России; 3) Ценил ее в качестве важной воспитательной дисциплины; |
III. Основной этап работы. Самостоятельная работа учащихся по применению полученных знаний. |
Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. | Задание для самостоятельной работы. Составить сравнительную характеристику развития советской культуры в 1920-е и 1930-е гг. Аналитическую работу провести в табличной форме. |
Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях. |
Целевые обходы Первый обход: проверить правильность выполнения заданий; особое внимание обратить на учащихся (список прилагается); Второй обход: проверить правильность ведения самоконтроля; Третий обход: проверить правильность выполнения заданий. Принять, оценить и выдать дополнительно задания наиболее успевающим учащимся; Четвертый обход: прием практической работы, оценивание. |
Самоконтроль.
Самокоррекция. Самооценка. Развитие творческих способностей. Саморегуляция. |
||
IV. Заключительный этап урока. | Анализ и оценка успешности достижения цели урока. | Подвести итоги за день. Анализ работы
каждого студента. Сообщить оценку качества
работы каждого студента. Отметить, кто добился
отличного качества работы. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению. |
Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция. |
Мотивация. | Формирование у учащихся ориентации на успех. | Поощрение учащихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). | Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели домашнего
задания. Обеспечение понимания содержания и
способов выполнения домашнего задания. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей. |
Сообщение домашнего задания: 1. Прочитать параграф 56, ответить на вопросы 2. Повторить содержание темы “Первая мировая война (1914-1918 гг.)” |
Самоосмысление способов выполнения домашнего задания. |
Постановка новой цели к следующему уроку. | Тема следующего урока:
“Международные отношения в 1918-1939 гг.” На этом уроке вы сможете освоить: 1) направления внешней политики западных стран; 2) направления внешней политики Советского Союза; 3) предпосылки Второй мировой войны |
Самоосмысление информации о задачах на ближайший урок. |