Учитель: Сегодня мы проводим необычное занятие. Тема урока “Листопад”. Листопадом называется естественный процесс отделения листа от стебля. Все вы наблюдаете этот процесс осенью, когда сбрасывают с себя осенний наряд деревья и кустарники. В древности люди считали, что в природе всеми процессами управляют Боги. Так, в древнегреческой мифологии объясняется приход осени: каждый год Персефона покидает свою мать богиню Деметру, и она каждый раз погружается в печаль, ежегодно облекаясь в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей дочери Персефоне. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. А современная наука даёт другое объяснение. Ребята, а как вы думаете, почему листья падают?
Учащиеся: Потому что наступила осень.
Учитель: Правильно, но давайте найдем причины, почему именно осенью происходит листопад. Что происходит в природе, как она изменяется по сравнению с летом?
Учащиеся: Становится холодно, быстрее темнеет и позднее наступает утро, чаще идут дожди, листья на деревьях становятся желтыми, оранжевыми и красными.
Учитель: Я согласна с вашими суждениями, но эти причины можно разделить на две группы: то, что происходит в окружающей среде - это первая группа ,её мы назовем внешние причины, и то, что происходит с самим листом, - это вторая группа её мы назовем внутренние причины. Давайте откроим учебники и прочитаем, как взаимодействуют между собой эти две группы причин.
При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается.
Учитель: Ребята, на доске у меня перечислены процессы, которые сопровождают листопад, и незаконченная схема причинно-следственной связи процесса листопада, т. е. проще говоря, почему происходит листопад. Ваша задача перечертить данную схему в тетрадь, заполнив прямоугольники соответствующими данными так, чтобы получилась причинно-следственная цепочка.
Внешние причины: 1. _______________________ 2. _______________________ |
ПОЭТОМУ
Внутренние причины: 1. ____________________ 2. ____________________ 3. ____________________ |
ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО ПРОИСХОДИТ
Событие: |
Процессы:
- В листьях разрушается хлорофилл
- Короткий световой день
- Лист отрывается (Листопад)
- Понижение температуры
- Между листом и стеблем образуется пробковый слой
- Лист меняет цвет
Учащиеся заполняют таблицу и обсуждают правильность выполнения задания.
Учитель: Ребята, а давайте подумаем, что будет, если длительности дня и снижения температуры не будет с наступлением осени.
Учащиеся: Тогда хлорофилл не будет разрушаться, и окраску листья не поменяют, так же не будут образовываться пробки. Листья не опадут, и мы не будем наблюдать ЛИСТОПАДА.
Рефлексия.
А. Проведено полностью.
Б. Новое в работе и результате учащихся при выполнении данного задания: заполнение карты –схемы на основе УУД “причинно-следственные связи”.
В. Новое в работе учителя при проведении данного задания:
Г. Плюсы и минусы данного учебного задания:
- “плюс” - развитие УУД “причинно-следственные связи”
- “минус” - нет.