Задачи урока:
- формировать представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров;
- учить находить связь между строением животного и его образом жизни;
- в элементарной форме познакомить с методами изучения вымерших животных;
- воспитывать интерес к истории развития нашей планеты.
Планируемые результаты учащихся: усвоить, что динозавры жили на земле в далеком прошлом, когда еще не было людей.
Оборудование: видеофрагмент об эпохе динозавров, слайды с разнообразными видами динозавров.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок теоретических или практических самостоятельных работ.
Средства: видеофрагмент об эпохе динозавров, слайды с разнообразными видами динозавров.
Место урока: 6 урок в теме «Где и когда?»
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Все подровнялись, настроились на урок, тихонько сели на свои места.
2. Актуализация знаний
– Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Четвертый лишний»
Презентация. Слайд 1. Рисунки 4 животных: волк, медведь, динозавр, слон.
– Какая картинка лишняя? Почему? (Дети
объясняют)
– Ребята, вы любите тайны и загадки?
– Откуда произошло название динозавр?
– С греческого языка слово «динозавры»
переводится, как «ужасные ящеры».
– А вы что-нибудь слышали об этих удивительных
животных древнего мира? (Ответы детей)
– Сегодня мы постараемся заглянуть в тот период
жизни земли, когда еще не было первобытного
человека, но на суше и в морях существовали
странные животные, которых мы называем древние
ящеры или динозавры?
– Как вы думайте, о каком времени пойдет речь:
прошлом, настоящем или будущем?
– Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из
знаменитого фильма «Прогулки с динозаврами».
Просматривая фильм, обратите внимание на то как
жили динозавры, чем питались, какие еще животные
жили вместе с динозаврами?
3. Формирование новых понятий
Беседа по фильму, ответ детей на ранее
поставленные вопросы
1. Когда жили динозавры?
Слайд 2
– Динозавры обитали на земле от 200 до 65
миллионов лет назад. Они населяли Землю в течение
примерно 132 миллионов лет. Обитало огромное
количество самых разнообразных видов
динозавров, однако не все они жили в одно время.
Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые
их мать откладывала в песок.
2. Какие животные кроме динозавров населяли в те времена планету Земля? (Насекомые.)
3. Чем питались динозавры? (Одни динозавры
были огромными, а другие – мелкими. Некоторые
динозавры питались растениями, другие же
предпочитали мясо. Гигантские динозавры, такие,
как брахиозавры (он стр. 78 слева), были
растительноядными. Чтобы не умереть с голоду, им
приходилось съедать за день почти тонну листьев.
Брахиозавр имел 25 м в длину, 12 м в высоту и весил
около 80 тонн, то есть больше, чем 20 слонов.)
– Почему у него была такая длинная шея? (Благодаря
длинной шее он мог дотягиваться до листьев на
верхушках деревьев)
– Самым свирепым хищником был Тираннозавр. Весил
он свыше 8 тонн, а в длину достигал почти 15 м.
Большинство хищных динозавров передвигались на
задних лапках, умели быстро бегать, преследуя
добычу, а передние лапы у них были короткими. А
самыми маленькими динозаврами были Компсогнаты
(они на рисунке снизу). Длина их тела равнялась
примерно 60 см, то есть они были размером с курицу.
Питались они насекомыми и умели очень быстро
бегать.
4. Жили ли в то время на планете Земля люди?
5. Где обитали динозавры?
Рассмотрите рисунок в верхней части учебника
на странице 79.
– Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а
какой питался растениями? (Динозавр слева –
растительноядный, т.к. у него мелкие зубы.
Динозавр справа – хищник, т.к. у него длинные
острые зубы.)
4. Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот вправо.)
Оглядимся: величаво,
И налево надо тоже
(Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо (Поворот влево)
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево – вправо,
Получается на славу!
5. Формирование умений и навыков
– Работа в рабочих тетрадях (стр. 33, зад. № 2)
дети раскрашивают динозавров.
Справа – уже известный нам тираннозавр. Слева –
стегозавр. Это один из самых необычных
динозавров. По всей спине у его росли большие
плоские пластины, а на хвосте было четыре острых
шипа. У него была маленькая голова, вмещавшая
крошечный мозг размерами с грецкий орех. Питался
он растениями.
Работа по учебнику. Ребята, находят рисунок в
средней части стр. 79 учебника.
– Как вы думаете, могло ли быть такое на самом
деле? (Выслушиваются ответы детей.)
– Во времена динозавров на Земле еще не было
людей. Ни один человек никогда не видел живого
динозавра! Откуда же люди знают, какими они были? (Ответы
детей.)
– Помогают нам узнать о динозаврах ученые-палеонтологи.
Они осторожно откапывают кости, соединяют их.
Посмотрите на зуб в руке человека (стр. 79). Этот
зуб – важная находка ученых. По нему можно
судить о том, какими огромными были некоторые
динозавры.
– Ребята, прочитайте, что нам спешит сообщить
мудрая Черепаха? (Динозавры – это мои древние
родственники.)
– Около 65 миллионов лет назад все динозавры
вымерли. Почему это произошло, ученым в точности
неизвестно. В эпоху динозавров климат был теплым
на протяжении всего года. Затем на Земле стало
заметно прохладнее, особенно зимой. Динозавры
нуждались в тепле, а солнечного тепла, чтобы
согреться, им не хватало, и многие погибли, затем
погибли все. Сейчас динозавры для нас – это
далекое прошлое.
– Показ презентации о разных видах динозавров.
6. Итог урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Прочитайте текст на странице 79. учебника.
– Когда же жили динозавры?
– Какие еще животные жили в то далекое время ?
– Молодцы, мне понравилось, как на уроке работали
все ученики.
Самоанализ урока
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Формирование новых понятий.
4. Формирование умений и навыков.
5. Итог урока (подведение итогов урока)
Все этапы логически связаны между собой. Структура урока соответствует данному типу урока.
1 этап: организационный.
Цель 1 этапа: обеспечить внешнюю обстановку для
работы, психологический настрой на урок.
Содержание этапа: готовность к уроку,
организация внимания, создание эмоционального
настроя.
2 этап. Актуализация знаний.
Цель 2 этапа:
Привести в систему нужные для усвоения нового
материала знания детей;
Подготовить учащихся к предстоящей работе,
смотивировать и направить к познавательной
деятельности.
Содержание данного этапа:
1. Определение темы и плана урока.
2. Восстановление знаний жизни в далеком прошлом.
3. Восстановление знаний о животном и
растительном мире в далеком прошлом.
4. Плавный переход к новой теме.
Были использованы наглядный, частично-поисковый методы.
Организация работы: Игра «Четвертый лишний».
Методы: проблемно-познавательная задача,
эвристическая беседа .
Средства: слайды.
На этом этапе задачи решались комплексно, через использование разнообразных методов, средств, содержание.
3 этап: Формирование новых понятий.
Цель данного этапа:
- Формировать представления о далеком прошлом Земли, о мире динозавров;
- Учить находить связь между строением животного и его образом жизни;
- В элементарной форме познакомить с методами изучения вымерших животных.
Содержание этапа:
1. Настрой детей на просмотр фильма.
2. Постановка цели просмотра, формулировка
вопросов.
Были использованы наглядный,
объяснительно-иллюстративный методы, эвристическая
беседа по фильму.
Организация работы:
Просмотр отрывка из видеофильма
«Прогулки с динозаврами»
Беседа по содержанию фильма.
Средства обучения на данном этапе: отрывки из видеофильма «Прогулки с динозаврами».
На этом этапе дети определили для себя в какое время жили динозавры, чем отличалось прошлое нашей планеты от настоящей жизни.
4 этап. Формирование умений и навыков.
Цель данного этапа: проверить у
учащихся усвоение нового материала, закрепить
знания, умения, навыки, которые необходимы для
дальнейшей работы, формировать умение
самостоятельно применять знания в различных
ситуациях.
На каждом этапе работы осуществляется контроль,
самопроверка, взаимопроверка, оценивание знаний.
Содержание данного этапа:
Работа в рабочих тетрадях(рисование динозавра)
Анализ внешнего вида тираннозавра и стегозавра,
их особенностей проживания и питания.
Постановка проблемного вопроса(Откуда мы знаем,
какие были динозавры?) и поиск ответа.
Закрепление нового материала с использованием
слайдов.
Были использованы наглядный, объяснительно-иллюстративный методы, беседа на сравнении двух объектов,
Организация работы: фронтальная.
Средства обучения: учебник, слайдовый
показ.
На этом этапе был подведен итог и учащиеся вместе
с учителем ответили , что они добились в
результате работы на уроке.
5 этап. Итог
Цель данного этапа: подвести логический итог урока, сделать выводы.
Содержание данного этапа:
отслеживание каждым учеником результата своей
деятельности.
На уроке были включены игры на развитие внимания
детей, на развитие мыслительных операций.
Учитывая возрастные и индивидуальные
особенности учащихся, на уроке были организованы
разнообразные виды деятельности, осуществлялся
индивидуальный подход. В целом мне удалось
реализовать главную цель урока.