Цели:
- Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;
- Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
- Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.
Планируемые результаты:
а) Личностные:
1. Интеллектуальная активность —
интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся
самостоятельно работать с источниками
информации, анализировать и делать выводы на
основе полученной информации.
2. Коммуникативные навыки — владение
основными навыками работы в группе.
3. Ответственность и адаптивность —
личностные качества, позволяющие продуктивно
действовать для реализации своих целей в
соответствии с правами, потребностями и целями
окружающих людей.
б) Метапредметные:
1. Познавательные действия — включают
действия исследования и отбора необходимой
информации, ее структурирования.
2. Коммуникативные действия — обеспечивают
возможность сотрудничества — умение слышать,
слушать и понимать товарища, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность,
уметь договариваться, правильно выражать свои
мысли в речи, слушать и принимать во внимание
мнение других, дискутировать, выступать
публично.
3. Закрепление умений работать с информацией
— находить, анализировать, управлять, оценивать
и представлять информацию.
в) Предметные:
1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их
зависимости от климата, разнообразии
растительного и животного мира.
2. Развитие познавательных интересов,
интеллектуальных способностей.
3. Овладение умениями работать с различными
источниками информации (текст, учебник, карты
атласа, схемы, таблицы), организовывать
собственную информационную деятельность и
планировать ее результаты.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы заданий и бланки для групп, жетоны, атласы, карты природных зон мира и Африки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.
– Здравствуйте, ребята.
Я рада приветствовать вас.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что
сегодня урок позволит вам подняться на
ступеньку выше. Успехов вам и удач!
Сегодня у нас с вами очень интересное событие.
Во-первых, к нам в гости приехало много гостей. Мы
должны показать свое гостеприимство, поэтому
давайте повернемся к гостям и им улыбнемся.
Видите, какие они совсем не страшные, поэтому мы
ничего не боимся и работаем как обычно на уроке.
– А чем еще интересен сегодняшний день? Да,
сегодня был объявлен конец света. И как бы
страшно нам не было, мы живы, работаем и еще
принимаем гостей. Вот так все замечательно у нас
складывается.
– Что же, предлагаю начать нашу работу.
СЛАЙД
– Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и
красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир
Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к
лицу с этим необычным континентом.
СЛАЙД
– Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной
земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске
ночных костров мускулистые тела танцоров в
завораживающих масках, тому трудно будет
возвращаться из этого таинственного мира».
Николай Гумилев.
II. Деление на группы
– Для работы на сегодняшнем уроке вы
объединились в небольшие группы-экспедиции, взяв
листочки разного цвета. К этим листочкам мы с
вами еще вернемся.
Сегодня у нас еще есть одна причина считать урок
необычным.
СЛАЙД
Ведь мы сегодня совершим увлекательное виртуальное
путешествие по материку … АФРИКА.
– Давайте вспомним, что нам известно об этом
уникальном материке?
III. Проверка домашнего задания
1. Работа с интерактивной доской
Группы выбирают себе карточку, после минутного обсуждения, выходят к доске и выполняют задание.
СЛАЙД Задания на карточках:
1. Подпишите на климатической карте названия
климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП)
2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах,
где много дождей. (ЭКП)
3. Подпишите ВМ в тех поясах, где их господствует
только одна. (ЭВМ, ТВМ)
Дополнительное задание:
1. Сколько на территории Африки переходных
климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП)
2. Почему их назвали переходные? (Воздушные
массы переходят летом и зимой)
3. Подпишите ВМ в переходных поясах.
4. Кто сможет нарисовать облачко, указав сезон
года наиболее влажный в этом климатическом
поясе.
Вывод:
1. Климатические особенности этого материка
однообразны или разнообразны?
2. О чем это свидетельствует? (О разнообразии
растительного и животного мира)
2. Работа с интерактивной доской. Разгадывание кроссворда, определив тему сегодняшнего урока (Приложение 2)
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала. Команды по очереди выходят к доске и заполняют кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Недалеко от этого города, который является
столицей государства Ливия, была
зарегистрирована самая высокая температура +
58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между
Северным и Южный тропиков, он считается самым … (жарким)
3. Этот замечательный исследователь уехал в
Африку в качестве врача и миссионера, и провел в
непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)
4. Раздел географии, который посвящен описанию
различных видов водоемов: рек, озер, болот,
водохранилищ.
5. Самая полноводная река мира? (Конго)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
7. Американский журналист, в честь которого был
назван водопад на реке Конго. (Стэнли)
8. Один из очень распространенных видов
хозяйственной деятельности многих водных
районов материка. (Рыболовство)
9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а
также самая большая пустыня мира. (Тропический)
10. Островки зелени в негостеприимном пустынном
краю. (Оазисы)
11. Один из самых красивых водопадов планеты,
открытый и названный Ливингстоном в честь
тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)
12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)
13. Постоянные ветры, господствующие над большей
территорией Африки, дующие от тропиков на
экватор. (Пассаты)
СЛАЙД
– Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные
зоны Африки».
– А какие природные зоны вы знаете?
– Посмотрите на листочки, которые вы брали при
делении на группы. Догадаетесь ли по цвету, с
какой природной зоной вы будете работать? Почему?
- Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса
- Желтый – пустыни
- Желто-зеленый – саванны и редколесья.
– Как вы думаете, в каком климатическом поясе могут располагаться ваши природные зоны?
СЛАЙД – Обратите внимание, у вас на столах находятся листы самооценки. Оцените себя в разделе «Домашнее задание», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.
IV. Определение целей урока
СЛАЙД
– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?
- Какие природные зоны есть на материке Африка;
- Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;
- Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;
- Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;
- Приспособленность растений и животных к различным условиям;
- Использование природных зон человеком.
Внимание экспедициям!
– Сейчас вы приступаете к изучению вашей
природной зоны.
Каждая экспедиция выбрала для изучения
природную зону. После изучения дополнительного
материала, карт атласа, вы заполняете в
электронном варианте опорный конспект (Приложение 1). Итогом
вашей работы будет выступление. На ваших
столах лежит карточка с названием должности
эксперта в этой экспедиции: капитан,
климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи.
Выбирайте выступающего, того, кто будет
представлять отчёт о проделанной работе.
V. Работа в группах с компьютером и дополнительным материалом
СЛАЙД
Время для групповой работы ограничено – 10
минут.
На рабочем столе найдите папку «Природные зоны
Африки. 7 класс»
В этой папке файлы:
- Опорный конспект;
- Справочные материалы;
- Карты Африки.
– Можно использовать раздаточные материалы в
печатном виде у вас на столе. Не забудьте о
распределении обязанностей, чтобы все успеть. 2-3
минуты ищите материал, выделяете, подчеркиваете,
затем заполняете конспект. Сохраняете его на
флешку и переносим на основной компьютер.
– Итак, поехали! Удачи всем!
Пока ребята ищут информацию. Ответственный за заполнение открывает опорный конспект.
– Мы с вами уже определили, в каком климатическом поясе расположена природная зона. Заполняйте!
VI. Защита своего проекта (2 минуты на каждую группу.)
– Итак, что же мы узнали с вами о трех природных зонах Африки? (Приложение 3)
3. Работа с мультимедийной доской
Установите соответствие:
Характеристика 1. Стволы так толсты,
что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так
велики, что каждый из них мог стать крупным
деревом. |
Природная зона 1. Влажные
экваториальные леса |
– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в
разделе «Первичное закрепление», и в течение 1
минуты обсудите и поставьте коллективную оценку
каждому члену экспедиции за этот вид работы.
– Обратите внимание, как много нового мы узнали о
природных зонах.
– Давайте запустим машину времени и
отправимся на 6 лет назад, когда у вас не было
предмета географии, как бы вы тогда объяснили
понятие пустыня.
«Объяснялки»
– Есть разница в том, что говорят
первоклассники и семиклассники?
Ваша речь более рассудительная, доказательна,
сколько много новых слов появляется в вашем
лексиконе. Важна география в вашей жизни?
– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Заполнение опорного конспекта», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.
VII. Первичное закрепление
1. По видео фрагментам определить природную зону.
2. По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения. (Приложение 4)
VIII. Рефлексия
– Вернемся к слайду с задачами.
– Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня
получилось?
– Что было для вас самым интересным?
– Что было для вас сложным?
IX. Домашнее задание:
– Когда будете уходить, возьмите ваши опорные
конспекты, чтобы учить дома.
1. № 24 учить,
2. Творческое задание:
- составить презентацию по национальным паркам и заповедникам Африки;
- составить опорный конспект по другой природной зоне
– Покажите нам, пожалуйста, с каким настроением
вы уходите с урока.
– Я сегодня ухожу с сегодняшнего урока с
радостным настроением, с чувством благодарности
к вам и вашей работе. Спасибо! (Прикрепляю
солнышко улыбающееся, а вы наклейте свое
настроение на мое солнышко).
X. Итог урока. Выставление оценок