Урок окружающего мира по теме "Когда жили динозавры". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи урока:

  • формировать представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров;
  • учить находить связь между строением животного и его образом жизни;
  • в элементарной форме познакомить с методами изучения вымерших животных;
  • воспитывать интерес к истории развития нашей планеты.

Планируемые результаты учащихся: усвоить, что динозавры жили на земле в далеком прошлом, когда еще не было людей.

Оборудование: видеофрагмент об эпохе динозавров, слайды с разнообразными видами динозавров.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок теоретических или практических самостоятельных работ.

Средства: видеофрагмент об эпохе динозавров, слайды с разнообразными видами динозавров.

Место урока: 6 урок в теме «Где и когда?»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Все подровнялись, настроились на урок, тихонько сели на свои места.

2. Актуализация знаний

– Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Четвертый лишний»

Презентация. Слайд 1. Рисунки 4 животных: волк, медведь, динозавр, слон.

– Какая картинка лишняя? Почему? (Дети объясняют)
– Ребята, вы любите тайны и загадки?
– Откуда произошло название динозавр?
– С греческого языка слово «динозавры» переводится, как «ужасные ящеры».

– А вы что-нибудь слышали об этих удивительных животных древнего мира? (Ответы детей)
– Сегодня мы постараемся заглянуть в тот период жизни земли, когда еще не было первобытного человека, но на суше и в морях существовали странные животные, которых мы называем древние ящеры или динозавры?
– Как вы думайте, о каком времени пойдет речь: прошлом, настоящем или будущем?
– Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из знаменитого фильма «Прогулки с динозаврами». Просматривая фильм, обратите внимание на то как жили динозавры, чем питались, какие еще животные жили вместе с динозаврами?

3. Формирование новых понятий

Беседа по фильму, ответ детей на ранее поставленные вопросы
1. Когда жили динозавры?

Слайд 2

– Динозавры обитали на земле от 200 до 65 миллионов лет назад. Они населяли Землю в течение примерно 132 миллионов лет. Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров, однако не все они жили в одно время.
Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок.

2. Какие животные кроме динозавров населяли в те времена планету Земля? (Насекомые.)

3. Чем питались динозавры? (Одни динозавры были огромными, а другие – мелкими. Некоторые динозавры питались растениями, другие же предпочитали мясо. Гигантские динозавры, такие, как брахиозавры (он стр. 78 слева), были растительноядными. Чтобы не умереть с голоду, им приходилось съедать за день почти тонну листьев. Брахиозавр имел 25 м в длину, 12 м в высоту и весил около 80 тонн, то есть больше, чем 20 слонов.)
– Почему у него была такая длинная шея? (Благодаря длинной шее он мог дотягиваться до листьев на верхушках деревьев)
– Самым свирепым хищником был Тираннозавр. Весил он свыше 8 тонн, а в длину достигал почти 15 м. Большинство хищных динозавров передвигались на задних лапках, умели быстро бегать, преследуя добычу, а передние лапы у них были короткими. А самыми маленькими динозаврами были Компсогнаты (они на рисунке снизу). Длина их тела равнялась примерно 60 см, то есть они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели очень быстро бегать.

4. Жили ли в то время на планете Земля люди?

5. Где обитали динозавры?

Рассмотрите рисунок в верхней части учебника на странице 79.
– Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями? (Динозавр слева – растительноядный, т.к. у него мелкие зубы. Динозавр справа – хищник, т.к. у него длинные острые зубы.)

4. Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот вправо.)
Оглядимся: величаво,
И налево надо тоже
(Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо (Поворот влево)
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево – вправо,
Получается на славу!

5. Формирование умений и навыков

– Работа в рабочих тетрадях (стр. 33, зад. № 2) дети раскрашивают динозавров.
Справа – уже известный нам тираннозавр. Слева – стегозавр. Это один из самых необычных дино­завров. По всей спине у его росли большие плоские пластины, а на хвосте было четыре острых шипа. У него была маленькая голова, вмещавшая крошечный мозг размерами с грецкий орех. Питался он растениями.

Работа по учебнику. Ребята, находят рисунок в средней части стр. 79 учебника.
– Как вы думаете, могло ли быть такое на самом деле? (Выслушиваются ответы детей.)
– Во времена динозавров на Земле еще не было людей. Ни один человек никогда не видел живого динозавра! Откуда же люди знают, какими они были? (Ответы детей.)
– Помогают нам узнать о динозаврах ученые-палеонтологи. Они осторожно откапывают кости, соединяют их. Посмотрите на зуб в руке человека (стр. 79). Этот зуб – важная находка уче­ных. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры.
– Ребята, прочитайте, что нам спешит сообщить мудрая Че­репаха? (Динозавры – это мои древние родственники.)
– Около 65 миллионов лет назад все динозавры вымерли. Поче­му это произошло, ученым в точности неизвестно. В эпоху динозавров климат был теплым на протяжении всего года. За­тем на Земле стало заметно прохладнее, особенно зимой. Ди­нозавры нуждались в тепле, а солнечного тепла, чтобы со­греться, им не хватало, и многие погибли, затем погибли все. Сейчас динозавры для нас – это далекое прошлое.
– Показ презентации о разных видах динозавров.

6. Итог урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Прочитайте текст на странице 79. учебника.
– Когда же жили динозавры?
– Какие еще животные жили в то далекое время ?
– Молодцы, мне понравилось, как на уроке работали все ученики.

Самоанализ урока

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Формирование новых понятий.
4. Формирование умений и навыков.
5. Итог урока (подведение итогов урока)

Все этапы логически связаны между собой. Структура урока соответствует данному типу урока.

1 этап: организационный.

Цель 1 этапа: обеспечить внешнюю обстановку для работы, психологический настрой на урок.
Содержание этапа: готовность к уроку, организация внимания, создание эмоционального настроя.

2 этап. Актуализация знаний.

Цель 2 этапа:

Привести в систему нужные для усвоения нового материала знания детей;
Подготовить учащихся к предстоящей работе, смотивировать и направить к познавательной деятельности.

Содержание данного этапа:

1. Определение темы и плана урока.
2. Восстановление знаний жизни в далеком прошлом.
3. Восстановление знаний о животном и растительном мире в далеком прошлом.
4. Плавный переход к новой теме.

Были использованы наглядный, частично-поисковый методы.

Организация работы: Игра «Четвертый лишний».

Методы: проблемно-познавательная задача, эвристическая беседа .
Средства: слайды.

На этом этапе задачи решались комплексно, через использование разнообразных методов, средств, содержание.

3 этап: Формирование новых понятий.

Цель данного этапа:

  • Формировать представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров;
  • Учить находить связь между строением животного и его образом жизни;
  • В элементарной форме познакомить с методами изучения вымерших животных.

Содержание этапа:

1. Настрой детей на просмотр фильма.
2. Постановка цели просмотра, формулировка вопросов.

Были использованы наглядный, объяснительно-иллюстративный методы, эвристическая беседа по фильму.

Организация работы:

Просмотр отрывка из видеофильма «Прогулки с динозаврами»
Беседа по содержанию фильма.

Средства обучения на данном этапе: отрывки из видеофильма «Прогулки с динозаврами».

На этом этапе дети определили для себя в какое время жили динозавры, чем отличалось прошлое нашей планеты от настоящей жизни.

4 этап. Формирование умений и навыков.

Цель данного этапа: проверить у учащихся усвоение нового материала, закрепить знания, умения, навыки, которые необходимы для дальнейшей работы, формировать умение самостоятельно применять знания в различных ситуациях.
На каждом этапе работы осуществляется контроль, самопроверка, взаимопроверка, оценивание знаний.

Содержание данного этапа:
Работа в рабочих тетрадях(рисование динозавра)
Анализ внешнего вида тираннозавра и стегозавра, их особенностей проживания и питания.
Постановка проблемного вопроса(Откуда мы знаем, какие были динозавры?) и поиск ответа.
Закрепление нового материала с использованием слайдов.

Были использованы наглядный, объяснительно-иллюстративный методы, беседа на сравнении двух объектов,

Организация работы: фронтальная.
Средства обучения: учебник, слайдовый показ.
На этом этапе был подведен итог и учащиеся вместе с учителем ответили , что они добились в результате работы на уроке.

5 этап. Итог

Цель данного этапа: подвести логический итог урока, сделать выводы.

Содержание данного этапа: отслеживание каждым учеником результата своей деятельности.
На уроке были включены игры на развитие внимания детей, на развитие мыслительных операций.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, на уроке были организованы разнообразные виды деятельности, осуществлялся индивидуальный подход. В целом мне удалось реализовать главную цель урока.