Лекция – древнейшая форма обучения. Всем известно, что под лекционной формой работы с аудиторией понимается устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме. При этом все чаще говорят о недостатках этой организационной формы: лекция часто скучна, она не предполагает активной работы студентов на учебном занятии; вся их активность сводится к бездумному конспектированию того, что говорит лектор, а усвоение пассивно воспринятой информации минимально. Даже выделяя очевидные преимущества лекции, отмечают, что это преимущества лектора: лекция требует менее длительной подготовки, чем семинарское или практическое занятие, ее течение предсказуемо, лектору легче держать ситуацию под контролем, управляя пассивной аудиторией. Правда, иногда отмечают, что в ходе лекции и студенты чувствуют себя спокойнее, пассивно воспринимая учебный материал, так как от них не ожидается проявления активности и инициативы.
Тем не менее, без лекционной формы работы не обходится ни одно учебное заведение: ведь лекцию можно одновременно читать большой группе людей, она помогает в сравнительно небольшой временной отрезок дать значительный по важности и объему содержательный материал. К тому же, ни один готовый текст, даже аудиозапись, учебная телепрограмма или видеофильм не могут заменить непосредственного общения преподавателя с аудиторией. Живая речь лектора, его владение аудиторией, увлеченность излагаемым материалом, правильная расстановка акцентов, оживляющая лекцию импровизация во многом определяют как мотивационный компонент обучения, так и обеспечивают лучшее его понимание.
Современная лекция утрачивает свою пассивность и предполагает обратную связь преподавателя с аудиторией. Недаром в практику средних профессиональных учебных заведений и вузов вошли нетрадиционные виды лекций, такие, как проблемная лекция, конспект-лекция (лекция-консультация), лекция – пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-исследование и т.п. Эти виды лекционных занятий нацелены не только на активное восприятие студентами учебного материала, но и на его переработку и осмысление, выработку самостоятельных выводов.
Одной из незаслуженно забытых и редко используемых форм организации изучения учебного материала является конспект-лекция, на которой мы хотели бы остановиться более подробно. Эта форма работы особенно актуальна в условиях дефицита времени, отведенного на изучения учебного материала в аудиторных условиях. Конспект-лекция представляет собой краткое изложение преподавателем ключевых моментов изучаемого материала и его ответы на заранее подготовленные или возникшие у учащихся по ходу лекции вопросы. Она строится на основе данного преподавателем или выполненного студентами самостоятельно конспекта изучаемого материала и проходит “конспективно”: преподаватель в ходе урока обозначает и кратко раскрывает основные вопросы темы, акцентируя внимание студентов на наиболее трудных для усвоения.
Как правило, непосредственная конспект-лекция состоит из трех частей: в первой части, которая занимает примерно 30-50% всего лекционного времени, преподаватель кратко излагает лекционный материал, обращая внимание студентов на ключевые его положения, типичные ошибки в понимании того или иного вопроса, приводя конкретные примеры, иллюстрирующие основные положения лекции.
Вторую часть занятия занимает консультационная часть, во время которой педагог отвечает на вопросы, подготовленные студентами заранее, при самостоятельном изучении материала.
Третья часть такой лекции связана с решением студентами проблемных вопросов или задач, предложенных преподавателем. В этой части преподавателем может быть предложена небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями по поводу изучаемого материала. Также эта часть может иметь рефлексивный характер, но она обязательно должна заключаться обобщающим словом лектора.
Данная организационная форма хороша тем, что она помогает развивать у студентов умение самостоятельно работать с первоисточниками, выделяя в тексте главное, способность к самоанализу, так как, работая с информацией, студент должен определить, какие ее части ему хорошо понятны, а что вызывает затруднения, формулировать вопросы по тому материалу, усвоение которого вызвало у них затруднение, непонимание или же недоумение.
Для того, чтобы выполнять свое назначение, конспект-лекция должна быть тщательно подготовлена преподавателем. Опыт показывает, что основные этапы подготовки к конспект-лекции таковы:
Постановка цели конспект-лекции: а) содержательной; б) обучающей;
Отбор содержания лекции.
- Выбор формы самостоятельной работы студентов с материалом лекции: а) подготовка для студентов полного конспекта лекции (если материал труднодоступен), с которым студенты знакомятся за 3-7 дней до лекции; б) самостоятельная подготовка студентами конспекта учебного материала при работе с первоисточниками с опорой на данное им методическое руководство.
- Разработка методического руководства по самостоятельному изучению студентами учебного материала, который включает в себя: название лекции; подробный план изучения лекционного материала (если дается готовая лекция, можно предложить студентам самостоятельно составить ее план); список основных понятий темы; указание на первоисточники, в которых можно найти необходимый материал (как основные, так и дополнительные); вопросы для самопроверки.
- Подготовка презентации по содержанию конспект-лекции, при необходимости – фрагментов аудио- или видеозаписей и других иллюстративных материалов по теме лекции.
Приведем пример организации и проведения конспект-лекции по теме “Механизмы и этапы социализации”.
Цель урока: помощь студентам в осмыслении основных институтов, механизмов и этапов социализации и их роли в социальном развитии ребенка.
Ожидаемые результаты
Студенты знают и могут раскрыть:
- основные понятия темы;
- основные институты, механизмы и стадии социализации.
Студенты понимают:
- все механизмы и этапы развития ребенка одинаково важны для его гармоничного социального развития.
Студенты умеют:
- показать самоценность каждого этапа социализации для гармоничного развития ребенка;
- анализировать жизненные ситуации, определяя действие разных институтов и механизмов социализации на развитие личности;
- определять этап социализации, на котором находится ребенок;
- самостоятельно анализировать первоисточники, выделяя в них наиболее существенный материал;
- грамотно формулировать вопросы по содержанию лекции.
Методическое руководство для студентов (дается студентам за две недели до конспект-лекции) включают в себя:
Цель, ожидаемые результаты
План изучения учебного материала:
- Понятие о социализации.
- Институты социализации человека.
- Основные социально-психологические механизмы социализации.
- Стадии развития личности в процессе социализации.
- Особенности современной социализации.
Основные понятия темы: социализация, ресоциализация, механизмы социализации, подражание, имитация, полоролевая идентификация, социальная оценка желаемого поведения, конформность, институты социализации, этапы социализации, адаптация, индивидуализация, интеграция
Задания студентам:
Выполните краткий конспект (или тезисный
план) ответа на вопросы конспект-лекции,
используя для этого учебник Е.В. Андриенко
“Социальная психология” (М.: Академия, 2008), гл. 3.
Вопросы для самопроверки:
- Что такое социализация и какова ее роль в становлении каждого человека как личности?
- Какие социально-психологические факторы оказывают воздействие на социализацию личности?
- Какова роль каждого из известных институтов социализации в развитии ребенка?
- Раскройте основные механизмы социализации.
- Выделите трудности адаптации к новым социально-экономическим условиям и укажите их психологические причины.
- Назовите основные социально-психологические условия благоприятной социализации личности.
- Что дает нам основание утверждать, что каждый их этапов социализации человека одинаково важен для его гармоничного развития?
Литература по теме:
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2008.
- Дополнительная литература:
- Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л.: Лениздат, 1992.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
- Социальная психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М. – Юнити. 2001. – Раздел II, с. 57 – 101.
- Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова и А.А. Деркача. – М.: Академия, 2001.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2003. – Гл. II.
По желанию студенты могут пользоваться более подробным описанием работы с учебником:
Этапы работы с учебником:
1. Понятие социализации.
В 3-й главе рекомендованного учебника Вы можете найти и записать два определения социализации: определение, данное И.С. Коном, и определение, данное Г.М. Андреевой. Особое внимание уделите двухстороннему характеру социализации, раскрытому авторами учебника в разных аспектах.
2. Институты социализации человека.
Дайте определение институтов социализации и кратко охарактеризуйте основные институты социализации (семья, школа, группа сверстников, трудовой коллектив), работая с материалом учебника на страницах 54 – 56.
3. Основные механизмы социализации.
Материалы о механизмах социализации Вы можете найти на страницах 47 – 54 рекомендованного учебника. Запишите четыре основных механизма (подражание, полоролевая идентификация, социальная оценка желаемого поведения, конформизм) и дайте их краткую характеристику.
4. Стадии социализации.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к 3-ей главе рекомендованного учебника, страницах 45 – 47. Запишите названия и дайте краткую характеристику каждой из трех стадий развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Более подробно о стадиях социализации можно прочитать в книге Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагиной “Психологический справочник учителя” - глава II, схема № 2 на форзаце учебника. Схема наглядно показывает не только соответствие данных стадий возрастным периодам развития человека, но и их последовательность при вхождении человека в каждую новую социальную группу.
5. Особенности современной социализации
Вам необходимо знать особенности современной социализации: ее длительность, протекание в период гуманизации детства, тесная взаимосвязь с образованием и приобретением профессии. Частично ответ на этот вопрос дан в начале 3-ей главы учебника на страницах 41- 45. Обратите внимание на характеристику такой особенности современной социализации, как формирование амбивалентности. Если Вы хотите более подробно ответить на этот вопрос, обратитесь к 5-ой главе учебника Е.В. Андриенко – “Социальная виктимология”. Внимательно прочитайте эту главу, сделав из нее для себя краткие выписки по данному пункту плана.
Подготовка презентации по теме, включающие основные вопросы конспект-лекции и задания для студентов.
Подготовка заданий для актуализации знаний студентов по теме лекции
Карточки с заданиями готовятся индивидуально для каждого студента или же для работы студентов в микрогруппах по 2-3 человека. Для данного урока мы подготовили около 40 вариантов заданий, но важно, чтобы на уроке все ситуации были обсуждены на уроке всеми учащимися. Чаще всего студенты работают в подгруппах, мы успеваем в этом случае проанализировать и обсудить 10-15 ситуаций. Особенно удобно, если текст задания во время его обсуждения проектируется на экран.
Приведем примеры таких заданий:
Задание № 15. Прочитайте внимательно стихотворение 17-летнего юноши и ответьте на следующие вопросы: 1) На какой стадии социализации находится его автор? 2) Обоснуйте свое мнение. 3) В чем значение данной стадии социализации в личностном развитии человека?
Не надо трогательных встреч, не надо расставаний.
Все то, что создано, - беречь давайте вместе с вами.
Все это бережно хранить, приумножая и лелея,
Тогда и люди станут жить немного лучше и светлее.
Тогда поймем в один из дней, что мы не правы были.
И станут злые чуть добрей, свои забыв обиды.
Тогда сумеем оценить значение совета,
Тогда нам легче будет жить в огромном мире этом.
Задание № 30. Прочитайте внимательно описание поведения ребенка в школе и ответьте на следующие вопросы: 1) На каком этапе вхождения в новую социальную группу находится ребенок? В чем значение этого этапа социализации в личностном развитии человека? 3) Как облегчить ребенку протекание этого этапа?
Девочка, впервые пришедшая в новую школу, в новый класс, тихо сидит за последней партой, стараясь не привлекать к себе внимания одноклассников, молча выполняет все указания учителя. Если с ней заговаривают, старается отвечать доброжелательно, но немногословно. Говорит очень тихим голосом.
Задание № 22. Прочитайте внимательно описание ситуации и ответьте на следующие вопросы: 1) Какой из механизмов социализации руководит поведением подростка, описанном в данном примере? 2) В чем значение этого механизма в личностном развитии? 3) Каковы особенности работы с детьми на этом этапе социализации?
Подростки едут в метро. Все они сидят на удобных местах, лениво переговариваясь между собой. В вагон входит немолодая женщина, нагруженная сумками. Один из подростков делает попытку встать и уступить ей место, но его приятель, явно занимающий в группе лидирующее положение, увидев это, говорит: “Ну что ты. Колян, как неродной! Сиди! Ты – растущий организм, тебе силы нужны. Вот и бабулька тебе скажет”. Мальчик, помешкав, садится на место.
Этапы лекции
- Краткое изложение преподавателем лекционного материала. Особое внимание на этом этапе я уделяю, как правило, двухсторонности процесса социализации и механизмам социализации, в которых студенты не всегда могут разобраться самостоятельно.
- Ответы на вопросы студентов.
- Работа студентов в микрогруппах: выполнение заданий по теме.
- Обсуждение выполненных студентами заданий всей группой.
- Рефлексия. В ходе рефлексии важно понять, насколько уверенно чувствовали студенты себя во время самостоятельной работы с учебным материалом. Во время самой лекции и выполнения заданий, какой материал усвоен ими лучше, что по-прежнему вызывает сложности. Иногда рефлексия может быть проведена в письменной форме, когда студенты оценивают по 10-балльной системе: свои знания по каждому из изученных вопросов, свое эмоциональное состояние в ходе самостоятельной домашней работы и во время урока. Преподаватель заканчивает урок благодарностью студентам за плодотворную совместную работу.
Т.о., конспект-лекция помогает преподавателю развивать у студентов навыки самостоятельной учебной деятельности, устанавливает обратную связь со студентами, помогает оценить степень усвоения ими учебного материала.