Цели:
- ознакомление со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение периметра;
- закрепление вычислительных навыков.
Задачи:
- сформировать прием мышления по определению квадрата из других фигур;
- вызвать интерес к усвоению данной темы;
- продолжить работу над вычислительными навыками.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
Обучающиеся научатся:
- применять правило длянахождение квадрата из других фигур;
- решать задачи на нахождение периметра квадрата.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: применять и
сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД:
– владеть общими приёмами задач, выполнение
заданий и вычислений;
– строить объяснения в устной форме.
Коммуникативные УУД:
– исполнять разные социальные роли: умение
слышать и слушать собеседника, вступать в диалог;
– участвовать в обсуждении.
Оборудование: геометрические фигуры (круг, треугольник, трапеция, прямоугольник, квадрат, ромб), конверт 1 (квадраты, прямоугольники)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать.
– Сегодня на уроке мы узнаем ещё один секрет
науки геометрии.
– Но сначала посчитаем устно.
2. Устный счёт «Математическое домино».
3. Актуализация знаний
На доске фигуры
– Уберите лишнюю фигуру (круг). Почему?
– Уберите лишнюю фигуру (треугольник). Почему?
– Уберите лишнюю фигуру (трапеция). Почему?
– Уберите лишнюю фигуру (ромб). Почему?
– Какие фигуры остались? (квадрат и
прямоугольник).
– Как вы думаете какова тема урока?
– А чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат
А зовут меня … (квадрат)
– Правильно. Тема нашего урока «Квадрат».
– А какова цель урока:
1) узнать какую фигуру называют квадратом;
2) выделять квадрат из других фигур.
– Посмотрите на квадрат и прямоугольник.
– Чем похожи фигуры? (Прямые углы, четыре
стороны, четыре угла, противолежащие стороны
равны).
– Чем отличаются? (Все стороны равны).
– Давайте проверим (Измеряют стороны
квадрата).
– Давайте сформулируем определение, что такое
квадрат. (Квадрат – это прямоугольник у
которого стороны равны).
– Откройте учебники с.30 и давайте прочитаем
определение в учебнике и сравним его с нашим
определением.
4. Работа в парах (на столе конверт с фигурами под цифрой 1).
– Возьмите конверт под цифрой 1, в конвертах у
вас лежат фигуры.
Задание: разбейте фигуры на группы, в
соответствии с нашей темой урока (дети разбивают
фигуры на группы)
– На сколько групп вы разбили все фигуры? (2)
– Под какими номерами у вас фигуры первой группы.
– Под какими номерами у вас фигуры второй группы.
– Как называются фигуры первой группы? Докажите.
– Как называются фигуры второй группы? Докажите.
– Давайте сформулируем правило, как найти
квадрат среди других фигур.
Прямоугольник
Измерить длину сторон
Сравнить длину и ширину
Если длина = ширине
Квадрат
– Значит, зная это правило, вы можете распознать квадрат среди других фигур.
5. Физминутка
Вы наверное устали?
А теперь все дружно встали
Ножками потопали
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за партой все уселись
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать начинаем
6. Проблемная ситуация
– Откройте тетради, запишите дату.
– Ребята, а как вы думаете, можно ли начертить в
тетради квадрат, зная длину только одной стороны?
(Можно).
– Почему? (Все стороны равны)
– Начертите в тетради квадрат со стороной…А
сколько см. длина стороны, вы узнаете пройдя
математический лабиринт.
– Итак. Какой длины сторона квадрата? (3 см)
7. Практическое задание (работа в группах)
– Что у меня в руках? (Платок)
– Какой он формы? (Квадратный).
– Скоро праздник 8 Марта и я хочу в подарок
украсить платок тесьмой, но не знаю сколько мне
тесьмы понадобится. Может вы мне поможете?
– Определите, сколько вам тесьмы потребуется,
чтобы обшить платочек тесьмой.
– Как вы узнали, сколько тесьмы потребуется? (Надо
найти периметр).
– А сейчас, давайте вернёмся к квадрату, который
мы начертили в тетради?
– Какова длина стороны квадрата?
– Найдите периметр.
– Чему равен периметр?
8. Работа в парах (конверт с заданием 2)
– У вас на столе есть ещё один конверт. Откройте
его и выполните задание.
– Периметр какого квадрата вы находили? Чему он
равен?
9. Рефлексия
– Какие цели ставили на урок?
– Вы достигли цели, которые поставили?
– Оцените себя (рисуют на полях тетради смайлик).
– Кто из вас испытал трудности, поднимите руки.
Что ещё вам надо, чтобы всё получилось?
– Кто чувствовал себя не совсем уверенно?
– Кому помог товарищ, поблагодарите его улыбкой.
– Спасибо!