Система работы методиста по взаимодействию с семьями воспитанников

Разделы: Работа с родителями


«Не иди впереди ребенка —
Он может не пойти за тобой,
Не иди позади ребенка —
Он может и не повести за собой
Но иди рядом с ним
И будь ему другом»

Джим Ром

Уже более 20 лет эти замечательные слова американского философа являются девизом нашего Дошкольного образовательного комплекса.

Дошкольный образовательный комплекс – одно из структурных подразделений Центра детского творчества № 16 «Огниво», в котором занимаются более 100 детей от 1 года до 7 лет. Образовательный процесс осуществляют 7 педагогов дополнительного образования.

Основная цель деятельности Дошкольного образовательного комплекса — создание оптимальных условий для творческого развития и социальной адаптации детей дошкольного возраста.

Основные задачи:

  • Развитие познавательной активности, умственных способностей и творческого мышления каждого воспитанника.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Приобщение к нравственно-эстетическим ценностям.
  • Формирование ценностей здорового образа жизни.
  • Подготовка к школе.

Реализация поставленной цели и задач предполагает непрерывное повышение качества образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогов. Высокое качество учебно-воспитательного процесса в Дошкольном образовательном комплексе достигается путем внедрения образовательных программ нового поколения (авторская образовательная программа «Графика» является призером, а авторская образовательная программа «Веселая азбука» победителем республиканского конкурса авторских программ), применения современных технологий, педагогического мониторинга. Все это диктует высокие требования к уровню компетентности методиста Дошкольного образовательного комплекса.

Методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольном комплексе осуществляется по следующим направлениям:

  • Организационно-методическая помощь педагогам в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса Дошкольного образовательного комплекса.
  • Информационно-методическое обеспечение.
  • Обеспечение психологического сопровождения развития личности ребенка.
  • Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогов.
  • Организационное обеспечение работы с семьей.

Нет необходимости сегодня останавливаться на общеизвестных аспектах деятельности методиста, которые во всех учреждениях дополнительного образования направлены на обновление, совершенствование содержания образования, повышение профессионального мастерства педагогических работников, своевременное оказание им методической помощи.
Является достаточно интересным накопленный опыт по организации работы Дошкольного образовательного комплекса с семьей. Не вызывает сомнения, что сотрудничество семьи и детского учреждения является важной и необходимой частью педагогического процесса. Вся учебно-воспитательная деятельность не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями воспитанников. Важно иметь родителей – союзников, доброжелательных и увлеченных помощников. Только благодаря целенаправленной длительной работе родители воспитанников образовательного комплекса стали нашими единомышленниками и союзниками. Большая роль в этой работе принадлежит методисту Дошкольного образовательного комплекса.

Система работы методиста по взаимодействию с семьями воспитанников включает следующие направления:

  • Диагностика потребностей родителей (социологические опросы, собеседования).
  • Внедрение в воспитательный процесс современных форм и методов работы по взаимодействию с семьей.
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов, детей, родителей по различным аспектам семейного воспитания.
  • Методическая помощь педагогам дошкольного комплекса при организации и проведении семейных конкурсов, воспитательных мероприятий.
  • Оказание методической помощи педагогам при планировании, проведении открытых занятий для родителей.
  • Взаимодействие с психологической службой Центра по вопросам семейного воспитания.
  • Разработка рекламных материалов, популяризация опыта работы с родителями Дошкольного образовательного комплекса в средствах массовой информации.
  • Обобщение опыта работы семейного клуба «Домовенок».
  • Создание информационного банка по семейному воспитанию.

Уже около 15 лет работает наш семейный клуб «Домовенок». Идея создания клуба родилась на заседании «круглого стола» педагогов и родителей, где обсуждались вопросы дальнейшего развития Дошкольного образовательного комплекса.

Планируя работу клуба, мы проанализировали потребности детей, родителей, педагогов. После проведения анкетирования, были выявлены основные проблемы, с которыми встречаются родители в процессе семейного воспитания:

  • неумение выстраивать межличностные отношения в семье;
  • проблемы отцов, их участие в воспитании детей;
  • проблемы детей в общении с ровесниками и с взрослыми;
  • незнание психологических особенностей ребенка;
  • ухудшение состояния здоровья детей (соматические, хронические заболевания и нарушения эмоциональной сферы).

Учитывая эти проблемы, нами были выделены приоритетные задачи семейного клуба «Домовенок».

  • Создание условий для укрепления эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и родителей, развитие интереса к возрождению семейных традиций.
  • Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
  • Сплочение коллектива детей, родителей и педагогов в совместной творческой деятельности.

Достижения поставленных задач осуществляется через разнообразные формы работы клуба. Это, прежде всего заочные конкурсы семейного творчества: «Мастерская Самоделкина», «Весенняя капель», «У природы нет плохой погоды», «Семейное древо» На конкурс «Мастерская Самоделкина» семьи готовят поделки из природного материала. Для конкурса «Зимняя сказка» нужно не только придумать сказку, но и красочно ее оформить. Очень интересные поделки из бросового материала можно увидеть на конкурсах «Город мастеров», «Весенняя капель». Много нового и интересного мы узнали о жизни наших воспитанников и их родителей во время конкурса «Семейное дерево» и «Странички семейного альбома». Заочная форма конкурса позволяет принимать участие в конкурсах всем воспитанникам и родителям Дошкольного комплекса.

Как и во многих образовательных учреждениях, мы сталкиваемся с проблемой неполных семей. Такие семьи у нас не остаются без внимания, для них проводятся конкурсы «Мама и я – читающая семья, «Вместе с мамой», «Талантливая семья».

Интересно проходят городские семейные конкурсы «Суперсемья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мама, папа, я – талантливая семья». Как горят глаза у ребят, когда они играют и соревнуются вместе с мамами, папами, бабушками, дедушками на «Днях здоровья». Традиционными стали «Дни здоровья» под названием «Осенние, зимние, весенние забавы».

Воспитанники и родители нашего комплекса являются победителями международного конкурса «Цветущая Прага», призерами российского заочного конкурса «Интеллектуально-творческий марафон», победителями и призерами республиканского конкурса «Мама, папа, Я – здоровая семья».

Таким образом, сотрудничество с семьями воспитанников является важной составной частью деятельности Дошкольного образовательного комплекса. Результативность этой деятельности, а также качество образовательного процесса в Дошкольном образовательном комплексе зависит от оптимального методического обеспечения.