Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета" (1–4-й классы)

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней жизни, он тянет ручки к красивой и яркой игрушки, замирает, услышав звуки музыки. Рассматривая иллюстрации в книге, ребенок приговаривает «красиво». Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилась на всю жизнь.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя, в природе, в жизни, деятельности человека, в поступках и взглядах. Влияние искусства на формирование личности очень велико. Наша задача научить видеть и понимать прекрасное, развить у детей творческие возможности.

В становлении личности ребенка, в нравственном воспитании огромное значение имеет эмоциональное развитие.

В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими примерами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества.

Развитие художественного вкуса и становление ребенка как индивидуальной и творческой личности невозможно без положительного влияния окружающей пприроды.

Очень важно научить детей восхищенно-уважительно смотреть на все что растет, цветет и движется.

Природа – первооснова всякой красоты и величия.

Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает возможность учиться и учить красоте.

Академик Б.Г. Лихачев пишет: «... излишний рационализм формирует, иссушает и обедняет личность. Воспитание экологической культуры по средствам изобразительной деятельности я считаю актуальным. Поэтому так важна экологическая цель: развивая ребенка, добиться единства мышления эстетического сознания и всей эмоциональной сферы. К.Д. Ушинский писал: «Природа – ничем не заменимый источник прекрасного». Открытие родной природы, надо начинать со знакомства с различными жанрами народного творчества.

Эстетическая активность формирование творческих способностей, художественного воображения в процессе занятий по изобразительной деятельности – один из важнейших компонентов обучения детей. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы, используя разнообразную технику, традиционные и нетрадиционные материалы и методы.

Большой интерес развиваем у детей работы в технике монотипия, диатипия, использование в набросках акварельных красок, мелков, угля.

При выполнении работ особое внимание уделяют выразительным возможностям цвета, целостности рисунка, композиционному решению, выбору соответствующей художественной техники, эстетическому отношению к изображаемому.

Вся работа кружка направлена на формирование эстетической активности творческих способностей, познавательному интересу к народному творчеству к изобразительному искусству, на повышение результативности обучения. Главное в работе выразительность и законченность.

Воспитание экологической культуры напрямую зависит от непрерывной и целенаправленной работы педагога по предупреждению бессердечного отношения ко всему живому.
Экологическая культура невозможна без развитого чувства красоты природы и признание ее эстетической ценности.

Признание необходимости и важности экологической культуры у совершенного человека в настоящее время является актуальной. Развивая у детей творческие способности по изобразительной деятельности, у них появляется интерес к родной природе, к своему городу.

Создавая прекрасные рисунки ребенок избавляется от страха собственной не успешности в творчестве.

Уважительное отношение к личности ребенка позволяют педагогу влиять на процессы формирующие желание работать как индивидуально так и в коллективе сверстников, умение доводить начатое дело до конца.

Дети такие фантазеры! Они умеют творчески подойти к любимому интересному заданию педагога.

Огромное желание детей узнавать и научиться многому, приходится постоянно развивать мотивацию к творчеству, находить все новые и новые приемы, которые дают углубленные знания, развивают навыки и умения. Идея развития творческой личности через изодеятельность, тесно связана с идеей устранения проблемных моментов, мешающих развитию детей младшего и старшего школьного возраста.

Устранение психологической зависимости (боязнь белого листа). Это главная проблема, решив которую мы успешно достигаем поставленной цели – развить творческую индивидуальность и воспитать художественный вкус.

Разбудить в ребенке творца – эта главная цель данной программы. Программа направлена на развитие личности ребенка: формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно-эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности, развитие художественно-творческой способности.

Новизна программы заключается в том, что содержание объединено в блоки, один из которых – работа с глиной, включен план практической деятельности (рисование с натуры). Программа рекомендована для работы с детьми от 6 до 9 лет и рассчитана на 4 года.

Программа построена на принципах:

– доступности (учет возрастных особенностей)
– сезонности (связь с сезонными явлениями в природе)
– цикличности (возвращение к изученной теме)
– природоохранности
– краеведения

Для наиболее полного решения задач и достижения целей, ставящихся в данной программе, предлагается следующая организация учебного процесса: в группе 10-12 детей одного возраста, в неделю проводится 2 занятия с оптимальной нагрузкой для детей.

Длительность одного занятия 45 минут.

Главная задача – подготовить человека к восприятию прекрасного в жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание. В этом отношении ничего не может принести детям такой пользы, как наблюдение за природой и рисование ее с натуры. Рисунок исполненный с натуры, отличается живостью, особой красотой и правдивостью. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут в воспитании ребенка трудно переоценить.

Методика преподавания

Данная программа реализуется на основе принципа интеллектуального и эмоционально-волевого начала в экологическом образовании. Основные формы обучения – занятия, занятия-экскурсии. На занятиях сочетается передача новой информации с ее закреплением в практической изобразительной деятельности учащихся. Все темы программы раскрываются с позиций понятий о среде обитания и условиях существования живых организмов на основе цветовых ощущений ребенка.

Важным условием работы является непосредственное обучение детей с природой. Сезонные экскурсии проводятся на одном месте в лесу или парке типичные для времени года дни. Сезонные праздники являются итоговыми занятиями и проводятся с выставками детских работ и специальной подготовкой места проведения занятия.

Методическими особенностями предполагаемого курса является совмещение теоретического обучения, практических работ в кружке, на природе и дома совместно с родителями.

Ребята занимаются разнообразной изобразительной деятельностью с использованием рисования, лепки и прикладного творчества.

Практическая значимость программы «Зелёная планета» заключается в следующем:

– расширить представление о многоцветие мира природы;
– понять хрупкость сложных взаимосвязей в природе;
– развить способность различать цвета и их оттенки в природе;
– расширить прецептивный опыт;
– развить эстетический вкус, потребность общения с природой;
– приобрести в процессе эстетического освоения природы умение передавать свои чувства от общения с ней в рисунках и поделках;
– расширить индивидуальное экологическое пространство и определить зону персональной ответственности за природу;
– пробудить и развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира природы.

Целью данной программы является экологическое образование на основе ознакомления с цветовым многообразием природы с использованием различных средств выразительности.

Задачи:

Развивающие
– развивать интерес к природе в творчестве детей;
– формировать способности воспринимать природу;
– стимулирование эмпатии, расширение перцептивного опыта и развитие воображения;
– расширение экологических представлений детей в процессе знакомства с цветовыми особенностями различных времен года.
Воспитательные
– формирование способности воспринимать природу как полноправного субъекта взаимодействия с человеком;
– формирование эмоционального и чувственного отношения видеть многоцветие в окружающем мире
Обучающие
– привить навыки природоохранной деятельности.
– дать сведения об экологических законах
– выработка изобразительных умений и навыков в передаче чувств и настроений от обучения с миром природы, с растительным представлений о цвете как о средстве выразительности.

Приложение 1. Распределение часов по темам

Содержание обучения

Введение. Виды декоративно – природного искусства. Оборудование и материалы. Ознакомление с цветочно – декоративным матералом.
Бумага и ее разнообразие. Гуашь, акварель, карандаш, уголь. Кисти. Глина.

В мире пприроды. Знакомство детей с многообразием растительного и животного мира.
Загатовка и обработка природного материала – листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка и сортировка природного материала. Подбор листьев, цветов, лепестков растений для оформления композиций. Техник безопасности при работе с природным материалом.

Растительный мир Кубани. Многообразие. Охрана.
Значение охраны природы на современном этапе.
Растительный мир Кубани. Знакомство с растениями нашего края. Лиственные растения. Хвойные растения. Цветочно-декоративные рстения. Редкие и исчезающие растения Кубани и их охрана. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Распения луга. Рстения поля. Водные растения.

Животный мир Кубани. Многообразие. Охрана.
Животный мир Кубани. Рыбы рек и морей. Земноводные Кубани. Пресмыкающиеся Кубани. Птицы Кубани. Птицы леса. Птицы города. Причины сокращения численности птиц. Млекоппитающие Кубани. Особенности специализации животных, жизнь которых на протяжении длительного времени была связана с лесом. Редкие и исчезающие виды. Красная книга. Кавказский заповедник. Зубр – обитатель заповедника. Охрана животных.
Живой уголок: Знакомство с видами животных живого уголка. Животные живого уголка: хомяк, лабораиторная мышь, ёж, кролик, черепаха, морская свинка, аквариумные рыбки. Правила ведения дневников наблюдения за животными. Изучение жизни животных в условиях живого уголка. Наблюдение за животными (питание , образ жизни, взаимоотношения между собой).

Природа и творчество
Материалы, используемые во флористике. Технология работы с засушенными листьями. Техника рисования засушенными листьями.
Ярусность леса. Многообразие и разнообразие осенних листьев. Подготовка растений к зиме. Лес и луг – основные сходства и различия. Цветовые различия, разнотравье. Луговые цветы. Порхающие цветы-бабочки. Их окраска. осеннее настроение. Как готовятся к зиме лесные звери. Смена окраски организмов.
Птицы. Разноцветный мир пиц, живущих рядом с нами.
Зимующие птицы. Забота человека о зимующих птицах. Корма для птиц.
«Войдем в чудесный мир зимней сказки».
Изменения в окружающей природной среде. Чудо белого цвета. Красота и разнообразие зимних деревьев. Снежинки.
Приметы весны. Русская традиция встречи весны. Нежность красок весны – сиреневый цвет верхушек берез, желтовато-серая верба. Красота и хрупкость первоцветов Зеленый цвет и его оттенки. Краски и музыка весны. О чем звенят деревья и озорные ручейки.
Облака в голубом небе. Что такое небо и что такое облака. Цветущие сады. Жизнь насекомых. Пчелы и шмели. Их роль в природе. Растительные краски.
Красящие возможности растений. Натуральные растительные краски.
Разноцветные плоды. Многообразие плодов. Веточки с плодами. Капризы осенней природы.
Смена разноцветного мира на другую гамму цветов.

Рисунок
Признаки ранней осени. многоцветность окружающего мира. Что такое форма. Форма и образ. Линии бывают разными. Моё настроение. Мимика. Палитра. Компоновка по центру. Симметрия и ассиметрия. Заполнение пространства. Плановость в пейзаже. Архитектура (сказочный город в лесу). Движение в композиции (полет птицы).
Палитра художника. Теплохолодность цвета. Размывка цвета. Вливание цвета в цвет. Передача оттенка. Пробуем портрет. Черный цвет как фон. Мазок или примакивание.
Поиск оттенка.
Сухая кисть. Цвет живой природы – зеленый, цвет осени – золотисто-желтый.

Соломка
Декоративно-прикладное искусство. Соломка. виды рботы с соломкой.Обработка соломки. Техника безопасности при работе с соломкой . Техника изготовления панно из соломки.

Морски пришельцы
Сбор ракушек. Виды ркушек, хранение и их обработка. Техника безопасности при работе с природным материалом. Использование ракушек для композиций, аппликаций. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Солёное тесто
Вводное занятие «Хлебные сказочные персонажи»
Инструктаж по ТБ. Свойства муки. Из чего и как получают муку?
Шарик – лепешка, колбаска – полоска: лепим героев любимых сказок. Лепим, рассказываем, придумываем сказки. Учимся организации рабочего места.
Лепим и играем. Раскрашиваем изделия из теста.
Правила и приемы раскрашивания изделий из теста гуашевыми, акриловыми и аэрозольными красками.
Создаем фактуру поверхности теста.
Приемы нанесения рисунка на поверхность теста с помощью различных предметов.
Нам помогает чесноковыжималка.
Как выполнить травку, прически, роскошную львиную гриву, козочку и кудрявого барашка на лужайке, с помощью чесноковыжималки. Секреты при работе с нею.
Рецепт теста с какао и кофе. Что такое кофе и какао, откуда их берут, где используют? Научить сочетать в изделии белое и коричневое тесто. Выполняем персонажей: ежика в «шоколадной шубе», Щенок, сказочные деревья.
«Разноцветная семейка». Работа с цветным тестом.
Познакомить с двумя способами окрашивания теста: путем добавления в готовое тесто красителя, или краску соединить предварительно с водой. Знакомимся с основами цветоведения: теплые – хододные цвета, таблица сочетания цветов, хроматические и ахроматические цвета. Коллективная работа «Разноцветная семейка».
Определения понятий «эскиз», «панно», «фон». Усвоить последовательность выполнения панно. Выполнение панно: сказки на картинке.

Приложение 2. Таблица тематического распределения часов 2011-2014 гг

После прохождения программы «Зелёная планета» обучающиеся должны:

– проявлять интерес к познанию природы и чувств эмпатии к предметам природы;
– знать основные экологические связи в природе, цветовые особенности разных сезонов года и правила поведения в природе в конкретных ситуациях, – уметь различать оттенки цвета и определять основные признаки времен года;
– уметь выражать свое отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приемы для передачи своих чувств;
– знать, что такое природа;
– знать значение окружающей природной среды для человека;
– знать правила поведения в природе.
Уметь:
– различать теплые и холодные цвета, использовать фон для своих композиций, различать тона;
– осваивать живописью листы большого формата гуашью;
– работать с различным природным материалом;
– выполнять панно из соломки, морских ракушек, солёного теста;
– передавать настроение в своих композициях;
– пользоваться различными приемами;
– добиваться большего сходства с натурой;
– со вкусом подбирать цвета, раскрашивая игрушки;
– различать оттенки цвета в природе и определять основные признаки времен года;
– выражать свое отношение к природе творческими средствами и выбирать необходимые выразительные приемы для передачи своих чувств;
– передавать настроение в своих композициях простейшую форму предметов, основной цвет.
К концу курса дети должны знать:
– основные экологические связи в природе;
– цветовые особенности разных сезонов года и правила поведения в природе в конкретных ситуациях;
– основные приемы работы;
– основные цвета;
– основные формы предметов.

Приложение 3. Описание материально-технического образовательного процесса.

Приложение 4. Формы и виды контроля

Приложение 5. Список литературы для педагогов