НОД с подгруппой детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебное поле чудес"

Разделы: Логопедия


Образовательная область «Коммуникация»

Цель: стимулировать познавательную активность дошкольников в речевой деятельности, совершенствовать умения детей в применении полученных знаний.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • автоматизировать и дифференцировать все звуки в спонтанной речи;
  • упражнять детей в употреблении простых предлогов и в умении выражать свои мысли в грамматически правильной форме;
  • совершенствовать умение составлять простые предложения по двум картинкам и правильно делить слова на слоги;
  • продолжать работу по обогащению словаря, правильному согласованию существительных с числительными и использованию в речи слов-антонимов.

Развивающие задачи:

  • развивать языковое чутье, память, слуховое и зрительное внимание;
  • корригировать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
  • развивать у детей познавательные способности, сообразительность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать коммуникативные навыки, желание участвовать в общем деле;
  • воспитывать интерес к родному языку, чувство дружбы;
  • воспитывать доброжелательное отношение к совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

– здоровье: укреплять психическое здоровье детей, развивать силу вдоха и выдоха через выполнение упражнения дыхательной гимнастики;
физическая культура: укреплять общую и мелкую моторику пальцев рук;
музыка:развивать эмоциональную отзывчивость на характер музыки, умение двигаться в такт
музыки.

Материалы и оборудование: специально изготовленный барабан для поля чудес, карточки-подсказки, цветные конверты с картинками, «пальцеходы», тарелочки с квадратиками, полумаски смешариков, воздушные шары, костюм Йоника (герой страны «Семитония» из оздоровительно-развивающей программы М.Л.Лазарева «Здравствуй»), бумажные ракеты, медали, связанные игрушки смешариков, 2 детских стола, 8 стульев.

ХОД НОД

Дети входят в кабинет логопеда и встают полукругом. Под музыку влетает Йоник с воздушными шарами в руках.

Йоник:

Здравствуйте, мои друзья!
Из далекого космоса прилетел к вам я.
Йоник, я, воздушный шарик,
Очень легкий как комарик,
Я дышать вас правильно научу,
О друзьях своих, смешариках расскажу.

(Дети встают и выполняют дыхательную гимнастику Стрельниковой, адаптированную для дошкольников).

«Ладошки»

Мы с ладошками играем,                    (выполняем 8 шумных вдохов, с  движениями кистей рук, выдох произвольный)
Их сжимаем, разжимаем.

«Обними маму»

Маму любим, обнимаем,                     (выполняем 8 шумных вдохов, с движениями рук перед собой)
К себе крепко прижимаем.

 «Накачаем шину»

Накачаем папе шину,                           (выполняем 8 шумных вдохов, с «имитацией накачивания шины насосом).
Сядем в папину машину.

Йоник: Мои друзья смешарики очень любят смеяться и много разговаривать. Давайте подготовим наши язычки, выполним для них гимнастику.

(Дети выполняют упражнения «Лошадка», «Часики», «Индюк»)

– Возьмите в руки волшебные шарики,  и мы отправляемся с вами  на  планету  смешариков!

(Дети берут в руки воздушные шарики, и под музыку летят за Йоником по кругу)

Йоник: Вот мы и прилетели на планету смешариков и я вам предлагаю превратиться в смешариков для того чтобы сыграть в волшебное поле чудес.

(Дети надевают на головы полумаски смешариков и садятся за столы).

– Вы теперь не ребята, а смешарики, давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом.
– Здравствуй, Нюша, здравствуй, Крош, здравствуй, Лосяш, здравствуй, Копатыч, здравствуй, Бараш, здравствуй, Кар Карыч, здравствуй, Совунья.

(Дети по очереди крутят барабан, находят карточку-подсказку на которой остановилась стрелка и выполняют задание)

Красный сектор – игра от Нюши с глаголами «Кто как голос подает?»

Собака лает, кошка мяукает, лошадь ржет, лиса тявкает, волк воет, свинья хрюкает, ёж фыркает.

Оранжевый сектор – игра от Кроша с прилагательными «Скажи наоборот» с мячом

Высокий – низкий, далекий – близкий, глубокий – мелкий, больной – здоровый, большой –
маленький, злой – добрый, трусливый – смелый.

Желтый сектор – игра от Лосяша с существительными «Назови ласково»

Скамейка –скамеечка                       шапка – шапочка
Коляска – колясочка                         кувшин – кувшинчик
Стакан – стаканчик                          цветок – цветочек
Санки – саночки

Зеленый сектор – игра от Копатыча с числительными «Сосчитай фрукты»

Апельсины, мандарины, персики, яблоки, сливы, лимоны, бананы.
Один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов.

Физкультминутка «Ракета смеха»

 Всем смешарикам на потеху: ха-ха-ха, ха-ха-ха.            (2 приседания, по 3 хлопка в левую и правую сторону)
Пустим мы ракету смеха: ха-ха-ха, ха-ха-ха.
Полетела вверх ракета: ш-ш-ш, ш-ш-ш.                           (руки вверх, потянуться)
Полетела на планету: ж-ж-ж, ж-ж-ж.                              (вращательные движения руками)
Чертит небо ярким светом: з-з-з, з-з-з.                            (круговые движения руками)
Прилунилась ракета: бум тарам.                                       (приседание, руки на пояс)

Голубой сектор – игра от Бараша с местоимениями «Мой, моя, мои»

Чей шарф? – Это мой шарф.
Это моя куртка, это моя толстовка, это моя шапка.
Это мои сапоги, это мои ботинки, это мои варежки.

Синий сектор – игра от Кар-Карыча с предлогами «Назови, где находится предмет?»

Платье висит в шкафу. Куртка висит на вешалке.
Бабочка сидит на цветке. Бабочка летает над цветком.
Кошка вылезает из-под кресла. Мячик достали из-под стола.
Дети сидят за столом. Мальчик спрятался за дерево.
Мячик закатился под кресло. Кошка сидит под столом.
Цветы стоят в вазе. Рыбки плавают в аквариуме.
Ворона летит над крышей. Ворона сидит на крыше.

Фиолетовый сектор – игра от Совуньи с предложениями «Компьютер»

Дети по-очереди называют сначала живые предметы, а потом неживые предметы на своих картинках. Затем составляют с ними предложения и считают, сколько слов в предложении.
(Картинки: щенок – мяч, хомяк – машина, енот – барабан, мышка – юла, капуста – заяц, еж – шары, обезьяна – банан).

Йоник: Вот и закончилась наша игра в волшебное поле чудес. На память о нашем путешествии на планету смешариков, я вручаю вам медали «Поле чудес смешариков» и маленькие ракеты, для того чтобы развивать свое дыхание и еще не раз прилететь сюда к смешарикам в гости.

(Дети снимают полумаски, берут воздушные шарики и под музыку отправляются обратно на планету Земля в свой детский сад).

Йоник: Вот мы и вернулись с вами из космического путешествия домой. Куда мы с вами летали? Что вам понравилось на планете Смешариков? Молодцы!

– Ну а мне пора лететь домой на свою планету Эфирию. До свидания, ребята! До новых встреч!

(Йоник собирает шарики и вылетает из кабинета)

Используемая литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие лексико-грамматические занятия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
  3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

Приложение 1