Образовательная область «Коммуникация»
Цель: стимулировать познавательную активность дошкольников в речевой деятельности, совершенствовать умения детей в применении полученных знаний.
Коррекционно-образовательные задачи:
- автоматизировать и дифференцировать все звуки в спонтанной речи;
- упражнять детей в употреблении простых предлогов и в умении выражать свои мысли в грамматически правильной форме;
- совершенствовать умение составлять простые предложения по двум картинкам и правильно делить слова на слоги;
- продолжать работу по обогащению словаря, правильному согласованию существительных с числительными и использованию в речи слов-антонимов.
Развивающие задачи:
- развивать языковое чутье, память, слуховое и зрительное внимание;
- корригировать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
- развивать у детей познавательные способности, сообразительность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативные навыки, желание участвовать в общем деле;
- воспитывать интерес к родному языку, чувство дружбы;
- воспитывать доброжелательное отношение к совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
– здоровье: укреплять психическое
здоровье детей, развивать силу вдоха и выдоха
через выполнение упражнения дыхательной
гимнастики;
– физическая культура: укреплять общую
и мелкую моторику пальцев рук;
– музыка:развивать эмоциональную
отзывчивость на характер музыки, умение
двигаться в такт
музыки.
Материалы и оборудование: специально изготовленный барабан для поля чудес, карточки-подсказки, цветные конверты с картинками, «пальцеходы», тарелочки с квадратиками, полумаски смешариков, воздушные шары, костюм Йоника (герой страны «Семитония» из оздоровительно-развивающей программы М.Л.Лазарева «Здравствуй»), бумажные ракеты, медали, связанные игрушки смешариков, 2 детских стола, 8 стульев.
ХОД НОД
Дети входят в кабинет логопеда и встают полукругом. Под музыку влетает Йоник с воздушными шарами в руках.
Йоник:
Здравствуйте, мои друзья!
Из далекого космоса прилетел к вам я.
Йоник, я, воздушный шарик,
Очень легкий как комарик,
Я дышать вас правильно научу,
О друзьях своих, смешариках расскажу.
(Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику Стрельниковой, адаптированную для дошкольников).
«Ладошки»
Мы с ладошками
играем,
(выполняем 8 шумных вдохов, с движениями кистей
рук, выдох произвольный)
Их сжимаем, разжимаем.
«Обними маму»
Маму любим,
обнимаем,
(выполняем 8 шумных вдохов, с движениями рук
перед собой)
К себе крепко прижимаем.
«Накачаем шину»
Накачаем папе
шину,
(выполняем 8 шумных вдохов, с «имитацией накачивания
шины насосом).
Сядем в папину машину.
Йоник: Мои друзья смешарики очень любят смеяться и много разговаривать. Давайте подготовим наши язычки, выполним для них гимнастику.
(Дети выполняют упражнения «Лошадка», «Часики», «Индюк»)
– Возьмите в руки волшебные шарики, и мы отправляемся с вами на планету смешариков!
(Дети берут в руки воздушные шарики, и под музыку летят за Йоником по кругу)
Йоник: Вот мы и прилетели на планету смешариков и я вам предлагаю превратиться в смешариков для того чтобы сыграть в волшебное поле чудес.
(Дети надевают на головы полумаски смешариков и садятся за столы).
– Вы теперь не ребята, а смешарики, давайте
возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом.
– Здравствуй, Нюша, здравствуй, Крош, здравствуй,
Лосяш, здравствуй, Копатыч, здравствуй, Бараш,
здравствуй, Кар Карыч, здравствуй, Совунья.
(Дети по очереди крутят барабан, находят карточку-подсказку на которой остановилась стрелка и выполняют задание)
Красный сектор – игра от Нюши с глаголами «Кто как голос подает?»
Собака лает, кошка мяукает, лошадь ржет, лиса тявкает, волк воет, свинья хрюкает, ёж фыркает.
Оранжевый сектор – игра от Кроша с прилагательными «Скажи наоборот» с мячом
Высокий – низкий, далекий – близкий, глубокий
– мелкий, больной – здоровый, большой –
маленький, злой – добрый, трусливый – смелый.
Желтый сектор – игра от Лосяша с существительными «Назови ласково»
Скамейка –скамеечка
шапка
– шапочка
Коляска –
колясочка
кувшин – кувшинчик
Стакан –
стаканчик цветок
– цветочек
Санки – саночки
Зеленый сектор – игра от Копатыча с числительными «Сосчитай фрукты»
Апельсины, мандарины, персики, яблоки, сливы,
лимоны, бананы.
Один апельсин, два апельсина, три апельсина,
четыре апельсина, пять апельсинов.
Физкультминутка «Ракета смеха»
Всем смешарикам на потеху: ха-ха-ха,
ха-ха-ха. (2
приседания, по 3 хлопка в левую и правую
сторону)
Пустим мы ракету смеха: ха-ха-ха, ха-ха-ха.
Полетела вверх ракета: ш-ш-ш,
ш-ш-ш.
(руки вверх, потянуться)
Полетела на планету: ж-ж-ж,
ж-ж-ж.
(вращательные
движения руками)
Чертит небо ярким светом: з-з-з,
з-з-з.
(круговые движения руками)
Прилунилась ракета: бум
тарам.
(приседание,
руки на пояс)
Голубой сектор – игра от Бараша с местоимениями «Мой, моя, мои»
Чей шарф? – Это мой шарф.
Это моя куртка, это моя толстовка, это моя шапка.
Это мои сапоги, это мои ботинки, это мои варежки.
Синий сектор – игра от Кар-Карыча с предлогами «Назови, где находится предмет?»
Платье висит в шкафу. Куртка висит на вешалке.
Бабочка сидит на цветке. Бабочка летает над цветком.
Кошка вылезает из-под кресла. Мячик достали из-под стола.
Дети сидят за столом. Мальчик спрятался за дерево.
Мячик закатился под кресло. Кошка сидит под столом.
Цветы стоят в вазе. Рыбки плавают в аквариуме.
Ворона летит над крышей. Ворона сидит на крыше.
Фиолетовый сектор – игра от Совуньи с предложениями «Компьютер»
Дети по-очереди называют сначала живые
предметы, а потом неживые предметы на своих
картинках. Затем составляют с ними предложения и
считают, сколько слов в предложении.
(Картинки: щенок – мяч, хомяк – машина, енот –
барабан, мышка – юла, капуста – заяц, еж – шары,
обезьяна – банан).
Йоник: Вот и закончилась наша игра в волшебное поле чудес. На память о нашем путешествии на планету смешариков, я вручаю вам медали «Поле чудес смешариков» и маленькие ракеты, для того чтобы развивать свое дыхание и еще не раз прилететь сюда к смешарикам в гости.
(Дети снимают полумаски, берут воздушные шарики и под музыку отправляются обратно на планету Земля в свой детский сад).
Йоник: Вот мы и вернулись с вами из космического путешествия домой. Куда мы с вами летали? Что вам понравилось на планете Смешариков? Молодцы!
– Ну а мне пора лететь домой на свою планету Эфирию. До свидания, ребята! До новых встреч!
(Йоник собирает шарики и вылетает из кабинета)
Используемая литература:
- Акименко В.М. Развивающие лексико-грамматические занятия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.