Пояснительная записка
Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней жизни, он тянет ручки к красивой и яркой игрушки, замирает, услышав звуки музыки. Рассматривая иллюстрации в книге, ребенок приговаривает «красиво». Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилась на всю жизнь.
Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя, в природе, в жизни, деятельности человека, в поступках и взглядах. Влияние искусства на формирование личности очень велико. Наша задача научить видеть и понимать прекрасное, развить у детей творческие возможности.
В становлении личности ребенка, в нравственном воспитании огромное значение имеет эмоциональное развитие.
В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими примерами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества.
Развитие художественного вкуса и становление ребенка как индивидуальной и творческой личности невозможно без положительного влияния окружающей пприроды.
Очень важно научить детей восхищенно-уважительно смотреть на все что растет, цветет и движется.
Природа – первооснова всякой красоты и величия.
Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает возможность учиться и учить красоте.
Академик Б.Г. Лихачев пишет: «... излишний рационализм формирует, иссушает и обедняет личность. Воспитание экологической культуры по средствам изобразительной деятельности я считаю актуальным. Поэтому так важна экологическая цель: развивая ребенка, добиться единства мышления эстетического сознания и всей эмоциональной сферы. К.Д. Ушинский писал: «Природа – ничем не заменимый источник прекрасного». Открытие родной природы, надо начинать со знакомства с различными жанрами народного творчества.
Эстетическая активность формирование творческих способностей, художественного воображения в процессе занятий по изобразительной деятельности – один из важнейших компонентов обучения детей. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы, используя разнообразную технику, традиционные и нетрадиционные материалы и методы.
Большой интерес развиваем у детей работы в технике монотипия, диатипия, использование в набросках акварельных красок, мелков, угля.
При выполнении работ особое внимание уделяют выразительным возможностям цвета, целостности рисунка, композиционному решению, выбору соответствующей художественной техники, эстетическому отношению к изображаемому.
Вся работа кружка направлена на формирование эстетической активности творческих способностей, познавательному интересу к народному творчеству к изобразительному искусству, на повышение результативности обучения. Главное в работе выразительность и законченность.
Воспитание экологической культуры напрямую
зависит от непрерывной и целенаправленной
работы педагога по предупреждению бессердечного
отношения ко всему живому.
Экологическая культура невозможна без развитого
чувства красоты природы и признание ее
эстетической ценности.
Признание необходимости и важности экологической культуры у совершенного человека в настоящее время является актуальной. Развивая у детей творческие способности по изобразительной деятельности, у них появляется интерес к родной природе, к своему городу.
Создавая прекрасные рисунки ребенок избавляется от страха собственной не успешности в творчестве.
Уважительное отношение к личности ребенка позволяют педагогу влиять на процессы формирующие желание работать как индивидуально так и в коллективе сверстников, умение доводить начатое дело до конца.
Дети такие фантазеры! Они умеют творчески подойти к любимому интересному заданию педагога.
Огромное желание детей узнавать и научиться многому, приходится постоянно развивать мотивацию к творчеству, находить все новые и новые приемы, которые дают углубленные знания, развивают навыки и умения. Идея развития творческой личности через изодеятельность, тесно связана с идеей устранения проблемных моментов, мешающих развитию детей младшего и старшего школьного возраста.
Устранение психологической зависимости (боязнь белого листа). Это главная проблема, решив которую мы успешно достигаем поставленной цели – развить творческую индивидуальность и воспитать художественный вкус.
Разбудить в ребенке творца – эта главная цель данной программы. Программа направлена на развитие личности ребенка: формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно-эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности, развитие художественно-творческой способности.
Новизна программы заключается в том, что содержание объединено в блоки, один из которых – работа с глиной, включен план практической деятельности (рисование с натуры). Программа рекомендована для работы с детьми от 6 до 9 лет и рассчитана на 4 года.
Программа построена на принципах:
– доступности (учет возрастных особенностей)
– сезонности (связь с сезонными явлениями в
природе)
– цикличности (возвращение к изученной теме)
– природоохранности
– краеведения
Для наиболее полного решения задач и достижения целей, ставящихся в данной программе, предлагается следующая организация учебного процесса: в группе 10-12 детей одного возраста, в неделю проводится 2 занятия с оптимальной нагрузкой для детей.
Длительность одного занятия 45 минут.
Главная задача – подготовить человека к восприятию прекрасного в жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание. В этом отношении ничего не может принести детям такой пользы, как наблюдение за природой и рисование ее с натуры. Рисунок исполненный с натуры, отличается живостью, особой красотой и правдивостью. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут в воспитании ребенка трудно переоценить.
Методика преподавания
Данная программа реализуется на основе принципа интеллектуального и эмоционально-волевого начала в экологическом образовании. Основные формы обучения – занятия, занятия-экскурсии. На занятиях сочетается передача новой информации с ее закреплением в практической изобразительной деятельности учащихся. Все темы программы раскрываются с позиций понятий о среде обитания и условиях существования живых организмов на основе цветовых ощущений ребенка.
Важным условием работы является непосредственное обучение детей с природой. Сезонные экскурсии проводятся на одном месте в лесу или парке типичные для времени года дни. Сезонные праздники являются итоговыми занятиями и проводятся с выставками детских работ и специальной подготовкой места проведения занятия.
Методическими особенностями предполагаемого курса является совмещение теоретического обучения, практических работ в кружке, на природе и дома совместно с родителями.
Ребята занимаются разнообразной изобразительной деятельностью с использованием рисования, лепки и прикладного творчества.
Практическая значимость программы «Зелёная планета» заключается в следующем:
– расширить представление о многоцветие мира
природы;
– понять хрупкость сложных взаимосвязей в
природе;
– развить способность различать цвета и их
оттенки в природе;
– расширить прецептивный опыт;
– развить эстетический вкус, потребность
общения с природой;
– приобрести в процессе эстетического освоения
природы умение передавать свои чувства от
общения с ней в рисунках и поделках;
– расширить индивидуальное экологическое
пространство и определить зону персональной
ответственности за природу;
– пробудить и развить эстетические чувства на
основе эмоционального восприятия мира природы.
Целью данной программы является экологическое образование на основе ознакомления с цветовым многообразием природы с использованием различных средств выразительности.
Задачи:
Развивающие
– развивать интерес к природе в творчестве
детей;
– формировать способности воспринимать природу;
– стимулирование эмпатии, расширение
перцептивного опыта и развитие воображения;
– расширение экологических представлений детей
в процессе знакомства с цветовыми особенностями
различных времен года.
Воспитательные
– формирование способности воспринимать
природу как полноправного субъекта
взаимодействия с человеком;
– формирование эмоционального и чувственного
отношения видеть многоцветие в окружающем мире
Обучающие
– привить навыки природоохранной деятельности.
– дать сведения об экологических законах
– выработка изобразительных умений и навыков в
передаче чувств и настроений от обучения с миром
природы, с растительным представлений о цвете
как о средстве выразительности.
Приложение 1. Распределение часов по темам
Содержание обучения
Введение. Виды декоративно –
природного искусства. Оборудование и материалы.
Ознакомление с цветочно – декоративным
матералом.
Бумага и ее разнообразие. Гуашь, акварель,
карандаш, уголь. Кисти. Глина.
В мире пприроды. Знакомство детей с
многообразием растительного и животного мира.
Загатовка и обработка природного материала –
листьев, семян, цветов, лепестков
цветочно-декоративных растений. Сушка и
сортировка природного материала. Подбор листьев,
цветов, лепестков растений для оформления
композиций. Техник безопасности при работе с
природным материалом.
Растительный мир Кубани. Многообразие.
Охрана.
Значение охраны природы на современном этапе.
Растительный мир Кубани. Знакомство с растениями
нашего края. Лиственные растения. Хвойные
растения. Цветочно-декоративные рстения. Редкие
и исчезающие растения Кубани и их охрана.
Лекарственные растения. Ядовитые растения.
Распения луга. Рстения поля. Водные растения.
Животный мир Кубани. Многообразие. Охрана.
Животный мир Кубани. Рыбы рек и морей.
Земноводные Кубани. Пресмыкающиеся Кубани. Птицы
Кубани. Птицы леса. Птицы города. Причины
сокращения численности птиц. Млекоппитающие
Кубани. Особенности специализации животных,
жизнь которых на протяжении длительного времени
была связана с лесом. Редкие и исчезающие виды.
Красная книга. Кавказский заповедник. Зубр –
обитатель заповедника. Охрана животных.
Живой уголок: Знакомство с видами
животных живого уголка. Животные живого уголка:
хомяк, лабораиторная мышь, ёж, кролик, черепаха,
морская свинка, аквариумные рыбки. Правила
ведения дневников наблюдения за животными.
Изучение жизни животных в условиях живого
уголка. Наблюдение за животными (питание , образ
жизни, взаимоотношения между собой).
Природа и творчество
Материалы, используемые во флористике.
Технология работы с засушенными листьями.
Техника рисования засушенными листьями.
Ярусность леса. Многообразие и разнообразие
осенних листьев. Подготовка растений к зиме. Лес
и луг – основные сходства и различия. Цветовые
различия, разнотравье. Луговые цветы. Порхающие
цветы-бабочки. Их окраска. осеннее настроение.
Как готовятся к зиме лесные звери. Смена окраски
организмов.
Птицы. Разноцветный мир пиц, живущих рядом с нами.
Зимующие птицы. Забота человека о зимующих
птицах. Корма для птиц.
«Войдем в чудесный мир зимней сказки».
Изменения в окружающей природной среде. Чудо
белого цвета. Красота и разнообразие зимних
деревьев. Снежинки.
Приметы весны. Русская традиция встречи весны.
Нежность красок весны – сиреневый цвет верхушек
берез, желтовато-серая верба. Красота и хрупкость
первоцветов Зеленый цвет и его оттенки. Краски и
музыка весны. О чем звенят деревья и озорные
ручейки.
Облака в голубом небе. Что такое небо и что такое
облака. Цветущие сады. Жизнь насекомых. Пчелы и
шмели. Их роль в природе. Растительные краски.
Красящие возможности растений. Натуральные
растительные краски.
Разноцветные плоды. Многообразие плодов. Веточки
с плодами. Капризы осенней природы.
Смена разноцветного мира на другую гамму цветов.
Рисунок
Признаки ранней осени. многоцветность
окружающего мира. Что такое форма. Форма и образ.
Линии бывают разными. Моё настроение. Мимика.
Палитра. Компоновка по центру. Симметрия и
ассиметрия. Заполнение пространства. Плановость
в пейзаже. Архитектура (сказочный город в лесу).
Движение в композиции (полет птицы).
Палитра художника. Теплохолодность цвета.
Размывка цвета. Вливание цвета в цвет. Передача
оттенка. Пробуем портрет. Черный цвет как фон.
Мазок или примакивание.
Поиск оттенка.
Сухая кисть. Цвет живой природы – зеленый, цвет
осени – золотисто-желтый.
Соломка
Декоративно-прикладное искусство. Соломка. виды
рботы с соломкой.Обработка соломки. Техника
безопасности при работе с соломкой . Техника
изготовления панно из соломки.
Морски пришельцы
Сбор ракушек. Виды ркушек, хранение и их
обработка. Техника безопасности при работе с
природным материалом. Использование ракушек для
композиций, аппликаций. Оформление объёмных
поделок с использованием разных видов и размеров
ракушек. Ракушка как дополнительный материал для
поделки.
Солёное тесто
Вводное занятие «Хлебные сказочные персонажи»
Инструктаж по ТБ. Свойства муки. Из чего и как
получают муку?
Шарик – лепешка, колбаска – полоска: лепим
героев любимых сказок. Лепим, рассказываем,
придумываем сказки. Учимся организации рабочего
места.
Лепим и играем. Раскрашиваем изделия из теста.
Правила и приемы раскрашивания изделий из теста
гуашевыми, акриловыми и аэрозольными красками.
Создаем фактуру поверхности теста.
Приемы нанесения рисунка на поверхность теста с
помощью различных предметов.
Нам помогает чесноковыжималка.
Как выполнить травку, прически, роскошную
львиную гриву, козочку и кудрявого барашка на
лужайке, с помощью чесноковыжималки. Секреты при
работе с нею.
Рецепт теста с какао и кофе. Что такое кофе и
какао, откуда их берут, где используют? Научить
сочетать в изделии белое и коричневое тесто.
Выполняем персонажей: ежика в «шоколадной шубе»,
Щенок, сказочные деревья.
«Разноцветная семейка». Работа с цветным тестом.
Познакомить с двумя способами окрашивания теста:
путем добавления в готовое тесто красителя, или
краску соединить предварительно с водой.
Знакомимся с основами цветоведения: теплые –
хододные цвета, таблица сочетания цветов,
хроматические и ахроматические цвета.
Коллективная работа «Разноцветная семейка».
Определения понятий «эскиз», «панно», «фон».
Усвоить последовательность выполнения панно.
Выполнение панно: сказки на картинке.
Приложение 2. Таблица тематического распределения часов 2011-2014 гг
После прохождения программы «Зелёная планета» обучающиеся должны:
– проявлять интерес к познанию природы и
чувств эмпатии к предметам природы;
– знать основные экологические связи в природе,
цветовые особенности разных сезонов года и
правила поведения в природе в конкретных
ситуациях, – уметь различать оттенки цвета и
определять основные признаки времен года;
– уметь выражать свое отношение к природе
творческими средствами и выбирать необходимые
выразительные приемы для передачи своих чувств;
– знать, что такое природа;
– знать значение окружающей природной среды для
человека;
– знать правила поведения в природе.
Уметь:
– различать теплые и холодные цвета,
использовать фон для своих композиций, различать
тона;
– осваивать живописью листы большого формата
гуашью;
– работать с различным природным материалом;
– выполнять панно из соломки, морских ракушек,
солёного теста;
– передавать настроение в своих композициях;
– пользоваться различными приемами;
– добиваться большего сходства с натурой;
– со вкусом подбирать цвета, раскрашивая
игрушки;
– различать оттенки цвета в природе и определять
основные признаки времен года;
– выражать свое отношение к природе творческими
средствами и выбирать необходимые выразительные
приемы для передачи своих чувств;
– передавать настроение в своих композициях
простейшую форму предметов, основной цвет.
К концу курса дети должны знать:
– основные экологические связи в природе;
– цветовые особенности разных сезонов года и
правила поведения в природе в конкретных
ситуациях;
– основные приемы работы;
– основные цвета;
– основные формы предметов.
Приложение 3. Описание материально-технического образовательного процесса.
Приложение 4. Формы и виды контроля
Приложение 5. Список литературы для педагогов