План-конспект урока по лепке: "Шурале"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Усвоение правил технологии изготовления в керамике сказочного персонажа Шурале (по произведению Г.Тукая «Шурале». Приобщение к национальной культуре. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения. Воспитание усидчивости, трудолюбия.

Задачи:

  • Обучающая: освоение технологии изготовления Шурале, а также умение передавать движение и характер сказочного героя.
  • Развивающая: развитие композиционного мышления, воображения, способности фантазировать.
  • Воспитательная: расширение кругозора детей, приобщение их к мировой культуре, национальным особенностям, способствовать появлению интереса к познанию мира.

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Ноутбук
  • Проектор
  • Глина
  • Стол, стулья
  • Баночки для воды
  • Доски для лепки

План урока:

  1. Вступительная беседа. Организация урока.
  2. Объяснение нового материала
  3. Практическая часть– самостоятельная работа.
  4. Заключительная часть

– самоанализ
– самооценка

ХОД УРОКА

1. Вступительная беседа. Организация урока

«Здравствуйте! Тема нашего урока: «Шурале». Целью является усвоение технологии изготовления фигуры Шурале и передача его характера и эмоций».

2. Объяснение нового материала

«Давайте с вами для начала вспомним, а чье это произведение «Шурале»? (Г. Тукай).Все знакомы со сказкой «Шурале»?Кто расскажет для тех кто не знает или забыл?» (Дети рассказывают). Затем преподаватель сам зачитывает отрывки из произведения.
«А теперь давайте посмотрим картины разных художников, изобразивших Шурале на своих полотнах, их видение этого образа».

Презентация (демонстрируются картины художников, посвященных образу Шурале).

«Посмотрите насколько Шурале напоминает растительный орнамент, ведь он сказочное существо, живущее в лесу и как художники смогли передать это ощущение лесного жителя – лешего. Вся его фигура и движение напоминают растительность.
Вот вы также постарайтесь передать в движении характер именно вашего Шурале (в зависимости от того какого Шурале вы лепите). То ли это тот ,который крадется из леса с коварной улыбкой, или тот, который прищемил пальцы – ему больно и он зовет на помощь, или тот, который смеется над глупостью, а может тот, который сочувствует чужой боли и беспомощности. Выбор за вами… Но в любом случае вы должны постараться передать эмоции и характер вашего Шурале через движение и динамику, чтобы ваша работа не выглядела как истукан.
Давайте посмотрим на работы других учащихся и выпускников».

Экран.

«А теперь, прежде чем начать лепить, я научу вас как сделать так, чтобы фигура вашего Шурале не ломалась и вы смогли бы оптимально  передать его эмоции в движении».

Экран (демонстрируется методическая разработка поэтапности изготовления Шурале).

«Для начала необходимо сделать небольшую полянку, дерево, пенек – это делается для того, чтобы вы смогли закрепить руки, ноги вашего Шурале, потому что когда вы будете лепить, фигура будет кантоваться и следовательно ломаться, а закрепленная о дерево, полянку, бревно и др., она будет хорошо держаться.
Теперь делаем примерную фигуру Шурале, не зацикливаясь на мелочах. Придаем фигуре задуманную форму, стараясь сделать Шурале более динамичным. Теперь закрепляем его либо на полянке, либо к бревну (в зависимости от того что вы придумали и какова ваша композиция).
Вот теперь можно приступать к проработке мелочей. Более детально делаем руки, пальцы, ногти, лицо, бороду, рог и т.д.»

3. Практическая часть.Самостоятельная работа

«Теперь пришло ваше время для  самостоятельной работы. Приступайте, а если возникнут какие-то трудности или вопросы – спрашивайте.
Перед началом работы продумайте, каким будет ваш Шурале, и как именно вы передадите его эмоции».

Во время выполнения самостоятельной работы оказывается индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения  в выполнении задания.

4. Заключительная часть. Самооценка, самоанализ

Учащиеся сами оценивают свои работы, выбирая из предложенных им жетончиков нужный цвет (красный – отлично справился, синий – получилось не очень хорошо, зеленый – совсем не получилось. Преподаватель, учитывая мнение детей, оценивает работы.

Литература:

1. Эптон Синклер «Живая пластика» С-П, 2001 г.
2. Е.В.Данкевич, О.В.Жакова «Знакомтесь: глина» С-П, 1998 г.
3. Татар мили киеме. Казань «Заман», «Туран» фонды, 1966 г.