Цель: познакомить детей с различными экологическими проблемами.
Задачи:
- рассказать детям о науке экологии;
- развивать внимание, речь, артистические способности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: декорации, костюмы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня
мы поведем разговор об экологии.
– Что такое экология, как вы думаете? (Предположения
детей)
Экология – это наука о связях
между живыми существами и окружающей средой,
между человеком и природой.
– А теперь ответьте на вопрос: что такое природа? (Дети
отвечают: растения, животные, солнце, леса,
озёра, песок и т. д., человек.)
Учитель. Экология – это наука, которая
подсказывает людям, как нужно жить и вести
Хозяйство чтобы не погубить природу и самих себя.
С 1 января 1981 г. в нашей стране действует Закон
«Об охране природы: животных, растений,
воздуха и почвы».
Ученые – экологи, биологи всего мира забили
тревогу: природа в опасности! Человек своей
хозяйственной деятельностью наносит природе
ущерб.
Экология подсказывает, как лучше поступить,
чтобы сохранить природу. Вот об этом мы с вами и
поговорим.
(Сцена оформлена декорациями, изображающими смешанный лес. Звучит музыка, макет летающей тарелки приземляется и оттуда выходит мальчик в костюме Лесовичка. Он осматривается вокруг. К нему подходит девочка.)
Девочка. Здравствуй. А ты кто?
Лесовичок:
Я пришел на Землю к вам
В край лесов прекрасных.
Увидел городок в лесу. Но постой!
А нет ли здесь врагов опасных?
Девочка:
О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь?
Нет на Земле врагов ужасных,
Земля нам дарит мир, покой…
Я покажу тебе свой край родной,
Попутешествуй же со мной!
Лесовичок:
Я рад, что мы с тобой вдвоем
Твой край любимый обойдем!
Девочка: Помогут нам в этом мои друзья – одноклассники.
(Дети исполняют песню «Край родной»).
1 ученик. Много веков назад вся территория Ленского района была покрыта густыми лесами. Сейчас много лесов вырублено. На их месте выросли города и поселки, раскинулись поля и сенокосы.
2 ученик. Рядом с нашим городом
Ленском, расположено много деревень, где раньше
были густые, непроходимые леса. Но сейчас, к
сожалению, много деревьев и кустарников
вырублено,
в связи с развитием промышленности.
Лесовичок
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
3 ученик. Лес у нас смешанный: растут хвойные и лиственные деревья. Отгадайте загадки и вы узнаете, какие деревья растут у нас.
1. Очень густо он растет,
Незаметно он цветет.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник)2. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)3. Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. (Сосна)
Сосна: Я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных судов.
4. Весною зеленела,
Летом загорела
Осенью красные бусы одела. (Рябина)
Рябина: А я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека,а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться
5. Зимой и летом
Одним цветом. (Елка)
Елка: “Лучше меня, вы не найдете, я всю зиму зеленая..И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня стоят и музыкальные инструменты.
4 ученик. И конечно же, символ России – белоствольные красавицы березы.
Береза: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь.
(Дети демонстрируют гербарий с названными растениями или фотографии)
Выходит группа девочек и танцуют танец под песню «Во поле березонька стояла».
1 березка.
Во поле березоньки стояли,
Летом всех от зноя укрывали,
2 березка.
А зимой у печки согревали,
В баньке веничком здоровья прибавляли.
Но нас становится все меньше и меньше
(Раздается грохот, выбегают туристы, Девочка и Лесовичок прячутся за березку)
1 турист.
Начинается погром,
Выезжаем на природу
Сколько здесь в лесу народу!
2 турист. Славно мы устроились, где наша еда?
3 турист. Хорошо поесть люблю всегда!
1 турист.
Вот и отдохнули мы, можем дальше идти,
А бутылка та лишняя в пути.
2 турист. О березку сейчас я разобью ее.
3 турист. А я на стволе имя вырежу свое.
Девочка:
Стойте, как вам не стыдно!
Прямо под березкой вы развели костер,
Разбросали банки, склянки, всякий сор…
1 турист. Мы больше не будем.
2 турист. Мы обещаем, на Земле оставить добрый след.
3 турист. Природу будем охранять от хулиганов защищать. (Убирают мусор.)
3 березка.
Ребята, помните, что березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
4 березка.
И березку каждую следует беречь,
Ну, зачем березку, резать или жечь?
(Выбегает зайчик)
Зайчик.
Ой, ой, ой, хотел я травкой подкрепиться,
На стекляшку наступил.
Мне она вонзилась в лапу.
Так, что я заголосил.
Видно кто-то отдыхал тут
И бутылку разбил.
Кто б мне лапку полечил?
1 ученик. Наш край богат лекарственными растениями: зверобой, лапчатка, пастушья сумка, мать и мачеха, пижма, подорожник.
В аптеку за лекарством ходить совсем не надо,
Когда само лекарство растет с дорожкой рядом
Приложишь подорожник, листочек каждый годен,
Под листиком зеленым любой порез проходит
(Прикладывает к ранке, зайчик благодарит.)
2 ученик. Богат наш лес ягодами, любим мы собирать чернику, бруснику, малину, землянику.
Мы бываем разные
Голубые, красные
Мы на кустиках растем
Ешьте нас утром и днем. (Ягоды)
1 ученик: А что можно сделать из ягод? (Морс,
варенье, компот)
– Из брусники какое варенье? (Брусничное)
– Компот из черники? (Черничный)
– Из клюквы морс? (Клюквенный)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Две сестры: летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)
Красна, сочна, душиста,
Растёт низко, к земле близко. (Земляника)Я красна, я кисла
На болоте росла. (Клюква)
– Только аккуратно нужно собирать, чтобы листочки не помять.
3 ученик. Много в лесу растет грибов. Очень нужно быть внимательным и не путать грибы съедобные и несъедобные.
Хороводом в ряд в шляпках молодцы стоят (Грибы)
Что за за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке. (Подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)
Растут на опушке
Рыжие подружки. (Волнушки)
Ходят в рыженьких беретах —
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются... (Лисички)
– Вспомните правила сбора грибов! (Дети
называют несколько правил)
– Что можно из них приготовить?
– Если суп из грибов, то он какой? (Грибной)
– А икра? (Грибная)
– Если пожарить, то грибы какие? (Жареные)
– Молодцы все знаете про грибы.
(Дети показывают карточки с изображениями грибов.)
4 ученик. В наших лесах обитает большое количество животных: лисы, кабаны, лоси, ежи, куницы, ласки, горностаи, хорьки, енотовидные собаки. Богаты леса зайцами.
(Из-за березки белка бросает в Лесовичка шишку.)
Лесовичок. Ой. Что это мне больно.
Белочка. Мне тоже больно.
Лесовичок. Кто ты такая, почему тебе больно?
Белочка.
Угадайте, кто я? Не мышь, не птица.
В лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет? (Белка)Нас было много на Земле, любили мы резвиться вволю.
Но появился человек, и стало много нас в неволе.
Мой брат стал «белкой в колесе», и шубы носят из сестричек…
Из всех моих друзей вообще
Осталось чуть – спроси у птичек.
Соловей.
Это правда, что лукавить,
Человек не знает меры,
Я готов людей прославить,
Но у нас исчезла вера.
Лесовичок. Подожди, о какой вере ты говоришь?
Соловей. Вера в то, что мы нужны, что без нас плохо будет на Земле.
Вот я – соловей – я певец любви и счастья,
Я встречаю здесь весну, славлю жизнь и прочь несчастья
Воспеваю красоту!
Девочка. Да, соловушка, поешь ты прекрасно, душа радуется.
1 ученик. В нашем крае обитает около 270 видов птиц: дятлы, поползни, снегири, синицы, глухари, грачи, кукушки, вороны, галки, воробьи, голуби и др.
Девочка Мне стыдно, друзья, за тех людей, которые губят природу. Не думай, Лесовичок, мои друзья знают, что лесные жители очень нужны. Они приготовили экологические знаки.
(Дети показывают изображения экологических знаков.)
2 ученик.
Все, все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд!
3 ученик. А знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода.
Лесовичок
Пойте, птицы, песни о лете,
Радуйте, звери, своей красотой,
Наполняйте, берёзы, нас жизненной силой,
Я верю, что люди откликнуться всей душой!
(Звучит музыка, девочки в костюмах бабочек танцуют под музыку И.Николаева к песне «Маленькая страна». Декорации меняются на изображение луга.)
Лесовичок: Как здесь красиво! Куда мы попали?
Девочка: Это луг, а над цветами порхают бабочки.
Лесовичок: Ну, здесь – то проблем нет!
1 бабочка:. Как ты ошибаешься!
2 бабочка: Мои крылышки протерлись от пальцев ребят.
3 бабочка: Как я жалею, что родилась такой красавицей. Сколько моих друзей в коллекциях. Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете.
4 бабочка: С каждым годом нас становится все меньше и меньше! А ведь мы нужны природе. Мы опыляем эти прекрасные цветы! Не лучше ли ребятам нарисовать нас или сфотографировать.
Девочка: Смотрите, как сделали это мои друзья.
(Дети показывают поделки бабочек. Выходят девочка и мальчик в костюмах цветов)
Ромашка.
А вы знаете, кто я?
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце.
Все знают, что я могу лечить людей при простуде, болезнях желудка. Я рада служить людям.
Клевер.
Я – клевер. Скромен, невелик.
Но храню я сладкий сок,
Пчелы ведь ко мне недаром
Прилетают за нектаром.
А еще я могу лечить нарывы и ожоги.
Только, помните, если сорвете меня с корнем, я погибну. Кто же будет вас лечить, если мы исчезнем?
Называют «ноготки»
Цвета желтого цветки.
Как еще их называют?
Для чего их применяют? (Календула – лекарственное растение)
Дикой розой называют
Как лекарство применяют? (Шиповник)
– Посмотрите на лугу растут и цветочные часы.
Вы видите, идут
Цветочные часы…
В пять – маки зори льют
По капелькам росы,
В шесть – озаряет день
Льна голубой цветок,
Фиалка вспыхивает в семь,
В восьмом часу – вьюнок.
– Видите, луговые цветы не только являются лекарственными, но с их помощью можно определить время.
4 ученик.
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.
6 ученик: На лугу не встретишь крупных животных, здесь обитают кроты, мыши, землеройки, хомяки. Много на лугах насекомых и птиц.
Лесовичок: Да, ребята, нужно не обижать, а охранять жителей лугов.
Девочка: Правильно. Пойдемте дальше.
(Дети исполняют песню «У дороги Чибис» Декорации меняются на изображение озера, из трубы завода льется грязная жижа, в воде плавают консервные банки, ботинки, мусор).
Девочка. Смотрите, речка. Какая прохлада!
(Выбегают девочки в костюмах водяных струек, кружатся, танцуют под любой вальс грустный танец вокруг девочки и Лесовичка).
Девочка: Как я хочу попить и умыться.
1 Струйка: Не пей, девочка. Вода в этой реке грязная.
2 Струйка: Чего только в нем нет: бутылки, банки, то, что когда-то служило людям, а потом оказалось ненужным, и его выбросили в реку.
3 Струйка. Грязная жидкость льется через грязные трубы с бумажной фабрики. Остановилась жизнь для обитателей реки. Купаться запрещено, Воду использовать нельзя.
(Появляется Водяной)
Водяной.
Я одинокий Водяной,
Никто не водится со мной.
На дне моей квартиры: бутылки, тряпки, вилы.
Не реке – помойка. Не уходи, постой-ка!
Кругом лежат жестянки, запчасти, склянки, банки.
А мне так жить, а мне так жить.
А мне так жить охота!
Ребята, помогите!
Девочка. Поможем!
1 ученик. Если в реку не будут сбрасывать всякие отходы, в том числе с фабрики, здесь поставить нужно фильтры, то вода сама постепенно очистится.
2 ученик. А если из реки убрать весь хлам, то возвратится жизнь.
(Ученики подходят и снимают рисунки, изображавшие мусор. Водяной и струйки благодарят ребят. Ученики подходят к карте родного края и показывают водоемы.)
3 ученик. В нашей речке водятся рыбы : язь, налим, пескарь, щука, окунь, голавль, плотва, ёрш, карась. Возле нашей реки бьет из-под земли родничок. Вот там можно воды попить.
4 ученик. Да, вот там вода чистая, прозрачная. Люди за родничком ухаживают. Родник – родит реку, река питает все живое. Без воды не будет жизни на Земле.
Девочка. Ребята, надо любить и охранять нашу природу.
1 ученик.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего в зените,
Берегите Землю! Берегите.
2 ученик.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
3 ученик.
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
4 ученик.
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
5 ученик.
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
6 ученик.
Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
7 ученик.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.
8 ученик.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Лесовичок. До свидания, ребята, мне
нужно уходить домой, солнышко уже садится.
Я рад, что побывал в гостях у детей, которые любят
и охраняют природу своего края.
Дети. Приходи к нам еще!