Интегрированный урок (физика + обществознание) по теме "Наука и общество: приоритеты развития"

Разделы: Физика, История и обществознание


«В безнравственном  обществе
все изобретения, увеличивающие
власть человека над природой,
не только не благо, но и
несомненное и очевидное зло»

Л. Н. Толстой

I этап: постановка целей урока, введение основных понятий.

Цели урока: 

  • Изучение  истории некоторых открытий в области физики, их значение для науки.
  • Определение степени  влияния науки на исторические события и общественные      процессы.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся через метод проектов и проблемное обучение.
  • Развитие умений давать нравственную оценку историческим явлениям, выявлять гуманистические, нравственные ценности.

На протяжение всей человеческой истории находились те, кого манило неизведанное, кому не давали покоя тайны природы. Эти люди делали науку. Когда в древности человек начал добывать огонь, изготавливать орудия труда, использовать в своих целях природные силы, его уровень жизни существенно повысился, что отразилось на развитии общества и государства.
Любое государство имеет социальную структуру, предполагающую деление общества на различные социальные группы, на правителей и управляемых. Ход истории во многом зависит и от расстановки политических сил. Поэтому лидеры, победившие в борьбе за власть, определяли дальнейшие судьбы мира и научных открытий.

Определения общества и науки по А.И.Кравченко [2].

Общество – все человечество в его истории, современности и перспективе.

Наука – социальная сила, которая непосредственно включается в процессы социального развития и управляет ими (Приложение 1)

II этап: Определение взаимосвязи научных и общественных процессов, через изучение различных видов физических открытий

Архимед, Ньютон, Эйнштейн своими открытиями изменили не только наше представление о мире, но и сам мир. Наша первая задача – познакомиться с историей некоторых фундаментальных физических открытий, сделанных не менее известными людьми, чем эти.

 I презентация «Открытия высокого класса» (Приложение 2)

Мы обязаны этим ученым существованием современных высоких технологий, они показали человеку путь в будущее. Это важно, но существуют и другие открытия, которые классифицируются как случайные, а также и проблемы, связанные с путями развития науки в обществе.

Основные проблемы:

  • Роль случайных открытий в развитии общества
  • Пути использования научных открытий
  • Прогноз на открытия будущего

I проблема «Роль случайных открытий в развитии общества»

II презентация  «Научные открытия и ход истории» (Приложение 3).

Обсуждение – дискуссия «Роль других случайных открытий в развитии общества»:

  • Изобретение пороха
  • Воздушные шары Монгольфье
  • Изобретения Леонардо да Винчи

Вывод по I проблеме:  Роль случайных открытий зависит от потребностей и возможностей общества.

 II проблема: «Пути использования научных открытий»

Научное открытие, в конце концов, становится достоянием всего мира, значит ли это, что принципиально безразлично, чем занимается ученый, в какой стране он работает и кому служит. Рассмотрим научные открытия, связанные с делением ядра.

III презентация «Уран-проект» (Приложение 4).

На примере «Уран-проекта» мы увидели, что пути использования научных открытий различны. Это зависит и от политического режима и от условий, в которых трудятся ученые, и от их нравственной и политической позиции.

Обсуждение-дискуссия «Нравственные и политические позиции учёных-физиков»

  • А.Эйнштейн
  • А.Сахаров

Вывод по II проблеме: Выбор пути зависит от общественно-политических условий и личностного фактора.

Итак, мы с Вами пришли к выводу по двум поставленным проблемам и он таков:

  • Научные открытия и общественные процессы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

III этап: Анализ прогнозов учёных на будущее и определение взаимодействия науки и общества

 III проблема: Прогноз на открытия будущего.

Эту проблему мы оставляем открытой, это и будет вашим домашним заданием:

  • подумайте, какими могут быть открытия: опасными или полезными;
  • как повлияет политическая ситуация на дальнейшее развитие общества.

Прогнозы ученых на начало XXI века, опубликованные в «Независимой газете» [3].

  • Суммарные бюджетные расходы на науку в уходящем году составили более 200 млрд. рублей, или в пять раз больше, чем в 2000 году. За два ближайших года совокупные расходы на науку удвоятся и составят около 400 млрд. рублей, а с учетом планируемых инвестиций со стороны отечественного бизнеса – 600 млрд. рублей.
  • В 2010-2012 годах в России создадут протонные терапевтические комплексы для лечения онкологических заболеваний.
  • Сегодня у нас есть ядерная энергетика, оптоэлектроника, биоинженерия. В подмосковной Дубне ученые ищут супертяжелые ядра. Это новая физика, которая может перевернуть наше представление о мире.
  • Российская академия наук разработала программу создания новых авиационно-космических материалов.  По решению Совета безопасности подготовлена программа разработки стратегических материалов для производства новой военной техники и вооружения.
  • Все это обязательно сбудется, пообещали ученые, но с одним условием: если законодатели, политики и чиновники создадут условия для плодотворной научной работы.
  • Почему при увеличении государственных расходов на науку уменьшается доля участия бизнеса в ее финансировании?
  • Будущее фундаментальной науки прямо зависит от ее способности обеспечить инновационный рост в стране, а значит, от эффективной интеграции науки с производством и профессиональным образованием.
  • Куда приведут эти дороги Россию? Окажется она в числе западных мировых лидеров ли останется буфером между Европой и Азией? Наука дает оптимистичный ответ.

Вывод: XX  век – эпоха трагедий и прогресса. Мировые войны, создание и применение атомного оружия повергли человечество в ужас самоуничтожения. В то же время наука, как никогда прежде, приблизилась к  тайнам мироздания, к познанию новых законов природы. Научная революция привела к изобретению самого смертоносного оружия в истории человечества.
В то же время ядерная реакция продолжает оставаться неисчерпаемым источником энергии, дающим людям свет и тепло.
И хочется закончить наш урок словами гениального ученого А. Эйнштейна: «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой».

 Оценивание выступлений учащихся.

Использованные источники и литература:

  1. Первое сентября. Физика. – 2005. – № 8
  2. Кравченко А. И. Обществознание 10-11 класс// «Русское слово». 2009 – 190 с.
  3. Независимая газета http://nvo.ng.ru/concepts/2012-09-14/11_asteroid.html 14.09.2012