Художественная обработка древесины. Создание композиции

Разделы: Технология


Цели:

  • Углубление представления у обучающихся, воспитанников о художественной обработке древесины.
  • Накопление знаний и умений по различным видам художественной обработке древесины в оформлении интерьера; развитие эстетического вкуса, творческого воображения, наблюдательности, инициативы, интереса и индивидуальности к изучаемому предмету.
  • Воспитание аккуратности в исполнении изделия.

Тип урока: урок-практикум.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Методы: аналитическая беседа с элементами диалога.

План урока:

Части урока

Этапы урока

Частная задача этапа

Дозировка

Организационно-методические указания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

вводно-подготовительная
часть урока
1. Организационный момент: Мотивация деятельности  обучающихся 2 мин  
Тема:  «Художественная обработка древесины. Создание композиции»
Знакомство с планом урока. Инструктаж по правилам безопасной работы на занятии.
      Приветствие обучающихся, воспитанников, проверка готовности: наличие спец.одежды.
2. Психофизиологическая подготовка   обучающихся, воспитанников  к усвоению содержания урока: сообщение обучающимся, воспитанникам  задачи этапа. Постановка цели  занятия – применение изделий декоративно-прикладного творчества в оформлении внутреннего интерьера помещений. Использовать в качестве сувенира, подарка. 5 мин Применение  мультипроектора, показ слайдов с изображениями различных способов создания композиции. Композиционное построение в природе: пейзажи зимой и летом, фотографии, скульптурные композиции, цветовые и световые композиции. Органичны по своему содержанию музыкальные композиции (звучит музыкальная композиция). Композиции в спорте: шахматы, гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание.
Опрос обучающихся, воспитанников:
– где встречается понятие «композиция» в предметах школьной программы?
– каковы основы создания композиции?
Понятие «композиция» применяется на уроках изобразительного искусства.
В композиции должна быть целостность, единство содержания и формы.
На основе просмотренного дать определение «композиции». Варианты определения, высказанные обучающимися, воспитанниками.
«Композиция» –  (лат. «составление», «сочинение».
Композиция – это
1. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие;
2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное) сложное или не однородное по своему составу.
Композиция –  важнейший организующий компонент художественной обработке древесины.
  8 мин
Основная часть урока 3. Самостоятельная работа по карточкам Составление композиции по своему образу и подобию готовых работ. 10 мин. Работа выполняется на рабочих местах, с использованием верстачного оборудования и приспособлений для обработки древесины.
Проведение краткого инструктажа, общее руководство работой, коррекция действий ( по мере необходимости), наблюдение за качеством выполнения работы в парах. Получение материалов для составления композиции: срезы, ветки деревьев и кустарников, основание, рамка, материалы для сборки, ножницы, клей. Наждачная бумага, морилка, лак.
4. Выполнение практической работы. Подготовка основания, рамки и срезов для последующей сборки. 40 мин.  

Форма организации – фронтальная, способ выполнения – одновременный.

Показ примеров составления композиции из природного материала, с использованием различных технологических операций: Выполнение заданий учителя.
Обработка наждачной бумагой заготовок, изготовление рамки из различного материала, сборка рамки и основания,
Компоновка срезов на основание –  создание центра композиции. Определение и компоновка элементов. Сборка частей композиции на клею.
Отделка изделий морилкой, лаком, красками (варианты отделки)
Самостоятельно и с помощью партнера. Сравнить с готовым образцом Форма организации – индивидуально, парами. Способ выполнения – одновременно
5. Динамическая пауза Воспитание способности управлять своими эмоциями; уметь организовывать отдых. 5 мин Форма организации – фронтальная.
Рекомендации:
– контролировать свои эмоции Радченко И., Того В.
Занимательные задания, прослушивание музыкальной композиции.. Активно включаются в работу по интеллектуальным и занимательным вопросам.
6. Подведение итогов динамической паузы.    
Подводит итог ответов обучающихся, воспитанников.  
Заключительная часть урока 7. Подведение итогов урока.   5 мин Располагаются на своих рабочих местах. Форма организации – фронтальная.
Выставление оценок. Активно участвуют в диалоге. Высказывают свое мнение. Развитие логического мышления.
Выставление отметки самими обучающимися, воспитанниками за занятие
8. Домашнее задание. Формирование умения самостоятельно составлять композицию. Принимать решение в определении использования изделия (оформление, подарок)

Развитие творческих способностей

2 мин  
Составить композицию из различного материала.  
9. Организованное завершение занятия.   3 мин Привести в порядок рабочую форму. Организованно выйти из кабинета.
Благодарность  обучающимся, воспитанникам за совместную деятельность. Выполнение команд учителя. Уборка рабочих мест и кабинета.

Самоанализ урока.

Тип урока: урок-практикум.

Средством решения первой задачи (познавательной) углубить представление у обучающихся, воспитанников о художественной обработке древесины.

Средствами решения второй задачи (образовательной) являются:

  • изучить понятие «композиция»;
  • практическое выполнение работы по обработке заготовок;
  • накопление знаний и умений по различным видам художественной обработке древесины.

Средствами решения третьей задачи (воспитательной) являются:

  • оценивание деятельности на каждом этапе изготовления работы: самооценка, взаимооценка;
  • развитие чувства взаимопомощи;
  • воспитание аккуратности.

Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:

  • формирование интереса к художественной обработке древесины.
  • формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (универсально учебных действий)

Структура урока

Организационный момент: мотивация деятельности обучающихся достигнуто путем четкой логической связи темы, цели и задач урока, доступностью и оригинальностью формулировки учебных задач урока.

Средства: словесный метод, практический с элементами демонстрации и показа.

Результат:

  • восприятие и осознание учебных задач;
  • качественное выполнение практического задания.
  • оценка, самооценка.

Самостоятельная работа была направлена на выполнение:

  • определение вида и состава композиции;
  • закрепление техники обработки и соединения деталей;
  • способы окончательной отделки изделий;

Психофизиологическая подготовка обучающихся к усвоению содержания урока:  средний уровень художественного решения при составлении композиции, но вера обучающихся, воспитанников в успех в дальнейшей работе приносит реальные плоды. Данное средство считаю наиболее целесообразным в данном возрасте. Главная задача –  привлечение детей к изготовлению различных композиций успешно решена.

Подведение итогов урока: анализ деятельности проводился путем самооценивания, по результатам практических работ и выставления оценки в целом за весь урок.
Домашнее задание является логическим продолжением урока: переход от общего к частному.