Родительское собрание на тему "Бережем здоровье смолоду"

Разделы: Работа с родителями


Цели собрания:

  • Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.
  • Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребёнка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Этапы подготовки:

1. Подготовка теоретической информации.
2. Разработка «Памяток для родителей».
3. Анкетирование родителей и детей по теме родительского собрания.
4. Выставка литературы по теме «Здоровье наших детей».
5. Фотовыставка «Как отдыхает моя семья».
6. Выставка рисунков и плакатов «Я и моё здоровье».

Форма проведения собрания: деловая игра.

Все родители делятся на 4 группы. Каждая группа обсуждает один вопрос по теме.
Затем консультант каждой группы подводит итог обсуждения.

Время проведения: 2 класс, конец 1-й четверти.

По окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века») учащиеся изучают раздел «Кто ты такой?», где получают знания о том, как сохранить здоровье.
На уроках и во внеурочное время ребята выполняют практические работы, работают над проектами по этой теме.

Эпиграф собрания:

«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».

(П. Фосс – немецкий профессор-валеолог).

ХОД СОБРАНИЯ

Вступительное слово учителя.

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы.
Состояние школьников вызывают серьезную тревогу. Среди выпускников школы лишь каждый пятый может считаться здоровым.
За период обучения в школе число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами увеличивается в 4 раза, близорукость возрастает в 10 раз.
Около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми.
По данным Министерства здравоохранения РФ у 30 % школьников отмечаются симптомы различных неврозов.
Психологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, внимания, мышления.

Медицинское обследование выявило следующие нарушения здоровья наших детей:

– здоровы – 60 %
– плохое зрение – 30 %
– нарушение осанки – 7 %
– другие болезни – 3 %

Каковы же причины этих заболеваний у наших детей?

В ходе дискуссии называются эти причины:

1. Низкая двигательная активность детей.
2. Несбалансированное питание (приверженность к полуфабрикатам, недостаточная частота приема пищи).
3. Отсутствие культуры здоровья у всех членов семьи (пассивный отдых, стрессовые ситуации, вредные привычки и др.).
4. «Пьяные застолья» на глазах у детей (пример взрослых заразителен).
5. Курение взрослых провоцирует повторение этой вредной привычки детьми.
6. «Лояльное» отношение взрослых в семье к злоупотреблению собственным здоровьем (нарушение режима питания, гиподинамия, создание стрессовых ситуаций и др.).
7. Злоупотребление медикаментами как «панацеей» от всех проблем.
8. Недостаточная информация всех членов семьи (и особенно детей) о профилактике заболеваний и важнейших «факторов риска» для здорового человека.

Таким образом, здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворённости потребности), но и от образа жизни.

Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей – шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу готовит для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, – создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей.

Здоровью надо учить!

Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами.
«Учи показом, а не рассказом», – говорили в древности.
Если мы хотим, чтобы ребёнок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие, мы должны создать условия для того, чтобы день нашего школьника был правильно организован.

Выделим важнейшие потребности детей в возрасте 6-10 лет:

– сон
– движение
– питание
– положительные эмоции

Обеспечить все эти потребности поможет нам режим дня.
Проанализировав анкеты детей и родителей, можно сказать, что далеко не все ребята соблюдают режим дня (особенно в выходные дни), и контроль родителей тоже недостаточный.

Сегодня на собрании мы уточним

– режимные моменты,
– составим рекомендации, которые помогут воспитывать у детей потребность беречь своё здоровье, правильно организовать режим дня.

Итак, режим дня – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определённого ритма деятельности.
Приучение ребёнка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств- важная родительская задача.
Мы выделили основные компоненты режима дня: сон, движение, питание, положительные эмоции.
Далее начинается работа в группах.
Родители обсуждают вопросы, а консультанты подводят итоги.

Сон

  • Сон должен быть полноценным.
  • Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 – 22 часа.
  • Ложиться и вставать в одно и то же время.
  • Перед сном полезно прогуляться. Обязательно принять душ или умыться и вымыть ноги, почистить зубы.
  • Спать нужно в хорошо проветренном помещении.
  • Спать лучше на спине, на маленькой подушке.

Движение

  • Почти полдня ученик проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода.
  • От усталости и переутомления спасает чередование умственных и физических нагрузок.
  • В нашу жизнь прочно вошёл компьютер, но учащимся начальной школы не стоит сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор – рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, нужно делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины.

Телевизор и компьютер

  • Эти технические средства утомляют глаза.
  • Портят осанку.
  • Забирают время, которое можно потратить на прогулку или занятия спортом.

Питание

  • Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами.
  • Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты.
  • Не употребляйте много сладкого.
  • Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным.
  • А вот кусочек черного шоколада не навредит.
  • Ешьте больше овощей и фруктов!

Осенью и зимой надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и с легкостью можно схватить простуду.
Посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов.

Положительные эмоции.

Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов – лучшая защита от усталости и депрессии.

Вывод.

Итак, питание, образ жизни, организация занятий и отдыха – все это влияет на здоровье наших детей.
Все мы: учителя, ученики и родители вместе учимся беречь, заботиться и укреплять свое здоровье.
Наш долг – учить детей беречь здоровье!

Крепкого вам здоровья!

Использованная литература.

  1. М. Антропова, Л. Кузнецова, Т. Параничева “Режим младшего школьника”, газета “Здоровье детей” №19, 2003. стр. 16-17.
  2. А.С. Батуев. Биология: Человек. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Ю.Ф.Змановский “К здоровью без лекарств”, Москва, “Советский спорт”, 1990.
  4. М. Матвеева, С.В. Хрущев “Спинку прямо!” с.14-15, газета “Здоровье детей” №12, 2003.
  5. Мир подростка: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1989.
  6. Ю.А. Фролова, г. Тобольск “Вредным привычкам скажем – нет”. С.65-68. “Классный руководитель” №8 – 2001.
  7. Спутник классного руководителя. / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.
  8. Л.И. Саляхова. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.