С внедрением Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования ребенку нужно привить новые умения:
универсальные учебные действия и формирование у
детей мотивации к обучению, помощи в
самоорганизации и саморазвитии.
Отсюда меняется роль учителя. От носителя
информации он становится активным помощником в
деятельности учащегося.
Внеурочная деятельность дает такую возможность.
Выбор программы «Я – исследователь»
А.И.Савенкова не случаен: мы работаем по
развивающей системе Л.В.Занкова и нам близки цели
и задачи курса.
Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска.
Прежде чем приступать к работе с детьми, нам, педагогам, пришлось немало поучиться и надо сказать, что мы учимся и по сей день, ведь мы – берём на себя ещё одну новую функцию – руководителя учебно-исследовательской деятельности ученика. А это и специальная литература, и встреча с научным руководителем, консультации специалистов в определенной области и, конечно, огромное желание работать. В работе нам также помогают прекрасно разработанные рабочие тетради: «Я – исследователь», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей».
Чтобы познакомить с методикой проведения собственных исследований, требуется 1-2 тренировочных занятия. Для этого класс мы делим на подгруппы (по 6-8 человек). Мы используем карточки с символическими изображениями методов исследования, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных исследований. Кроме того, нужны ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми полученной в ходе исследования информации. Вместе с нами, педагогами, выполняют главную работу исследователей несколько активных ребят, все остальные дети вначале участвуют как активные помощники, а затем – уже как равносильные стороны процесса.
Итак, I этап: «Мы тренируемся»
1. Выбор темы
При выборе темы надо фиксировать внимание детей на то, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное.
2. Составляем план исследования
Тут надо отметить, что существует много
способов добычи информации. Но мы используем те
методы исследования, которые доступны и известны
детям.
Внимание! На этом этапе важно, чтобы учитель
подвел детей к тому, чтобы они стали называть
методы сами.
3. Сбор материала
Собираемые материалы можно просто запомнить, но это трудно, поэтому мы их фиксируем. У учащихся младших классов способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации мы проводим быстро.
4. Обобщаем
Собранные сведения анализируем и обобщаем. Учим высказывать ребенка, без этого работа в дальнейшем будет сложна.
5.Доклады!
Вначале докладываем с помощью пиктограмм (записи). Доклады недолгие.
II этап. «Самостоятельные исследования»
1. Подготовка
Завели «Папки исследователя», в которые учащиеся вкладывают свои записи, информацию. При проведении занятий участвуют все участники процесса. В ходе занятий дети передвигаются свободно по классу.
2. Сбор материала
Каждый ребёнок включается самостоятельно в
собственный исследовательский поиск. И тут мы –
педагоги – активные помощники и консультанты.
Совет: не навреди ребенку! Не делайте за него
работу, не давите, не спешите с оценкой.
3. Доклады! Доклады! (презентация)
Защита собственных исследовательских работ проходит сначала в классе. В качестве кафедры используем парту – конторку. Предоставляем исследователю слово. Не забываем про поощрения всех. Победители участвуют в следующем этапе.
Работа с родителями
Мы объясняем родителям, что главное в нашей работе – дать ребенку толчок к самостоятельному поиску новых знаний. Мы говорим: делаем не за него, а вместе с ним. Ведь, важен опыт самостоятельного поиска истины.
Как видите, работа с маленькими исследователями целенаправленная, серьезная и вместе с тем – творческая. Конечно, и экскурсии, и проведение опытов, и игры, и исследования от теоретических до фантастических – это огромный труд педагога, но как это увлекательно!
Проводимая работа показала, что исследовательская деятельность младших школьников развивает познавательные интересы, навыки наблюдения, логическое мышление, готовит детей к дальнейшим более серьёзным исследованиям.
Как было отмечено выше, темы исследовательских работ зависят от интересов ребенка и очень разнообразны:
- «Пейте, дети, молоко!» (коллективная работа учащихся 2-го класса);
- «Журавль – красавка – гордость степи» (Сангаджиева Сар-Герел, 2 класс);
- «Страна Детства» (Тосунова Ангира, 1 класс);
- «Так ли важен завтрак?» (Бочкаев Баир, 3 класс);
- «Уроки творчества» (Насунов Руслан, 4 класс);
- «Путешествуя во времени» (Кураев Эрдем, 1 класс);
- «Ваятель времени» (Баранов Басан, 4 класс);
- «Осторожно: телевизор!» (Настаев Аюка, 1 класс);
- «Лук от семи недуг» (Бездетко Ольга, 4 класс);
- «Память сердца» (Мушаева Заяна, 4 класс)
Работаем мы с учащимися и над проектами. Проектная деятельность – это решение определенной, ясно осознаваемой задачи. При работе над проектом, мы ориентируем детей не просто на поиск нового знания, а на решение реальных проблем и задач.
Проекты «Терем-теремок» (коллективная работа 1 класса), «Книги – это реки, наполняющие Вселенную» (Бембеева Айса, 3 класс), «Столовая для птиц» (Кютреев Чингис, 1 класс), «Зарядка для языка» (Кураев Эренцен, 3 класс), «Зул-калмыцкий праздник» (Гиляндиков Баир,1 класс) доказали актуальность работ, были очень интересными.
Все работы учащихся были отмечены Дипломами I, II, III степени муниципального и регионального этапов республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся младших классов «Ювента». Опыт нашей работы над исследовательской деятельностью обобщался на педагогическом совете школы, школьном и районном семинарах, республиканской конференции. Значит, мы на правильном пути.
Таким образом, исследовательская деятельность дает очень многое. Так, при формировании личностных универсальных учебных действий (УУД) отмечается:
- способность учащегося к самооценке;
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
При формировании регулятивных УУД:
- Дети учатся планировать свои действия, ставить новые учебные задачи;
- Самостоятельно оценивать правильность выполненных действий и вносить коррективы;
При формировании познавательных УУД:
- Осуществлять поиск нужной информации;
- Анализировать, выделять главное;
- Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
При формировании коммуникативных УУД:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться, приходить к общему решению;
- Учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Нам хочется, чтобы учителя активно включались в поиск, больше занимались исследовательской деятельностью, охотно делились наработками. Ведь только так, с новыми идеями, инициативой, действиями мы можем достичь нового уровня при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.