Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями “корень”, “однокоренные слова”;
- учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, памятьсовершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный этап. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.
Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.
- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?
- Умение грамотно и красиво писать.
2. Минутка чистописания
- Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м,, а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке.
Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? (Мы пишем её с заглавной буквы.Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.)
На доске: М м
- Молодцы! Садитесь.
- Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. (Слайд 2). Давайте прочитаем их. Заполните пропуски в словах.
Сн_жок, м_розный, М_розко, снеж_нка, м_розит,снежная, моро_. (слайд 3)
На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.–сущ.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр – прилаг.: морозный, снежная; (признак) 3гр.– глагол: морозит. (Действие)) (слайд 4)
3. Актуализация знаний
- А как можно разделить эти слова на две группы? (слайд 5)
(1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2 гр. - Морозко, морозит, морозный.) Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть, т.е. корень.
- Что такое корень?
- А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 75. (Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.)
- Запишите слова в два столбика. (Запись учащимися слов.)
Работа в парах.
- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность. (Слайд 6)
4. Этап формирования положительной мотивации.
- Ребята, скажите, что обозначает слово корень?(Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7)
- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.
- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. (Слайд 8)
- Что общего в значении этого слова?
- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.
- Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9).
- Что вырастает из корня слова?
- Новые слова.
- Как они называются?
- Однокоренными.
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10)
- Будем говорить о корне слова.
5. Физминутка. (слайд 11)
1 – топнуть правой ногой,
2 – топнуть левой ногой,
3 – коснуться правойрукой правой ноги,
4 – коснуться левой рукой левой ноги,
5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,
6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,
7 – хлопнуть в ладоши за спиной,
8 – хлопнуть в ладоши над головой.
- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?
- Да.
Работа в группах.
- 1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.
- 2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.
- 3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.
- 4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.
- 5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.
(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)
- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.
6. Работа с учебником.
Стр.75 Упр. 118
7. Физминутка для глаз.
8. Итог урока.
- Мы узнали: (Слайд 12)
- Что такое корень слова?
Д: главная часть слова (Щелчок мышкой)
- Как его находить?
Д: подобрать однокоренные слова (Щелчок мышкой)
- Как его выделять (значок)?
Д: дугой сверху слова (Щелчок мышкой)
- Какова его роль в слове?
Д: смысл однокоренных слов (Щелчок мышкой)
- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.
Игра “Третий лишний” (слайд 13) (слайд 12)
- Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни.
Лес, лесник, леска, лесной
Парк, парковый, паркет
Водичка, вода, водитель, водяной
- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково. (Слайд 14).
Леска – прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком. Удилище – часть удочки – длинная гибкая палка.
9. Этап рефлексии.
Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде 15).
Карточки учащиеся показывают учителю.
- Спасибо за работу! (Слайд 16)