Решение задач на тему "Механическое движение". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели:

  • Образовательные: повторить основные понятия, формулы равномерного движения, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел, изучить графическое представление движения.
  • Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию уважения друг к другу, развитию умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, предлагаю вам составить сегодня на уроке осенний букет.

Осень – чудесная пора. Такая игра красок. Солнышко уже обманчиво, светит, но не греет. Но от солнечного света на душе всегда очень радостно. Давайте перенесем этот свет и игру красок на наш урок.

Сегодня в ходе урока мы должны закрепить навыки работы по теме “Механическое движение”: перевод единиц измерения физических величин в систему СИ, расчет пути, скорости и времени движения, и получить новые знания – научиться графически описывать механическое движение.

На рабочих столах вы видите листы самоконтроля и самооценки.

Лист самооценки и самоконтроля.

Фамилия, имя ______________________________

№ задания Оценка Затруднения, которые испытывал(а) при выполнении задания
Задание №1    
Задание №2    
Задание №3    

Оценка за урок:

В этих листах в течение всего урока вы сами будете оценивать выполняемые задания.

Итак, начнем.

2. Давайте вспомним основные понятия темы “Механическое движение”.

Презентация.

Вопросы для фронтального опроса: (вопросы выведены на мультимедийный экран – слайд №2)

  • Что называют механическим движением?
  • Приведите примеры механического движения.
  • Что такое траектория движения?
  • Какие виды прямолинейного движения существуют?

Учитель: Сегодня мы с вами порешаем задачи на равномерное движение.

Назовите один из важных моментов при решении задач. (умение переводить в систему СИ)

Давайте разомнемся.

Возьмите листочки с заданием №1 “Перевод в систему СИ”

I вариант II вариант
2 ч = 30 мин =
400 см = 20 км =
7,9 км/с = 6 км/мин =
1 сут = 2 сут =  
72 км/ч = 108км/ч =

Проверим, как выполнено задание. (ответы появляются на доске - слайд № 4)

На экране появляются ответы - слайд № 4)

Ребята оценивают себя сами - количество правильных ответов соответствует оценке. Полученную оценку ставят в листы самоконтроля и самооценки.

Учитель: Чем отличается движение различных тел?

Ученики: У всех тел различная скорость.

Задание №2. (его можно выполнять в рабочих тетрадях)  слайд №5.

Учитель: У кого самая большая скорость? А у кого самая маленькая? Расставить в порядке убывания скоростей.

Участник соревнований Скорость Скорость в м/с Место
Жираф 14,6 м/с    
Ласточка 175 дм/с    
Скворец 12360 дм/мин    
Заяц 72 км/ч    
Акула 8,3 м/с    

Ребята проверяют выполненное задание (слайд №6) и в листах самоконтроля ставят оценку.

Участник соревнований Скорость Скорость в м/с Место
Жираф 14,6 м/с 14,6 м/с 4
Ласточка 175 дм/с 17,5 м/с 3
Скворец 12360 дм/мин 20,6 м/с 1
Заяц 72 км/ч 20 м/с 2
Акула 8,3 м/с 8,3 м/с 5

Учитель задает вопрос по интерактивной модели (рисунок 1).

На предыдущем уроке мы установили, что все тела могут двигаться равномерно или неравномерно. Причем, они могут двигаться в разных направлениях, быстро и медленно, замедляя или ускоряя свое движение, проделывая разный путь.

 

Учитель: Чем отличаются движения данных тел?

Учащиеся: Все тела прошли различное расстояние, у всех тел разная скорость.

Учитель: Предлагаю посчитать скорость всех тел и убедиться в том, что она, действительно, разная. Вспомним, как рассчитать скорость тела?

v = S / t

Расчет скорости на интерактивной модели.

В международной системе (СИ) за единицу скорости принимают скорость такого равномерного движения, при котором движущееся тело за 1 секунду проходит путь, равный 1 метру. Эту единицу называют 1 метр в секунду и обозначают 1м/с.

В нашем примере поезд за 5 с проехал 100м, велосипедист – 60 м, а муха пролетела 25 м.

Вычислите скорости движения этих тел.

К интерактивной доске выходят поочередно 3 учащихся и рассчитывают скорости движения поезда, велосипедиста и мухи.

2.png (40756 bytes)

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Чем больше скорость движения тела, тем больше пройденное телом расстояние.

Учитель: Как в математике называется такая зависимость?

Ученики: Прямая зависимость.

3. Графическое представление движения.

Анализ графиков зависимости пути от времени и зависимости скорости от времени.

Путь, пройденный телом, и скорость его движения с течением времени могут изменяться. Поэтому для большей наглядности эти изменения часто изображают графически. Для построения графиков на горизонтальной оси (абсцисс) откладывают время, а на вертикальной оси (ординат) путь, пройденный телом или его скорость. Тогда график будет наглядно отображать зависимость пути от времени или скорости от времени.

Посмотрите, как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости тела от времени при равномерном движении.

Начертить графики в тетради.

Решим несколько задач письменно в тетрадях.

Задача 1. Какой путь пройдет трактор за 30 минут, двигаясь со скоростью 30 км/ч?

Задача 2. За какой промежуток времени, плывущий по течению, плот пройдет 1 км, если скорость течения 0,5 м/с?

Задача 3. Трактор за 5 минут проехал 600 м. Какой путь он проедет за 0,5 ч, двигаясь с такой же скоростью.

На листах самоконтроля поставьте оценку за решение расчетных задач, а также итоговую оценку за урок. Листы самоконтроля и самооценки сдайте.

4. Домашнее задание:

Придумать задачу на тему “Механическое движение”

5. Рефлексия

Учитель: В начале урока мы с вами собирались составить осенний букет. Предлагаю тем ребятам, кто стал лучше разбираться в данной теме, поставить кленовый листочек в вазочку.

Итог урока: Букет из осенних листьев получился очень яркий и красивый.

Презентация