Целевой блок
Задачи урока:
- Выявить уровень понимания обучающимися ключевых положений темы, умение применять полученные знания для решения практических задач и проблемных ситуаций.
- Создать условия комплексного применения знаний для решения заданий, носящих развивающий характер.
- Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, умения работать с разными источниками информации.
- Способствовать приобщению школьников к самостоятельной работе творческого характера, умению объединять усилия для решения общей проблемы;
- Вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить стремление к познанию.
- Воспитывать чувство осознанного уважения и любви к родному краю;
- Воспитывать высокий уровень межличностных отношений, чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнеров.
Предметные результаты – обучающиеся смогут проверить уровень понимания ключевых положений темы, умение применять теоретические знания для решения практических задач
Метапредметные результаты – обучающиеся
проявят на практике умение пользоваться
основными логическими приемами, методами
моделирования, решения проблем.
обучающиеся проявят умение взаимодействовать в
коллективе, эффективно сотрудничать и
взаимодействовать, слушать партнера,
формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию, оформлять
результаты собственной деятельности;
обучающиеся смогут с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами урока;
Личностные результаты – произойдет воспитание чувства осознанного уважения и любви к родному краю, обучающийся осознает себя, как единицу населения (жителя) Иркутской области.
Форма урока: урок-соревнование.
Тип учебного занятия: урок повторения, обобщения и контроля знаний.
Учебно-наглядный комплекс: экономическая карта Иркутской области, иллюстративные схемы, таблицы, раздаточный дидактический материал, презентация.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Степень самостоятельности обучающихся в учебной деятельности: творческая с элементами воспроизводства.
Роль учителя: направляющая и контролирующая.
Процессуальный блок
Эпиграф урока:
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и в искусном применении всего того, что знаешь»
Дистервег
ХОД УРОКА
I. Оргмомент | Учитель приветствует класс, настраивает его на успешную работу. |
II. Целеполагание | Цель урока оценить насколько успешно
обучающиеся могут применять знания, умения,
навыки, приобретенные в ходе изучения курса для
решения разнообразных учебных задач. Класс разделен на группы, в конце урока каждая группа получит общую отметку. Кроме того, каждому ученику в конце урока предстоит выполнить самостоятельную работу по теме, таким образом, каждый ученик получит две отметки: одна – групповая, друга индивидуальная. Сравнив отметки, ученик получит возможность оценить степень своего участия в работе группы. Работа группы оценивается учителем на каждом этапе урока, в конце урока определяется общий балл. |
III. Основная часть 1. Разминка для интеллекта (фронтальный опрос) |
На слайде цифры, определить, что они
означают. 1937 (год образования Иркутской
области в современных границах) |
2. Оценим умение сравнивать (работа обучающихся в группах) | Каждой группе предложено выбрать для
проживания один из четырех районов области,
аргументировать свою точку зрения. Список районов:
|
3. Оценим умение устанавливать последовательность явлений | Необходимо расставить следующие
события в хронологическом порядке (задание
группы получают одинаковое, при выполнении
учитывается правильность и быстрота). 5.
Строительство Транссибирской железной дороги. |
4. Оценим умение выделять существенный признак | На слайде названия городов, обучающимся
необходимо определить принцип группировки и
предложить свой вариант продолжения цепочки. 1.
Братск, Шелехов (Центры алюминиевой
промышленности –Тайшет) |
5. Оценим умение находить ошибки и исправлять их | Обучающиеся получают текст с
умышленными ошибками, которые необходимо
исправить. Иркутская область — крупный сельскохозяйственный(индустриальный)
район. Область имеет невыгодное(выгодное)
экономико-географическое положение, осложненное
суровыми климатическими условиями и слабой
транспортной освоенностью. Отраслями
специализации области являются: лесная,
деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная,
химическая, промышленность строительных
материалов, горнодобывающая, легкая,
пищевая, электроэнергетика, цветная металлургия.
Область обладает богатым природно-ресурсным
потенциалом. Численность населения области с
каждым годом, увеличивается (
уменьшается), т.к. высокие( низкие)
показатели рождаемости и низкие(
высокие) показатели смертности. Область обладает
крупными запасами сырья для производства
алюминия (в области есть месторождения
алюминиевого сырья, но промышленного значения
они не имеют), поэтому одной из отраслей
специализации области является алюминиевая
промышленность. В области три(четыре:
Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Мамаканская)
гидроэлектростанции. |
6. Оценим умение определять объект по существенным признакам | 1. Обучающиеся зачитывают заранее
подготовленные характеристики районов области.
По описанию, используя карты атласа, определяют,
о каком районе идет речь. 2. Определить, какой город задумал учитель. Каждая команда имеет право задать два вопроса, ответ на которые могут быть слова «да» или « пет». В вопросах не должны звучать географические названия и точные цифры. Вопросы могут быть следующие: – Это крупный промышленный центр? (да) Задуманный учителем город – Усть-Илимск. |
7. Индивидуальная работа обучающихся | Каждый ученик получает лист итогового
контроля. В каждой группе по четыре обучающихся,
поэтому предлагается четыре варианта итоговых
заданий. Лист итогового контроля № 1 1. Ответь верные утверждения
2. В этом задании необходимо стрелкой указать взаимосвязь между ведущим фактором размещения отрасли и отраслью промышленности области. Лист итогового контроля № 2 1.Отметь верные утверждения:
2. В этом задании необходимо стрелкой указать взаимосвязь между ведущим фактором размещения предприятия и его названием. Лист итогового контроля № 3 1. Отметь верные утверждения:
2. В этом задании необходимо стрелкой указать взаимосвязь между ведущим фактором размещения отрасли и отраслью промышленности области. Лист итогового контроля № 4 1. Отметь верные утверждения:
2. В этом задании необходимо стрелкой указать взаимосвязь между ведущим фактором размещения предприятия и его названием. |
IV. Подведение итога урока | Если останется время, возможно провести проверку итогового задания, либо перенести анализ выполнения работы на следующий урок. |