Формирование мотивации обучения математике у учащихся гуманитарных классов

Разделы: Математика


Актуальность проблемы: Имея 10-летний опыт работы в профильных классах, могу заявить: преподавание математики в профильном гуманитарном классе должно отличаться от всех остальных профилей. Именно преподавание математики в профильном гуманитарном классе вызывает у меня сегодня интерес. Тема достаточно актуальна, поскольку ученики-гуманитарии имеют “недостаточно” высокую мотивацию для изучения нашего предмета. Основная проблема, стоящая перед учителем, состоит, в том, что процесс усвоения знаний по математике у учащихся гуманитарных классов лишен личностного смысла, так как данная дисциплина не является для них профессионально-ориентированной и, следовательно, не расценивается ими как необходимый элемент образовательного процесса.

Объект исследования: процесс обучения математики в старших классах гуманитарного профиля.

Предмет исследования: закономерности развития мотивации изучения математики учащихся классов гуманитарного профиля

Цель исследования: определение мотивационно-ориентированной стратегии обучения математики в классах гуманитарного профиля.

Гипотеза исследования: развитие мотивации к изучению математики в классах гуманитарного профиля будет успешным при условии

Учета своеобразия контингента учащихся в классах гуманитарного профиля

Определение основных составляющих мотивационно-ориентированной стратегии специально организованного обучения в классах гуманитарного профиля

Создание методических условий развития мотивации к изучению математики (осуществление личностно- ориентированного подхода, стимулирующего мотивацию учащихся к изучению математики)

Задачи: для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

На основе соотнесения личностных особенностей учащихся в классах гуманитарного профиля и индивидуальной специфики их учебной мотивации с реальной практикой обучения математики оценить целесообразность разработки мотивационно ориентированной стратегии обучения математике учащихся.

На основе анализа содержания курса математики обосновать пути возможного сопряжения предметов гуманитарного и математического циклов в практике обучения в классах гуманитарного профиля.

Теоретические предпосылки формирования мотивации: мотивация, в соответствии с одним из наиболее общих её определений, включает в себя создание готовности к действию, выбор направленности, целей, средств, способов, места и времени действия, оценку вероятности успеха, формирование уверенности в правильности и необходимости действия. В основе процесса мотивации могут лежать как внешние побудители (ситуативная мотивация), так и внутренние личностные образования и состояния. Указанные факторы тесно взаимосвязанные друг с другом, поскольку диспозиции могут актуализироваться, как правило, под влиянием определенной ситуации, а само восприятие этой ситуации осуществляется исходя из той или иной актуализированной в данный момент личностной установки. Важнейшими составляющими мотивации являются потребности и мотивы.

Этап мотивации изучения отдельных элементов математического содержания является в классах гуманитарного профиля наиболее важный. Поскольку дальнейшая деятельность учащихся в основном никак не связана с математикой, вопрос зачем? Со стороны учеников при изучении того или иного математического факта ставит в тупик многих учителей. На этапе мотивации, цель которого, как известно, заключается в создании такой ситуации, которая послужила бы стимулом для принятия учащихся целей изучения нового материала. Эта ситуация может быть создана за счет исторических экскурсов или обращения к происхождению того или иного термина, которым обозначается математический объект. А каковы цели обучения математике ученика-гуманитария? Я полагаю, наилучший ответ дал М. В. Ломоносов: “Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: что преподавать, как преподавать, зачем преподавать? На мой взгляд, главный из них – последний.

Основные направления в рамках реализации проекта:

Историческое значение математики. На этапе мотивации, цель которой, как известно, заключается в создании такой ситуации, которая послужила бы стимулом для “принятия” учащимися целей изучения нового материала. Эта ситуация в классах гуманитарного профиля может быть создана за счет исторических экскурсов или обращения к происхождению того или иного термина, которым обозначается математический объект (особенно это актуально в классах филологического профиля, где основное внимание уделяется углубленному изучению языков.

Математика, как язык общения. Развитие логической составляющей мышления учащихся гуманитарных классов. Углубленное изучение языков приводит неизбежно к развитию логического мышления, так как язык представляет собой структуру организация которой подчиняется целому ряду формально-логических отношений. Кроме того, с одной стороны углубленное изучение языка связано с развитием целостного его восприятия, с другой стороны, с развитием структурного анализа материала. Изучение иностранного языка требует установления логических и причинно-следственных связей между лингвистическими формами родного и иностранного языка, изучение грамматических схем, которые упрощают во многом восприятие теоретического материала. Реальному математическому языку свойственны многие особенности естественных языков - метафоричность, зависимость значений символов от контекста. Как и для естественных языков, для математического существенными являются взаимосвязь между синтаксисом и семантикой. В этом плане особенно важны взаимосвязи между изучением всех трех предметов – сопоставление соответствующих явлений в математическом, родном и иностранном языках может способствовать и совершенствованию обучения школьников по всем трем предметам. Таким образом, важность и возможность осуществления межпредметных связей, казалось бы несовместимых предметов – математики и языков – понятна. Т.о., при изучении нового материала на уроках математики опора на логическое мышление является не только возможным, но и необходимым условием успешного восприятия нового. Установление и демонстрация логических связей между элементами математического содержания, объяснение внутренних связей с постоянным обращением к вопросу почему? является важным условием при объяснении нового материала.

Математика, как искусство. При объяснении теоретического материала следует учитывать уровень развития образного мышления у гуманитариев. Большое значение для восприятия нового материала, для его запоминания имеет “картинка”. Для учащихся этих классов характерно целостное восприятие объекта. Поэтому при объяснении нового материала целесообразно использовать максимально широкий спектр наглядности: модели различных видов, мультипликацию. Кроме того, очень важным является демонстрация красоты математики, отыскание таких примеров, которые оказывают большое эстетическое и эмоциональное воздействие на детей. Отыскание возможно большего числа примеров, которые показывают связь между математикой и гуманитарной сферой человеческой деятельности является важным мотивационным и иллюстративным моментом. При рассмотрении вопросов математики в гуманитарном классе основной акцент целесообразно сделать на использование геометрических знаний в живописи, архитектуре и т.п.; - при доказательстве теорем наглядность может выступать как основа доказательства.

Математика и литература. При формировании познавательного интереса к математике учащихся гуманитарных классов большую роль играет сопоставление ЗУНов при работе с литературным текстом и то, что формируется в процессе математической деятельности, а именно: анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста, устанавливать причинно-следственные связи исторических событий и фактов.

Сегодня представление о связи случайного и необходимого, о статистических и динамических закономерностях является обязательным элементом общего образования современного человека. В связи с этим, для изучения обществоведческих дисциплин учащимся гуманитарных классов необходимо формирование стохастического мышления, которое в свою очередь позволяет будущим специалистам эффективно применять приемы логического мышления в ситуациях неопределенности, неполноты информации и риска. В классах гуманитарного профиля я стараюсь вводить решение комбинаторных задач с элементами теории вероятностей. Именно изучение тем “Комбинаторика”, “Элементы теории вероятностей” позволяют сформировать у учащихся стохастические подходы к анализу распространенных ситуаций, которые встречаются в повседневной жизни.

Результаты реализации профессионального проекта.

Следует отметить, что у обучающихся формируются:

  • качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для полноценной жизни в обществе;
  • представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • умения применять полученные знания на практике.

Реализация проекта позволила увеличить: долю обучающихся, принимающих активное участие в конкурсах повышенного уровня; долю обучающихся, занятых внеурочной деятельностью по предмету “Математика”; повысить мотивацию к изучению предмета “Математика”.

Подводя итоги реализации проекта, необходимо сделать вывод, что мои ученики конкурентоспособны после окончания школы. 45% выпускников (социально-гуманитарного профиля) выбрали для дальнейшего обучения в ВУЗах специальности, где профилирующим предметом является математика. Практика мышления, которую ученики приобретают, изучая математику, является прочным фундаментом любой сферы деятельности.