Описание фрагмента урока: "Установление причинно-следственных связей". Тема: "Листопад". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Учитель: Сегодня мы проводим необычное занятие. Тема урока “Листопад”. Листопадом называется естественный процесс отделения листа от стебля. Все вы наблюдаете этот процесс осенью, когда сбрасывают с себя осенний наряд деревья и кустарники. В древности люди считали, что в природе всеми процессами управляют Боги. Так, в древнегреческой мифологии объясняется приход осени: каждый год Персефона покидает свою мать богиню Деметру, и она каждый раз погружается в печаль, ежегодно облекаясь в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей дочери Персефоне. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. А современная наука даёт другое объяснение. Ребята, а как вы думаете, почему листья падают?

Учащиеся: Потому что наступила осень.

Учитель: Правильно, но давайте найдем причины, почему именно осенью происходит листопад. Что происходит в природе, как она изменяется по сравнению с летом?

Учащиеся: Становится холодно, быстрее темнеет и позднее наступает утро, чаще идут дожди, листья на деревьях становятся желтыми, оранжевыми и красными.

Учитель: Я согласна с вашими суждениями, но эти причины можно разделить на две группы: то, что происходит в окружающей среде - это первая группа ,её мы назовем внешние причины, и то, что происходит с самим листом, - это вторая группа её мы назовем внутренние причины. Давайте откроим учебники и прочитаем, как взаимодействуют между собой эти две группы причин.

При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается.

Учитель: Ребята, на доске у меня перечислены процессы, которые сопровождают листопад, и незаконченная схема причинно-следственной связи процесса листопада, т. е. проще говоря, почему происходит листопад. Ваша задача перечертить данную схему в тетрадь, заполнив прямоугольники соответствующими данными так, чтобы получилась причинно-следственная цепочка.

Внешние причины:

1. _______________________

2. _______________________

ПОЭТОМУ

Внутренние причины:

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО ПРОИСХОДИТ

Событие:

Процессы:

- В листьях разрушается хлорофилл

- Короткий световой день

- Лист отрывается (Листопад)

- Понижение температуры

- Между листом и стеблем образуется пробковый слой

- Лист меняет цвет

Учащиеся заполняют таблицу и обсуждают правильность выполнения задания.

Учитель: Ребята, а давайте подумаем, что будет, если длительности дня и снижения температуры не будет с наступлением осени.

Учащиеся: Тогда хлорофилл не будет разрушаться, и окраску листья не поменяют, так же не будут образовываться пробки. Листья не опадут, и мы не будем наблюдать ЛИСТОПАДА.

Рефлексия.

А. Проведено полностью.

Б. Новое в работе и результате учащихся при выполнении данного задания: заполнение карты –схемы на основе УУД “причинно-следственные связи”.

В. Новое в работе учителя при проведении данного задания:

Г. Плюсы и минусы данного учебного задания:

  • “плюс” - развитие УУД “причинно-следственные связи”
  • “минус” - нет.