Цели:
- Углубление представления у обучающихся, воспитанников о художественной обработке древесины.
- Накопление знаний и умений по различным видам художественной обработке древесины в оформлении интерьера; развитие эстетического вкуса, творческого воображения, наблюдательности, инициативы, интереса и индивидуальности к изучаемому предмету.
- Воспитание аккуратности в исполнении изделия.
Тип урока: урок-практикум.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы: аналитическая беседа с элементами диалога.
План урока:
Части урока | Этапы урока |
Частная задача этапа |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
вводно-подготовительная часть урока |
1. Организационный момент: | Мотивация деятельности обучающихся | 2 мин | ||
Тема: «Художественная
обработка древесины. Создание композиции» Знакомство с планом урока. Инструктаж по правилам безопасной работы на занятии. |
Приветствие обучающихся, воспитанников, проверка готовности: наличие спец.одежды. | ||||
2. Психофизиологическая подготовка обучающихся, воспитанников к усвоению содержания урока: сообщение обучающимся, воспитанникам задачи этапа. | Постановка цели занятия – применение изделий декоративно-прикладного творчества в оформлении внутреннего интерьера помещений. Использовать в качестве сувенира, подарка. | 5 мин | Применение мультипроектора, показ слайдов с изображениями различных способов создания композиции. Композиционное построение в природе: пейзажи зимой и летом, фотографии, скульптурные композиции, цветовые и световые композиции. Органичны по своему содержанию музыкальные композиции (звучит музыкальная композиция). Композиции в спорте: шахматы, гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание. | ||
Опрос обучающихся, воспитанников: – где встречается понятие «композиция» в предметах школьной программы? – каковы основы создания композиции? |
Понятие «композиция» применяется на
уроках изобразительного искусства. В композиции должна быть целостность, единство содержания и формы. |
||||
На основе просмотренного дать определение «композиции». | Варианты определения, высказанные
обучающимися, воспитанниками. «Композиция» – (лат. «составление», «сочинение». |
||||
Композиция – это 1. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие; 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное) сложное или не однородное по своему составу. Композиция – важнейший организующий компонент художественной обработке древесины. |
8 мин | ||||
Основная часть урока | 3. Самостоятельная работа по карточкам | Составление композиции по своему образу и подобию готовых работ. | 10 мин. | Работа выполняется на рабочих местах, с использованием верстачного оборудования и приспособлений для обработки древесины. | |
Проведение краткого инструктажа, общее руководство работой, коррекция действий ( по мере необходимости), наблюдение за качеством выполнения работы в парах. | Получение материалов для составления композиции: срезы, ветки деревьев и кустарников, основание, рамка, материалы для сборки, ножницы, клей. Наждачная бумага, морилка, лак. | ||||
4. Выполнение практической работы. | Подготовка основания, рамки и срезов для последующей сборки. | 40 мин. | Форма организации – фронтальная, способ выполнения – одновременный. |
||
Показ примеров составления композиции из природного материала, с использованием различных технологических операций: | Выполнение заданий учителя. | ||||
Обработка наждачной бумагой заготовок,
изготовление рамки из различного материала,
сборка рамки и основания, Компоновка срезов на основание – создание центра композиции. Определение и компоновка элементов. Сборка частей композиции на клею. Отделка изделий морилкой, лаком, красками (варианты отделки) |
Самостоятельно и с помощью партнера. Сравнить с готовым образцом | Форма организации – индивидуально, парами. Способ выполнения – одновременно | |||
5. Динамическая пауза | Воспитание способности управлять своими эмоциями; уметь организовывать отдых. | 5 мин | Форма организации – фронтальная. Рекомендации: – контролировать свои эмоции Радченко И., Того В. |
||
Занимательные задания, прослушивание музыкальной композиции.. | Активно включаются в работу по интеллектуальным и занимательным вопросам. | ||||
6. Подведение итогов динамической паузы. | |||||
Подводит итог ответов обучающихся, воспитанников. | |||||
Заключительная часть урока | 7. Подведение итогов урока. | 5 мин | Располагаются на своих рабочих местах. Форма организации – фронтальная. | ||
Выставление оценок. | Активно участвуют в диалоге. Высказывают свое мнение. | Развитие логического мышления. Выставление отметки самими обучающимися, воспитанниками за занятие |
|||
8. Домашнее задание. | Формирование умения
самостоятельно составлять композицию. Принимать
решение в определении использования изделия
(оформление, подарок) Развитие творческих способностей |
2 мин | |||
Составить композицию из различного материала. | |||||
9. Организованное завершение занятия. | 3 мин | Привести в порядок рабочую форму. Организованно выйти из кабинета. | |||
Благодарность обучающимся, воспитанникам за совместную деятельность. | Выполнение команд учителя. Уборка рабочих мест и кабинета. |
Самоанализ урока.
Тип урока: урок-практикум.
Средством решения первой задачи (познавательной) углубить представление у обучающихся, воспитанников о художественной обработке древесины.
Средствами решения второй задачи (образовательной) являются:
- изучить понятие «композиция»;
- практическое выполнение работы по обработке заготовок;
- накопление знаний и умений по различным видам художественной обработке древесины.
Средствами решения третьей задачи (воспитательной) являются:
- оценивание деятельности на каждом этапе изготовления работы: самооценка, взаимооценка;
- развитие чувства взаимопомощи;
- воспитание аккуратности.
Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:
- формирование интереса к художественной обработке древесины.
- формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (универсально учебных действий)
Структура урока
Организационный момент: мотивация деятельности обучающихся достигнуто путем четкой логической связи темы, цели и задач урока, доступностью и оригинальностью формулировки учебных задач урока.
Средства: словесный метод, практический с элементами демонстрации и показа.
Результат:
- восприятие и осознание учебных задач;
- качественное выполнение практического задания.
- оценка, самооценка.
Самостоятельная работа была направлена на выполнение:
- определение вида и состава композиции;
- закрепление техники обработки и соединения деталей;
- способы окончательной отделки изделий;
Психофизиологическая подготовка обучающихся к усвоению содержания урока: средний уровень художественного решения при составлении композиции, но вера обучающихся, воспитанников в успех в дальнейшей работе приносит реальные плоды. Данное средство считаю наиболее целесообразным в данном возрасте. Главная задача – привлечение детей к изготовлению различных композиций успешно решена.
Подведение итогов урока: анализ
деятельности проводился путем самооценивания,
по результатам практических работ и выставления
оценки в целом за весь урок.
Домашнее задание является логическим
продолжением урока: переход от общего к частному.