Тема урока "Корень слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями “корень”, “однокоренные слова”;
  • учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова;
  • обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, памятьсовершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный этап. (Слайд 1)

Презентация.

Приложение.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.

- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

- Умение грамотно и красиво писать.

2. Минутка чистописания

- Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м,, а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке.

Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? (Мы пишем её с заглавной буквы.Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.)

На доске:   М м

- Молодцы! Садитесь.

- Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. (Слайд 2). Давайте прочитаем их. Заполните пропуски в словах.

Сн_жок, м_розный, М_розко, снеж_нка, м_розит,снежная, моро_. (слайд 3)

На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.–сущ.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр – прилаг.: морозный, снежная; (признак) 3гр.– глагол: морозит. (Действие)) (слайд 4)

3. Актуализация знаний

- А как можно разделить эти слова на две группы? (слайд 5)

(1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2 гр. - Морозко, морозит, морозный.) Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть, т.е. корень.

- Что такое корень?

- А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 75. (Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.)

- Запишите слова в два столбика. (Запись учащимися слов.)

Работа в парах.

- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность. (Слайд 6)

4. Этап формирования положительной мотивации.

 - Ребята, скажите, что обозначает слово корень?(Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7)

- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. (Слайд 8)

-  Что общего в значении этого слова?

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

- Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9).

- Что вырастает из корня слова?

- Новые слова.

- Как они называются?

- Однокоренными.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10)

- Будем говорить о корне  слова.

5. Физминутка. (слайд 11)

1 – топнуть правой ногой,

2 – топнуть левой ногой,

3 – коснуться правойрукой правой ноги,

4 – коснуться левой рукой левой ноги,

5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,

6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,

7 – хлопнуть в ладоши за спиной,

8 – хлопнуть в ладоши над головой.

- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

- Да.

Работа в группах.

Карточки со словами.

  • 1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.
  • 2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.
  • 3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.
  • 4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.
  • 5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.

(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.

6. Работа с учебником.

Стр.75 Упр. 118

7. Физминутка для глаз.

8. Итог урока.

- Мы узнали: (Слайд 12)

- Что такое корень слова?

Д: главная часть слова (Щелчок мышкой)

- Как его находить?

Д: подобрать однокоренные слова (Щелчок мышкой)

- Как его выделять (значок)?

Д: дугой сверху слова (Щелчок мышкой)

- Какова его роль в слове?

Д: смысл однокоренных слов (Щелчок мышкой)

- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Игра “Третий лишний” (слайд 13) (слайд 12)

- Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни.

Лес, лесник, леска, лесной

Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель, водяной

- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком  (дугой).   Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково. (Слайд 14).

Леска – прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком. Удилище – часть удочки – длинная гибкая палка.

9. Этап рефлексии.

Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде 15).

Карточки учащиеся показывают учителю.

- Спасибо за работу!  (Слайд  16)