Цели:
- всестороннее научное изучение материала на основе игровой деятельности учащихся.
- осознанное восприятие изучаемого материала.
- активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.
Описание мероприятия
Учебные игры, игровые элементы на уроках физики вызывают у учащихся большой интерес к предмету. Это особенно важно для учащихся 7-го класса, где начинается изучение нового предмета. Игры и игровые моменты позволяют более глубоко и всесторонние изучить материал, активизировать познавательную деятельность учащихся, осознанно воспринимать материал, систематизировать полученные знания. В игровой познавательной деятельности учащиеся учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, сопоставлять, обобщать, анализировать, систематизировать, делать умозаключения.
В игровой познавательной деятельности учащиеся приобретают навыки общения, находчивости, силы воли и другие положительные качества личности.
Учебную игру можно провести, в конце четверти, когда оценки выставлены, как итоговый урок. Класс делится на две команды: одна команда “крестики” и другая “ нолики”.
Для игры предлагается игровая сетка 3 x 3:
ФИЗИКА + АБВГДейка | КВАРТЕТ | ФИЗИКА + движение |
РЕКЛАМА - двигатель торговли. | ДУЭЛЬ | АНАКОНДА |
ПОИСК | ФИЗИКА + ТЕАТР | Детектив по пятницам |
Игровая сетка крепится на доске. Проводится жеребьёвка. Команда начинает игру, то есть выбирает на игровой сетке любой конкурс. Если конкурс выигрывают “нолики”, то этот конкурс закрывается “ ноликом”, а если выигрывают “крестики” тот закрывается “крестиком”. Выигравшая команда выбирает следующий конкурс. Выигрывает команда, которая, победила в трёх конкурсах, расположенных по вертикали или по горизонтали линиям.
Игровая сетка игрокам ранее не открывается, и они, выбирая тот или иной конкурс, иногда даже не представляет, каким будет задание. В этом смысл игры.
1. АБВГД-ейка из начальных букв городов необходимо составить название прибора, рассказать его устройство и применение. Например: Тверь, Донбасс, Москва, Архангельск, Надым, Майкоп, Елец, Иркутск, Орёл, Ростов. (Динамометр).
2. КВАРТЕТ. Предлагается четыре портрета учёных-физиков: Г. Галилей, М.В. Ломоносов, И. Ньютон, Архимед. Все портреты без имён. Предлагается составить аннотацию к портрету, дат жизни, описание трудов и вклада в науку.
3. РЕКЛАМА – двигатель торговли. Придумывают рекламу физическому прибору, предмету физики или учителю и т. п. Этот конкурс интересен, тем, что используются телевизионные рекламы.
4. ПОИСК. В этом конкурсе предлагаются ребятам решить задачи. Проверяется правильное оформление, качественное и быстрое решение.
5. ДУЭЛЬ (конкурс для капитанов).
Капитаны должны написать как можно больше формул.
6. ФИЗИКА + ТЕАТР.
В этом конкурсе команды должны показать:
а) основные положения МКТ;
б) агрегатные состояния вещества.
Выигрывает та команда, которая демонстрирует более убедительно.
7. ФИЗИКА + движение. Или “ Музыка + движение”. В этом конкурсе команды должны ответить на теоретические вопросы:
а) Что называется механическим движением;
б) В чём состоит основная задача механики?
Затем команды перестраиваются под музыку:
А) по начальным буквам имён;
Б) по начальным буквам фамилии;
В) по числам дня рождения;
Г) по росту;
Д) по номерам домов, квартир и т.д.
Этот конкурс можно изменить по желанию на танец
8. “Анаконда”. Анаконда сама большая змея. Составить змейку (цепочку) слов из физических терминов.
9. Детектив по пятницам. Предлагается объяснить опыты: а) плавающее (ныряющее) яйцо; б) плавание картофелины в солёной воде. Можно предложить решить кроссворд.