Виртуальное путешествие "Жизнь европейского общества в XV–XVII вв."

Разделы: История и обществознание


Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: учебник по Новой истории 7 класс, интерактивная доска, иллюстрации, репродукции картин художников эпохи Возрождения (презентация), раздаточный материал (карточки для работы в группах).

Цели и задачи:

  • Закрепить знания учащихся об основных слоях населения Европы в 15-17 веках
  • Сформировать умение работать в группах и умение составлять совместный доклад для выступления
  • Создать образное представление у учащихся о повседневной жизни людей того времени (условия повседневной жизни, что ели, чем болели, что одевали люди в период нового времени)
  • Уметь выделять главное, анализировать, делать выводы,
  • Научить искать дополнительную информацию в открытом информационном пространстве
  • Научить пользоваться иллюстративными материалами (художественными произведениями) как источником знаний по истории;
  • Развивать у учащихся любознательность, интерес к прошлому, культуре.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Объявление темы урока и постановка учебных задач перед учащимися (5 минут):

Учитель: В период раннего нового времени зарождается новое капиталистическое общество, на предыдущих уроках мы познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран, с жизнью монархов и дворян, купцов, ремесленников, крестьян. Но знаете ли вы, в каких условиях они жили, что носили, какова была в то время продолжительность жизни, что ели эти люди, чем болели? Чтобы ближе познакомиться с жизнью различных слоев общества и понять, какие изменения произошли в их жизни, мы отправимся в виртуальное путешествие по странам Западной Европы. (на экране интерактивной доски появляется 1 слайд с темой урока)

Презентация.

Урок у нас будет не совсем стандартный, вы на прошлом уроке разделились на группы (3 группы по 7 человек) и каждой группе были даны карточки с темой и планом в виде вопросов для создания сообщения. (приложение №2 карточки с вопросами).

Итак у нас 3 группы и 3 темы:

  • Облик европейского города на рубеже XV – XVII веков
  • Королевское застолье и трапеза простолюдинов
  • Капризы моды (на экране интерактивной доски появляется 2 слайд с названиями выступлений групп учащихся)

От каждой команды выбирается 3 выступающих. На выступление каждой команде будет дано 7 минут. Периодически я буду останавливать выступающих, чтобы подытожить сказанную ими информацию и подкрепить текст доклада иллюстративным материалом (на интерактивной доске) – репродукциями картин известных художников, современников того времени. Оцениваться работа группы и выступающих будет по 5 балльной шкале, в зависимости от полноты изложенного материала, подборки интересных фактов и соблюдения времени выступления.

3. Учебные задачи: (на экране интерактивной доски появляется 3 слайд)

  • На основе подготовленных сообщений, узнать в каких условиях жили европейцы в XVI – XVII вв.
  • Выделить особенности блюд крестьян, бедных горожан и богатых угощений зажиточных людей.
  • Познакомиться с понятием “мода” и как она влияла на внешний облик европейцев.
  • Обобщить какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев.

4. Изучение новой темы:

Учитель: Приглашаются к доске выступающие из первой группы с темой доклада: “Облик европейского города на рубеже XV – XVII веков” (на экране интерактивной доски появляется 4 слайд с темой выступления и планом сообщения в виде вопросов)

Первый ученик первой группы: (примерный текст)

Города Европы постепенно меняют свой облик. Но большинство городов сохраняли средневековый вид. Они были небольшими, с 3-5 тыс. жителей, отделенными от окружающего мира старинными стенами, с узкими улочками, на которых даже летом не высыхала грязь и паслись свиньи. Однако существовали и города-великаны. Крупнейшим городом Европы оставался Париж. Города-великаны требовали ежедневного поставки продуктов, угля, предметов первой необходимости. Крестьяне окрестных селений специализировались на производстве необходимых продуктов. (на интерактивной доске появляется 5 слайд с пейзажами городов. Узкие улочки, дома покрытые черепицей, а также картины пригородов где обстановка напоминает нам деревню с грязью на улицах)

В отличие от пригородов, центральная часть города была тем центром, где жили зажиточные горожане, размещались общественные здания. За неимением места для застройки дорожали земельные участки, что дало толчок строительству многоэтажных домов. Одновременно менялся внешний вид городов. Например: в городах Италии разрушали средневековые дома, прокладывали новые широкие улицы, сооружали многоэтажные здания и большие площади. Постепенно, по примеру итальянских городов, города Европы приобретали современный вид (на интерактивной доске появляется 6 слайд)

Второй ученик первой группы: жилье европейцев (примерный текст)

В течение XVI - первой половины XVII в. внутренний и внешний вид домов крестьян и мещан европейских стран изменился. В XVI в. большинство крестьян европейских стран строила свои дома на юге Европы по камня, на севере - из дерева. Крыша дома делали из соломы или камыша. Внутри дома отдельных комнат обычно не было - все члены семьи жили в совместном помещении. Для отопления помещения и приготовления пищи использовалось костер. Мебели в крестьянской доме было мало: простой стол, скамьи, ящик для вещей, один-два табурета и сеновал вместо кровати. Пищу готовили в котле, висевший над очагом, а ели преимущественно из общей посуды, потому на всех ее не хватало. Крестьянские жилища на протяжении длительного времени не менялись, оставаясь такими, как в прошлом. (на интерактивной доске появляется 7 слайд. Мы видим как выглядела обстановка обычного крестьянского дома, практически никакой мебели и грязь на стенах и полу)

А вот жилье мещан в то время изменилось. В городах появляется все больше каменных домов. Внешний вид дома стал свидетельством состоятельности его обладателя. Простые мещане окна своих домов затягивали пергаментом или промасленной бумагой, а состоятельные вставляли в окна стекло и даже делали витражи.

Полы в домах состоятельные горожане покрывали каменной или керамической плиткой,а самые богатые заказывали мастерам пол из паркета, изложенного орнаментом. Простые горожане ограничивались деревянным полом. Крыша своих домов городская знать начала с XVII ст. укрывать ценной черепицей (на интерактивной доске появляется 8 слайд. Мы видим дома состоятельных горожан, несмотря на скромность обстановки, она безупречно подобрана и отвечает моде на интерьер того времени).

Привычные для нас бумажные обои появились в Европе именно в XVII ст. Сначала они украшали дома простых горожан, а впоследствии приобрели популярность и среди знати. В домах зажиточных мещан появились гостиные, где хозяин принимал гостей, спальни, столовая, рабочая комната хозяина и отдельные комнаты для слуг. Мебель и вещи были свидетельством состоятельности хозяина. Состоятельные европейцы в XVI ст. уже устраивали в своих жилищах специальные ванные комнаты. Их появление в домах привело к тому, что люди боялись посещать популярные недавно городские бани. Это было связано с распространением новой опасной болезни - сифилиса, завезенного в Европу после открытия Нового Света. Однако уровень гигиены большинства населения был чрезвычайно низким. (на интерактивной доске появляется 9 слайд. Невозможно не любоваться роскошью и красотой прекрасных залов и спален, стены усеяны лепниной, покрытой сусальным золотом, прекрасный паркет, наполированный до блеска и конечно же искусно выполненная мебель).

Учитель:

Мы живем в современном обществе, используя в повседневной жизни самые обычные и привычные для нас вещи, но очень часто мы не знаем, когда они появились в жизни человека. Один из учеников команды выступит с небольшим сообщением на тему “Удивительное рядом!”. (учитель выходит в интернет и проецирует нужную электронную страницу (найденную учеником дома) по которой он ведет свой рассказ.

Ученик: ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ ШКАФ. История происхождения шкафа. http://www.richwomen.ru/shkaf.html Я расскажу Вам, как появился ШКАФ? (примерный текст). Разнообразные вещи и одежду хранили в сундуках, которые украшались орнаментом и росписью. На больших сундуках спали и сидели, их расставляли вдоль стен, в сундуках хранили одежду, посуду и инструмент. Специально сработанный сундук - ларь использовался в качестве холодильника - в нем хранились различные сыпучие продукты - крупа, мука, соль, сахар. Благодаря точной подгонке досок ларь обеспечивал длительное хранение продуктов. Без сундука не обходился ни один дом. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что в 15 веке уже были известны и такие конструкции, которые мы бы назвали именно шкафом в сегодняшнем понимании. Итальянские мебельщики, которые считались в Европе законодателями моды, первыми начали ставить свои сундуки вертикально. Так в XVI в. появился шкаф. Преимущества шкафа над сундуком были велики: вещи теперь можно было разложить на отдельных полках и легко отыскать в случае необходимости.

Учитель: Спасибо за выступление, ты рассказал нам очень интересную информацию. А сейчас к доске приглашаются выступающие из второй группы с темой доклада: “Королевское застолье и трапеза простолюдинов” (на экране интерактивной доски появляется 10 слайд с темой выступления и планом сообщения в виде вопросов)

Первый Ученик: “Рацион знатных особ” (примерный текст)

Человек XVI - первой половины XVII в. еще не совсем освободился от психологического страха голода, который преследовал европейцев в течение Средневековья. Впоследствии жизнь стала легче, а трапеза богатого и простолюдина - вкуснее. Во время торжественного обеда столы располагались в виде буквы "П". Во главе стола садились хозяин и самые уважаемые гости.

На покрытых вышитыми скатертями столах находились золотые и серебряные солонки. Каждый гость имел свои тарелку, ложку и нож. На столе привлекало внимание огромное количество мяса. Все блюда готовились с большой количеством восточных пряностей, которые стали доступными европейцам. По-прежнему привычным напитком европейцев оставалось виноградное вино. Однако с XVI в. в Европе начало приобретать популярности употребления горящих вин - крепких спиртных напитков. В XVI - первой половине XVII в.европейцы стали потреблять много сахара благодаря его поступлению из колоний в Новом Свете. Для бедных людей сахар стал лакомством, а для зажиточных - привычным продуктом. (на интерактивной доске появляется 11 слайд).

Второй ученик 2 группы:Трапеза простолюдинов”: (примерный текст)

Крестьяне и бедные мещане питались гораздо скромнее, чем знать, однако и их меню стало гораздо разнообразнее. Во время обеда на их столе были каша, сыр, яйца, хлеб, масло и животное масло, а в праздники появлялись окорока и колбасы. Добрым приложением к столу были овощи со своего огорода или базара, а также ягоды, орехи и фрукты. В XVI - первой половине XVII в. питание большинства европейцев улучшилось. Времена средневековья, когда голод был привычным спутником большинства населения Европы, стали забываться (на интерактивной доске появляется 12 слайд. Художники представляют нам не только стол богатых особ, но и трапезу обычных крестьян и горожан).

Учитель: Один из учеников команды выступит с небольшим сообщением на тему Удивительное рядом!”. (учитель выходит в интернет и проецирует нужную страницу (найденную учеником дома) по которой он ведет свой рассказ.

Ученик: История вилки http://fafka.ru/fork-history/ Привычной для нас вилкой европейцы не пользовались. Слово вилка (англ. fork) пошло от латинского “fulka”, что в переводе означает садовые вилы. Вилка, как столовый прибор, была знакома ещё древним грекам. К 7му веку нашей эры, в Малой Азии вилка стала символом богатства и власти и использовалась царскими семьями во время пиршеств. С 10 века вилки распространились на территорию Византийской империи, где подобный столовый прибор также использовали только аристократы. Оттуда в 11 веке вилка была привезена в Венецию византийской принцессой. В Европее сей необходимый столовый прибор появился только в конце 16 века. Большую двузубую вилку использовали только для того, чтобы взять мясо из общего блюда, а дальше его ели руками. Лишь в середине XVIII ст. вилка стала предметом всеобщего употребления. Правила хорошего вкуса в XVI — XVII ст.рекомендовали брать мясо не всей рукой, а тремя пальцами. А для того, чтобы не было ожогов, нужно было надевать к обеду перчатки. Кстати, правила этикета предлагали не плевать в тарелку, пользоваться платком для носа, а не рукавом, и не вытирать жирных пальцев о свои волосы.

Учитель: Спасибо тебе за сообщение, ты заинтересовала нас и хочется даже найти дополнительную информацию о других столовых приборах.

А сейчас приглашаются к доске выступающие из третьей группы с темой доклада: Капризы моды (на экране интерактивной доски появляется 13 слайд с темой выступления и планом сообщения в виде вопросов)

Первый ученик 3 группы:Изменение фасонов одежды”: (примерный текст)

Изменения, которые начались во всех сферах жизни европейцев, охватили и мир одежды. Распространилось правило не просто одеваться, а следовать моде, изменяя ежегодно фасоны платьев и камзолов. Впрочем, водоворот моды захватил не всех.

Одежда бедняков и крестьян оставалась неизменной. Крестьяне имели один неизменный рабочая одежда и праздничный наряд, что переходило от родителей к детям.

Состоятельные европейцы стали теми общественными слоями, благодаря которым в XVI - первой половине XVII в. воцарилось царство моды, основным правилом которой было иметь возможность менять гардероб в соответствии с конкретным обстоятельством. С тех пор мода распространялась в мире в своем новом значении: не отставать от современности. В Европе ежегодно менялись фасоны одежды, штаны и плащи становились то длинными, то короткими; рукава узкими или широкими; воротники то напоминали жернова мельниц, то превращались в едва заметную полоску. Изменения в моде были свидетельством того, кто на тот момент был популярным в Европе. Законодателем моды становился тот, кем больше увлекались европейцы. В конце XV -начале XVI в. законодателями мод в Европе были итальянцы. Пышный костюм эпохи итальянского Возрождения с широкими рукавами, золотым и серебряным шитьем, парчой. ВXVI в. в высших слоях общества приобрел популярность строгий, застегнутый до вверх черный костюм, введенный испанцами. В начале XVII в. распространился голландский стиль - воротник из кружева и обязательный шляпа с высокой тульей. Однако и этот стиль не удержался долго. Его заменил французский костюм с ярким шелком и свободным кроем. Следование моде постепенно превратилось из прихоти в стимул для развития общества. Благодаря ей развивались производство, торговля, возникали новые предприятия и отрасли производства. (на экране интерактивной доски появляются 14,15,16,17,18 слайды с портретами прекрасных дам и знатных вельмож. С одной стороны насколько разнообразна и красива одежда знатных дам и кавалеров, и бедна одежда горожан и крестьян, где главную роль играло все-таки удобство, а не красота)..

Второй ученик 3 группы:Балы, кто зарабатывал на капризах моды. Аксессуары”: Прежде всего, светские рауты, к которым относятся и балы, - это возможность на других посмотреть и себя показать. А это значит, что огромное значение приобретает собственный облик, который всегда продумывался до мелочей.

Так как же выглядели великосветские дамы на различного вида танцевальных вечерах?

Итак, первые балы давались в странах Центральной и Западной Европы, в эпоху Возрождения (приблизительно в XV столетии). На культуру и искусство того периода времени оказывало влияние философское течение гуманизм, утверждающее человечество в его правах господства на Земле, уверяющее его в своих силах самостоятельно вершить свою судьбу. Был определенный этикет в том, что одевать и как. Над созданием каждого образа работал огромный штат мастеров – это и портные и золотошвейки, шляпники и, конечно, же парикмахеры (цирюльники). (на экране интерактивной доски появляются 19, 20 слайды)

Учитель: Один из учеников команды выступит с небольшим сообщением по теме Удивительное рядом!”. (учитель выходит в интернет и проецирует нужную страницу (найденную учеником дома) по которой он ведет свой рассказ.

Ученик: Аксессуары (Онлайн журнал “Энциклопедия моды”) http://www.femalesecrets.ru/fashion/encyclopedia/39.htm. Женские и мужские костюмы всегда дополняли различные аксессуары, те прекрасные мелочи, которые нам очень хорошо знакомы. Вот некоторые из них:

Веер — приспособление для овевания и охлаждения лица. В Европе стали обычным женским модным аксессуаром с конца XVI века. При версальском дворе они играли большую роль и в дворцовом церемониале; дамы могли их открыть только в присутствии королевы.

Блошиный мех — использовался в XVI веке, и его можно видеть на портретах того времени. Чучела соболей, куниц, хорьков и ласок должны были притягивать назойливых насекомых. Их носили на золотых цепочках, а также держали в руке. Блошиный мех богато украшался. Герцогиня феррарская получила в подарок от своего мужа соболя с золотой головой, украшенного 12 рубинами, 2 алмазами, 3 изумрудами и 4 жемчужинами. и т.д. (примерный текст)

Учитель: Ребята, скажем огромное спасибо, все выступающим и тем, кто тоже участвовал в подготовке докладов.

4. Подведение итогов выступлений учащихся, обобщение изложенного материала (2мин.):

В раннее Новое время, как и прежде, повседневная жизнь людей была не легка. Голод, войны, болезни подстерегали человека ежедневно. Жизнь была короткой, население росло медленно. Одежда, домашняя обстановка и даже трапеза отражают историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь и представления о красоте.

5. Проверка и закрепление изученного материала (8мин.): (на экране интерактивной доски появляется 21 слайд с вопросами для проверки и закрепления полученных знаний). Я предлагаю Вам еще немного поработать и проверить свои знания, на интерактивной доске вы видите задание. В первой колонке таблицы привидены термины, найдите соответствие в другой колонке. Все ученики выполняют задание на листочках, а один ученик выходит к интерактивной доске и с помощью маркера рисует стрелки-соотвествия одной части и другой. Проверяем ответы (на экране интерактивной доски появляется 22 слайд).

6. Подведение итогов урока, выставление оценок. (6мин.)

Учитель: Спасибо всем!, Вы так хорошо сегодня работали, что хочется похвалить всех и поставить хорошие отметки. Оценки….

7. Домашнее задание: читать 4 параграф учебника. А если вам понравился такой метод работы, то предлагаю по желанию подготовить сообщение на любую из тем сегодняшнего урока. Можете воспользоваться одной из приведенных ссылок на интернет-ресурсы или найти свои.

8. Использованная литература и ресурсы:

  1. Белз Анна. История в костюмах от фарфона до денди. 2002.
  2. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. 2001.
  3. Кочетков Н.С. Новая история. 17– 18 вв. Волгоград,2003.
  4. Святокум О.Е. Всемирная история.2002.
  5. Селютин И.Ю. Оригинальные модели модной одежды.2003.
  6. Справочник школьника нового типа. Санкт– Петербург, 2003.
  7. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.,2003.
  8. Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории 5-11 класс. М., 2006.
  9. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. М., 1995

Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории. М. 2001.

Интернет-ресурсы: (на экране интерактивной доски появляется 23 слайд

  1. Мода и проектирование одежды http://fashion.artyx.ru/sitemap/fashion.shtml (Данная страница ведёт в подразделы "Иллюстрированная энциклопедия моды", "История развития костюма" и "Одежда и аксессуары".
  2. Статья о стилях одежды http://jurnal.portal-1.ru/?cont=4&sew=2- с древности и до наших дней. (Картинки мелкие, зато про каждый стиль написано кратко и информативно.)
  3. Эстетика и дизайн товаров. http://www.studd.ru/lib/2/94/14/ (Небольшая статья о различных стилях в одежде, архитектуре и мебели.)
  4. http://russims.ru/forum/122-3083-1 (Здесь говорится о косметике в разные века и в разных странах.