Из опыта работы. Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности в свете ФГОС НОО по развивающей системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ребенку нужно привить новые умения: универсальные учебные действия и формирование у детей мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии.
Отсюда меняется роль учителя. От носителя информации он становится активным помощником в деятельности учащегося.
Внеурочная деятельность дает такую возможность. Выбор программы «Я – исследователь» А.И.Савенкова не случаен: мы работаем по развивающей системе Л.В.Занкова и нам близки цели и задачи курса.

Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

  • развивать познавательные потребности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска.

Прежде чем приступать к работе с детьми, нам, педагогам, пришлось немало поучиться и надо сказать, что мы учимся и по сей день, ведь мы – берём на себя ещё одну новую функцию – руководителя учебно-исследовательской деятельности ученика. А это и специальная литература, и встреча с научным руководителем, консультации специалистов в определенной области и, конечно, огромное желание работать. В работе нам также помогают прекрасно разработанные рабочие тетради: «Я – исследователь», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей».

Чтобы познакомить с методикой проведения собственных исследований, требуется 1-2 тренировочных занятия. Для этого класс мы делим на подгруппы (по 6-8 человек). Мы используем карточки с символическими изображениями методов исследования, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных исследований. Кроме того, нужны ручки, карандаши, фломастеры и небольшие листочки бумаги для фиксации детьми полученной в ходе исследования информации. Вместе с нами, педагогами, выполняют главную работу исследователей несколько активных ребят, все остальные дети вначале участвуют как активные помощники, а затем – уже как равносильные стороны процесса.

Итак, I этап: «Мы тренируемся»

1. Выбор темы

При выборе темы надо фиксировать внимание детей на то, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное.

2. Составляем план исследования

Тут надо отметить, что существует много способов добычи информации. Но мы используем те методы исследования, которые доступны и известны детям.
Внимание! На этом этапе важно, чтобы учитель подвел детей к тому, чтобы они стали называть методы сами.

3. Сбор материала

Собираемые материалы можно просто запомнить, но это трудно, поэтому мы их фиксируем. У учащихся младших классов способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации мы проводим быстро.

4. Обобщаем

Собранные сведения анализируем и обобщаем. Учим высказывать ребенка, без этого работа в дальнейшем будет сложна.

5.Доклады!

Вначале докладываем с помощью пиктограмм (записи). Доклады недолгие.

II этап. «Самостоятельные исследования»

1. Подготовка

Завели «Папки исследователя», в которые учащиеся вкладывают свои записи, информацию. При проведении занятий участвуют все участники процесса. В ходе занятий дети передвигаются свободно по классу.

2. Сбор материала

Каждый ребёнок включается самостоятельно в собственный исследовательский поиск. И тут мы – педагоги – активные помощники и консультанты.
Совет: не навреди ребенку! Не делайте за него работу, не давите, не спешите с оценкой.

3. Доклады! Доклады! (презентация)

Защита собственных исследовательских работ проходит сначала в классе. В качестве кафедры используем парту – конторку. Предоставляем исследователю слово. Не забываем про поощрения всех. Победители участвуют в следующем этапе.

Работа с родителями

Мы объясняем родителям, что главное в нашей работе – дать ребенку толчок к самостоятельному поиску новых знаний. Мы говорим: делаем не за него, а вместе с ним. Ведь, важен опыт самостоятельного поиска истины.

Как видите, работа с маленькими исследователями целенаправленная, серьезная и вместе с тем – творческая. Конечно, и экскурсии, и проведение опытов, и игры, и исследования от теоретических до фантастических – это огромный труд педагога, но как это увлекательно!

Проводимая работа показала, что исследовательская деятельность младших школьников развивает познавательные интересы, навыки наблюдения, логическое мышление, готовит детей к дальнейшим более серьёзным исследованиям.

Как было отмечено выше, темы исследовательских работ зависят от интересов ребенка и очень разнообразны:

  • «Пейте, дети, молоко!» (коллективная работа учащихся 2-го класса);
  • «Журавль – красавка – гордость степи» (Сангаджиева Сар-Герел, 2 класс);
  • «Страна Детства» (Тосунова Ангира, 1 класс);
  • «Так ли важен завтрак?» (Бочкаев Баир, 3 класс);
  • «Уроки творчества» (Насунов Руслан, 4 класс);
  • «Путешествуя во времени» (Кураев Эрдем, 1 класс);
  • «Ваятель времени» (Баранов Басан, 4 класс);
  • «Осторожно: телевизор!» (Настаев Аюка, 1 класс);
  • «Лук от семи недуг» (Бездетко Ольга, 4 класс);
  • «Память сердца» (Мушаева Заяна, 4 класс)

Работаем мы с учащимися и над проектами. Проектная деятельность – это решение определенной, ясно осознаваемой задачи. При работе над проектом, мы ориентируем детей не просто на поиск нового знания, а на решение реальных проблем и задач.

Проекты «Терем-теремок» (коллективная работа 1 класса), «Книги – это реки, наполняющие Вселенную» (Бембеева Айса, 3 класс), «Столовая для птиц» (Кютреев Чингис, 1 класс), «Зарядка для языка» (Кураев Эренцен, 3 класс), «Зул-калмыцкий праздник» (Гиляндиков Баир,1 класс) доказали актуальность работ, были очень интересными.

Все работы учащихся были отмечены Дипломами I, II, III степени муниципального и регионального этапов республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся младших классов «Ювента». Опыт нашей работы над исследовательской деятельностью обобщался на педагогическом совете школы, школьном и районном семинарах, республиканской конференции. Значит, мы на правильном пути.

Таким образом, исследовательская деятельность дает очень многое. Так, при формировании личностных универсальных учебных действий (УУД) отмечается:

  • способность учащегося к самооценке;
  • положительное отношение к исследовательской деятельности;

При формировании регулятивных УУД:

  • Дети учатся планировать свои действия, ставить новые учебные задачи;
  • Самостоятельно оценивать правильность выполненных действий и вносить коррективы;

При формировании познавательных УУД:

  • Осуществлять поиск нужной информации;
  • Анализировать, выделять главное;
  • Видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

При формировании коммуникативных УУД:

  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться, приходить к общему решению;
  • Учитывать разные мнения, стремиться к координации.

Нам хочется, чтобы учителя активно включались в поиск, больше занимались исследовательской деятельностью, охотно делились наработками. Ведь только так, с новыми идеями, инициативой, действиями мы можем достичь нового уровня при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.