Тема урока "Святыни русской земли"

Разделы: Начальная школа


Цель: дать понятие о Святой Руси на примере истинных православных ценностей

Задачи урока:

  • Формирование представлений обучающихся о символах и ценностях Святой Руси;
  • Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням малой Родины;
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных христианских ценностей

Ход урока

– Здравствуйте, ребята. Тему нашего урока поможет определить песня. Прослушайте ее (Звучит песня “Святая Русь” в исп. Ж.Бичевской)

– О чем же эта песня? Какие слова вы услышали? 

– Ребята, скажите, как вы понимаете выражение “Святая Русь”? (Ответы)

– Тема урока “Святая Русь”. А почему Россию, наше Отечество, называют Святой Русью?

– Реальная жизнь нашей страны далека от святости. В ней много темных сторон: обмана,   насилия, корысти, гордыни. Поэтому Святая Русь – это  не оценка реальной жизни, а стремление к земному устроению, основанному на добродетелях. Вспомним, какие наивысшие добродетели мы изучали? (Любовь, вера, надежда,).

– Какие еще добродетели вы можете назвать? (Ответы). 

– Как вы думаете, кто делает Русь Святой? (Монахи, подвижники, которые являли примеры той святости, к которым стремилась душа русского человека; они составили великий собор святых).

– Вспомните имена известных вам святых (видеоряд)

- Как вы думаете, сколько всего святых известно людям? (Предположения детей)

- Как количество звёзд невозможно подсчитать, так и количество всех святых знать невозможно, т.к. не все угодившие Богу были явлены людям.

Но Церковь знает и помнит имена многих и многих святых. В церковном календаре каждый день ознаменован памятью Святых, которые поминаются на церковных службах.

Если бы на том месте, где жил святой, зажечь свечу, то вся Русь покроется такими свечами.  Святая Русь – это море святого огня (слайд карта России с горящими свечами)

- Многие художники обращались к образу Святой Руси, например, П. Нестеров, Илья Глазунов. Художник Валерий Карпущенко  по-своему увидел образ Святой Руси.

 – Обратимся к картине. Какие образы мы видим на картине? (Монастыри, храмы, крест, монах, книги, крест Валаамский и т.д.)

– Можно назвать их символами Святой Руси?

- И монастыри, и храмы, и священные книги, и святые божии угодники – это православные ценности, символы Святой Руси.

– Какие храмы, монастыри вы можете назвать? (видеоряд)

  • Кирилло-Белозерский монастырь
  • Храм Покрова на Нерли
  • Соловецкий монастырь
  • Успенский собор Московского кремля
  • Троице-Сергиева Лавра
  • Новгородская София
  • Смоленский монастырь
  • Киевский монастырь
  • Боголюбово

- А у нас в Таганроге какие есть храмы? Кто из вас был в храме?

- Что мы видим, войдя в храм?(священников, свечи, иконы)

- Что такое икона?

- Икона – слово “греческое”. Это священное изображение (образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Но это не только художественное изображение, это молитвенный образ. Иконы рассказывают о православных праздниках, событиях истории христианской церкви, житиях святых. Икона- это то же, что священная книга, только в линиях и красках. В священной книге мы читаем Божье Откровение, выраженное словами, а на иконе созерцаем святые лики, отображенные красками.

(Видеоряд)

- Можно ли сказать, что иконы - это тоже символы святой Руси?

- Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к первообразу, попросить помощи в добрых делах, исцелить, исполнить заветные желания. Люди молятся Иисусу Христу, Божьей Матери, Святой Троице, своим небесным покровителям. У нашего города есть свой небесный заступник и покровитель. Это святой Блаженный Павел Таганрогский.

- В этом году ему исполнилось 220лет. О жизни этого святого поможет нам узнать отрывок фильма о старце Павле

(фильм или рассказ)

- Много славных дел связано с именем этого святого. И поэтому вполне объяснимо то, что его лик изображен на святых иконах. Перед вами самое первое изображение Блаженного Павла Таганрогского.

- Иконы отличаются от картин тем, что пишутся по определенным правилам – канонам.

Во-первых, икона составляет неразрывное целое с храмом, а потому подчинена его архитектурному замыслу. Мы видим перед собой, в соответствии с архитектурными линиями храма, человеческую фигуру, чересчур прямолинейную. Подчиняясь стремлению вверх высокого и узкого иконостаса, образ чрезмерно удлиняется. Фигура становится узкой в плечах, чем подчеркивается аскетическая истонченность всего облика. Господствующая тенденция иконы - аскетизм, а рядом с этим - несравненная радость, которую она возвещает миру.

Самое поразительное, что есть в иконе – это лик и глаза. Лик занимает все пространство иконы. Фигура выносится на первый план, чтобы лучше передать желание установить глубокую связь с тем, кто на нее смотрит. В лике проступает мудрость и любовь, следы непрестанных слез; глаза, выражающие одновременно и смирение и внутреннюю духовную силу, передающие такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – “радостопечалие”.

Основная задача иконы – показать внутренний мир святого человека, поэтому немаловажную роль в иконе играет свет. Всю свою жизнь святой Блаженный Павел открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого, а не падает на него извне.

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись, излучает его. Нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.

- Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Внутренняя гармония святого передается через гармонию внешнюю.

Кстати, очень интересна жестикуляция святых на иконах, ведь жесты на иконах – это духовный импульс и он несет определенную духовную информацию:

- рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание;

- рука, поднятая вверх – призыв к покаянию. Очень большое значение имеют и предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. В руках у Блаженного Павла Таганрогского 4 свечи и просфора, которые означают, что святой проводил свою в жизнь в молитвах и постах.

- Эта икона олицетворяет такие добродетели Блаженного Павла Таганрогского, как самопожертвование, смирение, преданность, вера, надежда и любовь.

- Как вы думаете, а любой человек может написать икону?

- Конечно же, нет. Написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

- У вас на столах карточки, на которых добродетели и страсти (недобрые качества). Выберите из них добродетели и прикрепим их на доску.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

- Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам. В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. “Образ Божий” есть во всех. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить. 

- Святой Блаженный Павел Таганрогский наполнил нашу жизнь светом, верою, надеждой, любовью. И поэтому на протяжении многих лет спешат паломники поклониться его мощам, получить духовную поддержку и помощь. Об этом очень хорошо сказал в своем стихотворении протоирей А.Уваров, которое назвал “Святыня не забыта”. Блаженный Павел Таганрогский – это тоже символ святой Руси. Давайте будем всегда помнить, что в море святого огня Руси горит и свеча, зажженная в честь Блаженного Павла Таганрогского.

(стихотворение или песня, видеоряд)

Стихотворение Протоиерея Николая Уварова:

Тихо плещет Азовское море,
Омывая Таганий Рог.
Едут люди и в скорби и в горе
К старцу Павлу во град Таганрог.

Этот старец был строгий подвижник,
Миру Божьему ведом всему,
Из далёких селений и ближних
За советом спешили к нему.

За людей всех и Господа ради
Он усердный молитвенник был,
И с горячею верой, в отраде,
Христиан православных любил.

В житии своем старец убогом
Обличал маловерных порок.
Пред людьми и пред Господом Богом
Почитался в миру как пророк.

Не забыть богомольцам дороги
К той могиле, где старец почил,
Возле церкви святых в Таганроге,
Где блаженный их вере учил.

Тихо плещет Азовское море,
Быстроходные мчатся суда,
Едут люди и скорби и горе
Изливать на могилу сюда.

Верят в то, что над этой могилой 
Благодатью молитвы своей
Старец Духом и Божией Силой 
Исцеляет страданья людей.

Вечно будут духовные чины
В песнопеньях Творца прославлять,
В день великого старца кончины,
По нему панихиды справляя.

- Спасибо за урок!

Сегодня мы говорили об иконах. В них и цвета имеют своё значение.

  • Белый – нравственная, чистая
  • Черный – тьма, злые силы
  • Красный – огонь, жизнь
  • Зеленый – символ жизни на Земле
  • Багровый – знак величия
  • Голубой – цвет небесной истины

Раскрасьте в

- Серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. (-Черный цвет. Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры, символы могилы и зияющую адскую бездну.

- Коричневый. Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти. 

- Зеленый. Цвет природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь (сцены Рождества). 

- Синий и голубой. Эти цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

- Белый цвет. Символ божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображены Праведники – это люди, добрые и честные, живущие “по правде”. Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но (важно!) белым цветом изображали только праведные души.

- Красный. Это один из самых заметных цветов в иконе. Красный - цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения( победы жизни над смертью). Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников.