Тема урока "Квадрат"

Разделы: Математика


Цели:

  • ознакомление со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение периметра;
  • закрепление вычислительных навыков.

Задачи:

  • сформировать прием мышления по определению квадрата из других фигур;
  • вызвать интерес к усвоению данной темы;
  • продолжить работу над вычислительными навыками.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающиеся научатся:

  • применять правило длянахождение квадрата из других фигур;
  • решать задачи на нахождение периметра квадрата.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД: применять и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД:
– владеть общими приёмами задач, выполнение заданий и вычислений;
– строить объяснения в устной форме.
Коммуникативные УУД:
– исполнять разные социальные роли: умение слышать и слушать собеседника, вступать в диалог;
– участвовать в обсуждении.

Оборудование: геометрические фигуры (круг, треугольник, трапеция, прямоугольник, квадрат, ромб), конверт 1 (квадраты, прямоугольники)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать.

– Сегодня на уроке мы узнаем ещё один секрет науки геометрии.
– Но сначала посчитаем устно.

2. Устный счёт «Математическое домино».

3. Актуализация знаний

На доске фигуры

– Уберите лишнюю фигуру (круг). Почему?
– Уберите лишнюю фигуру (треугольник). Почему?
– Уберите лишнюю фигуру (трапеция). Почему?
– Уберите лишнюю фигуру (ромб). Почему?
– Какие фигуры остались? (квадрат и прямоугольник).
– Как вы думаете какова тема урока?
– А чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат
А зовут меня … (квадрат)

– Правильно. Тема нашего урока «Квадрат».
– А какова цель урока:

1) узнать какую фигуру называют квадратом;
2) выделять квадрат из других фигур.

– Посмотрите на квадрат и прямоугольник.
– Чем похожи фигуры? (Прямые углы, четыре стороны, четыре угла, противолежащие стороны равны).
– Чем отличаются? (Все стороны равны).
– Давайте проверим (Измеряют стороны квадрата).
– Давайте сформулируем определение, что такое квадрат. (Квадрат – это прямоугольник у которого стороны равны).
– Откройте учебники с.30 и давайте прочитаем определение в учебнике и сравним его с нашим определением.

4. Работа в парах (на столе конверт с фигурами под цифрой 1).

– Возьмите конверт под цифрой 1, в конвертах у вас лежат фигуры.
Задание: разбейте фигуры на группы, в соответствии с нашей темой урока (дети разбивают фигуры на группы)
– На сколько групп вы разбили все фигуры? (2)
– Под какими номерами у вас фигуры первой группы.
– Под какими номерами у вас фигуры второй группы.
– Как называются фигуры первой группы? Докажите.
– Как называются фигуры второй группы? Докажите.
– Давайте сформулируем правило, как найти квадрат среди других фигур.

Прямоугольник
Измерить длину сторон
Сравнить длину и ширину
Если длина = ширине
Квадрат

– Значит, зная это правило, вы можете распознать квадрат среди других фигур.

5. Физминутка

Вы наверное устали?
А теперь все дружно встали
Ножками потопали
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за партой все уселись
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать начинаем

6. Проблемная ситуация

– Откройте тетради, запишите дату.
– Ребята, а как вы думаете, можно ли начертить в тетради квадрат, зная длину только одной стороны? (Можно).
– Почему? (Все стороны равны)
– Начертите в тетради квадрат со стороной…А сколько см. длина стороны, вы узнаете пройдя математический лабиринт.
– Итак. Какой длины сторона квадрата? (3 см)

7. Практическое задание (работа в группах)

– Что у меня в руках? (Платок)
– Какой он формы? (Квадратный).
– Скоро праздник 8 Марта и я хочу в подарок украсить платок тесьмой, но не знаю сколько мне тесьмы понадобится. Может вы мне поможете?
– Определите, сколько вам тесьмы потребуется, чтобы обшить платочек тесьмой.
– Как вы узнали, сколько тесьмы потребуется? (Надо найти периметр).
– А сейчас, давайте вернёмся к квадрату, который мы начертили в тетради?
– Какова длина стороны квадрата?
– Найдите периметр.
– Чему равен периметр?

8. Работа в парах (конверт с заданием 2)

– У вас на столе есть ещё один конверт. Откройте его и выполните задание.
– Периметр какого квадрата вы находили? Чему он равен?

9. Рефлексия

– Какие цели ставили на урок?
– Вы достигли цели, которые поставили?
– Оцените себя (рисуют на полях тетради смайлик).
– Кто из вас испытал трудности, поднимите руки. Что ещё вам надо, чтобы всё получилось?
– Кто чувствовал себя не совсем уверенно?
– Кому помог товарищ, поблагодарите его улыбкой.
– Спасибо!