Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.
Можно без преувеличения сказать, что статистическими методами сегодня пронизана вся наша жизнь.
Как только человеку в его деятельности потребовались количественные характеристики, то есть числа, тут же появилась статистика. Конечно, она не называлась так, но самые первые статистические исследования можно обнаружить и в древних египетских папирусах, и на вавилонских глиняных табличках
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели.
- Обучающие:
- формирование у учащихся представления о простейших статистических характеристиках;
- обработка статистических данных;
- наглядная интерпретация статистической информации.
- Развивающие:
- формирование у учащихся единой научной картины мира и элементов научного мировоззрения.
- Воспитательные:
- развитие самостоятельности;
- формирование у учащихся чувства коллективизма, ответственности за общее дело в ходе групповой работы.
Урок производится с использованием ИКТ.
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, интерактивная доска
ХОД УРОКА
1. Знакомство учащихся с темой урока целесообразно построить в форме беседы
Слово учителя (зачитывается отрывок из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"
"Статистика знает всё" известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики: известно, сколько в стране охотников, балерин: станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок: Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..".
Это ироничное описание даёт общее представление о статистике.
Термин "статистика" произошел от латинского слова "статус" (status), что означает "состояние и положение вещей".
В процессе беседы учащиеся совместно с учителем приходят к выводу: явления, которые носят массовый характер и подвержены случайной изменчивости, необходимо изучать методами статистики.
Возникновение статистики как науки
Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства – Китай, Египет, Древняя Греция – нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т.д., это и положило начало статистической практике.
Статистика как наука стала развиваться со второй половины ХVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии – математическая школа статистики, в Германии – описательная школа статистики. Ярким представителем первой школы был Уильям Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки. Он впервые широко применил математику для экономического анализа.
Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Генрих Конринг (1606-1681) и Генрих Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.
Отечественная статистика прошла путь от описательной статистики до статистики как науки о «категорическом исчислении». Представителями описательной статистики были Иван Кириллович Кириллов (1689-1737) и Василий Никитич Татищев (1686-1750). Представителем науки о «категорическом исчислении» является Дмитрий Петрович Журавский (1810-1856).
Видные представители русской академической школы статистики Александр Александрович Чупров (1874-1926), Юлий Эдуардович Янсон (1835-1893), Александр Аркадьевич Кауфман (1874-1919) и другие оказали большое влияние не только на развитие статистической науки, но и на работу статистических органов, привлекая внимание российской общественности к изучению массовых явлений. Особенностью развития статистики в России было создание после отмены крепостного права земской статистики, которая отличалась высоким профессионализмом.
К концу ХIХ века Россия была признана одним из центров научной статистической мысли. Этому в значительной степени способствовали периодические издания: «Статистический журнал», «Вестник Императорского Русского Географического общества» и др. С 1914 по 1919 г. регулярно издавался журнал «Статистический вестник», с 1919 по 1929 г. (возобновлен в 1949 г.) – «Вестник статистики», переименованный в 1995 г. в «Вопросы статистики».
Статистическая информация – это числовые
данные о массовых явлениях.
Элементы математической статистики мы будем
изучать на примере нашей гимназии
В финал конкурса «Мисс гимназии» вышли 10 школьниц, за которых болели и голосовали 90 гимназистов. Отразите результаты голосования нагляднее табличного.
Числовые характеристики статистических рядов
Объем измерения – количество источников информации (число опрошенных или число голосов) – 90
Размах измерения – разница между наибольшим и наименьшим значениями результатов измерений: 20 – 3 = 17
Мода измерения – наиболее часто встречающийся результат – 9
Среднее значение – частное от деления суммы всех результатов измерения на объем измерения
Медиана – это число, которое разделяет набор чисел на две равные по численности части.
Важно: Медиана находится в вариационном ряду, т.е. в наборе чисел, записанных в порядке возрастания!
Средних вариант две №45 и № 46
Задача. Вы решили в свободное время собраться классом и организовать некоторое классное мероприятие, но еще не решили, что именно. Было бы целесообразным учесть мнение большинства учащихся класса, а для этого нужно провести опрос: «Как бы вы хотели провести свободное время классом?» и предложить варианты ответов. Результаты нужно занести в таблицу.
Интерпретация статистической информации
Обманчивое впечатление, например, может возникать из-за неполноты статистической информации
Прототип В 2
На диаграмме показано количество посетителей сайта РИА Новости во все дни с 10 по 29 ноября 2009 года. По горизонтали указываются дни месяца, по вертикали — количество посетителей сайта за данный день.
Определите по диаграмме, какого числа количество посетителей сайта РИА Новости было наименьшим за указанный период.
Итоги урока
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что статистическое наблюдение – интересная и занимательная область математики. Статистические наблюдения используются практически везде, где только можно обусловить их применение. Вместе с тем, несмотря на обширную область применения, статистические наблюдения являются довольно-таки сложным предметом и ошибки нередки. Однако, в целом наблюдения как предмет для рассмотрения представляют собой большой интерес.