К своему внеклассному мероприятию я хочу привести слова Д.С.Лихачёва, ученого, личность которого сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина: «…Когда-то человек жил только в настоящем. Но в большом настоящем, помня – кто у него родители и откуда. Открытие истории произошло несколько тысяч лет назад: открытие - в обе стороны: о прошлом легенды, для будущего курганы… Человеку тесно жить только в настоящем. Нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранения памяти на будущее – расширения туда и сюда. И детям нужно знать, что о своем детстве они будут вспоминать, а внуки будут приставать: «Расскажи, дедушка, - как ты был маленьким». Такие рассказы дети очень любят. Дети вообще хранители традиций».
Д.С.Лихачёв Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. писатель, 1989. – 608 с.
Цели: развивать у учащихся интерес к родословной своей семьи, укреплять связь с родителями, старшим поколением, воспитывать любовь к родине.
Задания к мероприятию: подготовить семьям
- Презентация о семье
- Родословное древо
- Рассказ о ветеранах ВОВ
- Рассказ о фамилии
- Нарисовать герб семьи, придумать девиз семьи
- Рассказать об именах семьи
- Рассказ о семейных реликвиях
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Ведущий: Добрый день, дорогие мамы и
папы, ребята, уважаемые гости!
Наше внеклассное мероприятие мы посвящаем
Родине, дому, семье.
Наше Отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили
испокон века отцы и деды наши. Родиной мы зовём её
потому, что в этой стране мы родились, говорим на
родном языке, и всё для нас здесь родное.
А матерью – потому, что она вскормила нас своим
хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему
языку; пока мы маленькие, как мать она нас
защищает. А когда мы вырастим – сами будем её
защищать.
1 уч-ся:
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
2 уч-ся:
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
3 уч-ся:
Да, только здесь, на острове моём,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Малом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озёрные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
И уж конечно, нет нигде людей
Такой души, и прямоты, и силы,
Как здесь на родине моей.
Но если б вырос я в другом краю,
То всё неповторимое,
Как чудо,
Переместилось, верно бы, отсюда
В тот край, другой –
На родину мою!А.Яшин «Только на Родине», 1955 г.
Ведущий: И конечно, речь сегодня пойдёт о людях, о наших семьях, о наших предках, о том, чем силён человек. Родословная – это перечень поколений, имеющих одного предка. А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогией.
Первое выступление семьи … (рассказывают о генеалогическом древе)
Ведущий: Посмотрите на это древо жизни, как оно прекрасно. Это не просто дерево: вместо листьев у него – лица. Лица тех людей, которые жили и трудились на этой благодатной земле, растили своих детей, создавали домашний уют. И здесь мы видим тех, кто продолжает этот славный род.
Второе выступление семьи … (представляют презентацию)
Ведущий: Нашей жизнью мы обязаны многим поколениям своей семьи.
Ведущий: Во времена Николая
Михайловича Карамзина, в 18 веке, считалось, что,
если человек не знает своих предков, значит он –
человек необразованный.
Александр Сергеевич Пушкин гордился своими
предками до такой степени, что велел вделать
пуговицу с мундира своего далёкого предка Абрама
Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти
не расставался, и всегда с гордостью
демонстрировал её друзьям.
Выступление семей, рассказывающих о своих семейных реликвиях.
(Это могут быть предметы старины, быта, культуры. Например, мои ученики принесли старые фотографии, письма дедушек, писавших в годы Великой Отечественной войны, медали и ордена. Кто-то принес старую игрушку, которую передавали из поколения в поколения, полотенца, вышитые бабушками, и т.д.)
Вещи, предметы, которые бережно хранят, отвечают любовью. Они объединяют людей, дарят им радость теплых встреч, воспоминаний. В них мы видим и слышим своих предков, узнаем о них новое, интересное, они всегда будут напоминать нам о наших родных.
Ведущий: В 17 веке каждая дворянская семья имела свой фамильный герб, на котором изображались различные предметы, говорящие о достижениях, увлечениях и интересах членов семьи.
Вы тоже нарисовали вместе с родителями свои фамильные гербы. Кто желает рассказать нам о своём фамильном гербе?
Выступление семей, рассказывающих о гербе семьи.
Ведущий: А вот что я прочитала и узнала
о ваших гербах.
Те, кто изобразил льва, считают, что
члены семьи сильны, мужественны и великодушны.
Леопард – храбрость, отвага. Конь
– удивительное животное, олицетворяющее
храбрость льва, зрение орла, быстроту оленя,
ловкость лисицы. Собака – преданность и
повиновение. Кошка – независимость. Медведь
– предусмотрительность. Бык –
плодородие земли. Лань – робость. Вепрь
(дикий кабан) – мужество. Олень –
символ воина, перед которым бежит неприятель. Орёл
– власть и великодушие.
Ворон – долголетие. Петух –
воинственность. Пеликан – родительскую
любовь к детям.
Журавль с камнем в одной лапе –
бдительность. Дельфин – сила. Пчёлы
или муравьи – трудолюбие. Змея –
вечность. Дуб – крепость и силу. Оливковое
дерево – мир. Пальма – долголетие.
Ведущий: А что изображено на гербах
нашей страны, области? Что они означают?
У всех владельцев гербов должен быть девиз. Девиз
отражает мир твоей семьи, её нравственные
качества. Например, девиз герба графа Платова,
героя Отечественной войны 1812 года, был такой:
«Верность, храбрость и неутомимые труды».
Другими девизами были слова: «Честь и верность»,
«Исполнение долга».
– А какой девиз для своей семьи придумали вы?
(Примеры: «Берег честь смолоду», «Терпенье и труд
все перетрут», «век живи – век учись», «Без дела
жить – только небо коптить»)
Ведущий: В наше время у каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Но так было не всегда. Давным-давно у людей были только имена и прозвища. Так писали «кузнец, по прозвищу Левша». Отчества и фамилии появились позже. Такое привычное для нас слово «фамилия» попало в наш язык из латинского и в переводе означает «семья». Фамилия – это наследственное имя семьи. Свои фамилии, которые передавались детям, люди чаще всего получали от:
– профессии отца (Кузнецов, Понамарёв, Попов,
Гладков и т.д.)
– места рождения (Москвитин, Слободчиков и т.д.)
– имени отца (Семёнов, Петров, Иванов, Антонцев,
Буинов – от бурятского мужского имени Буинтэ и
т.д)
– названия птиц, зверей, насекомых (Жуков, Орлов,
Воробьёв, Зверев, Бобров и т.д.)
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Рыбкин, Гусев, Зверев,
Волков и Бобров,
Жуков, Лебедев и Ненов. (От бурятского слова «инен» – корова)
Все фамилии, перечисленные в стихотворении, носят жители поселка.
Выступление учащихся, рассказывающих о своей фамилии.
Ведущий: Знаете ли вы, что история
семьи начинается уже с вашего имени?
Какие разнообразные имена окружают нас.
Но ведь и имя у человека возникло не случайно. Шли
годы, прежде чем древние люди придумали способ
выделять отдельного человека из толпы, обращаясь
к нему по имени. Имя даётся человеку при рождении
и сопровождает его всю жизнь.
Выступление родителей учащихся, рассказывающих о том, как выбирали имя своему ребёнку.
Учащийся читает стихотворение В.Агапова «Дорожите именем своим»:
Дорожите именем своим,
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна,
Дорожите именем своим!
Ах, много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком спросонок
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим!
Ведущий: А вот что обозначают имена
наших мальчиков и девочек: Татьяна (греч.)
– устроительница, устанавливающая правила, Анастасия
(греч.) – воскрешающая, Юлия (латин.
Джулия) – кудрявая, пушистая, Алёна
(греч.) – сияющая, Екатерина (греч.) –
чистая, непорочная, Наталья (латин.) –
родная, Марья (древнееврейское) –
желанная, печальная)
Александр (греч.) – защитник людей, Василий
(греч.) – царственный, Евгений
(греч.) – благородный, Дмитрий (греч.) –
посвящённый богине плодородия Деметре, Игорь
(древнескандин.) – воинство, сила, Денис (греч.)
– принадлежащий Дионису (богу жизненных сил
природы и виноделия), Сергей (латин.) –
ясный, высокочтимый, Прокопий (греч.) –
обнажённый меч, Валерий (латин.) –
сильный, богатый.
Ведущий: Давайте поиграем, игра
называется «Родственники». Конечно же, вы знаете,
кто такие бабушки и дедушки, внуки и внучки. Но
есть много ещё близких и родных людей, которых мы
не всегда сообразим, как назвать.
Например, кто такой внучатый племянник?
(мальчик/мужчина по отношению к дяде или тёте
родителя = внук брата или сестры = сын
племянника/племянницы.
Двоюродный брат (кузен), двоюродная сестра
(кузина) – мальчик/девочка по отношению к ребёнку
дяди или тёти = сын/дочка дяди или тёти.
Двоюродный дед – мужчина по отношению к внукам
брата или сестры = брат деда или бабушки = дядя
родителя.
Свёкор – отец мужа. Свекровь – мать мужа.
Тесть – отец жены. Тёща – мать жены.
Сват – отец одного из супругов по отношению к
родителям другого супруга.
Сватья – мать одного из супругов по отношению к
родителям другого супруга.
Деверь – брат мужа. Золовка – сестра мужа. Шурин
– брат жены. Свояченица – сестра жены. Зять – муж
сестры, дочери, золовки. Невестка – жена сына,
брата, шурина. Сноха
для отца и матери мужа является также невесткой
для всей его семьи. Свояк – муж свояченицы.
Сводный брат – сын отчима или мачехи от прежнего
брака по отношению к ребёнку, рождённому в другом
браке своего родителя.
Ведущий: У каждой семьи есть свои семейные традиции. Традиции – это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Например, познавательные традиции – совместное чтение книг, газет, журналов, просмотр интересных телепередач. Оздоровительные традиции – занятие спортом, вечерние прогулки, выезд на природу, походы. Праздничные традиции – обычай отмечать праздники, дни рождения, семейные памятные даты. И сегодня нам о своей традиции расскажет семья…
Выступление семьи.
Ведущий: Наш праздник я хочу закончить словами
Литература:
- Е.Глушко, Ю.Медведева «Словарь фамилий»
- Дневник иркутского школьника 2008-2009 учебного года, изд-во «Ситалл», статья «Как разобраться в родственниках»
- Журнал «Воспитание школьников» №7 2004г. Статья Т. Келеш «Семейная летопись»
- Журнал «Воспитание школьников» №6 2005г. Статья «Летопись моей семьи».