Цели собрания:
- Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.
- Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребёнка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.
Этапы подготовки:
1. Подготовка теоретической информации.
2. Разработка «Памяток для родителей».
3. Анкетирование родителей и детей по теме
родительского собрания.
4. Выставка литературы по теме «Здоровье наших
детей».
5. Фотовыставка «Как отдыхает моя семья».
6. Выставка рисунков и плакатов «Я и моё
здоровье».
Форма проведения собрания: деловая игра.
Все родители делятся на 4 группы. Каждая группа
обсуждает один вопрос по теме.
Затем консультант каждой группы подводит итог
обсуждения.
Время проведения: 2 класс, конец 1-й четверти.
По окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI
века») учащиеся изучают раздел «Кто ты такой?»,
где получают знания о том, как сохранить
здоровье.
На уроках и во внеурочное время ребята выполняют
практические работы, работают над проектами по
этой теме.
Эпиграф собрания:
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
(П. Фосс – немецкий профессор-валеолог).
ХОД СОБРАНИЯ
Вступительное слово учителя.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных
проблем семьи и школы.
Состояние школьников вызывают серьезную
тревогу. Среди выпускников школы лишь каждый
пятый может считаться здоровым.
За период обучения в школе число детей с
нервно-психическими отклонениями и
расстройствами увеличивается в 4 раза,
близорукость возрастает в 10 раз.
Около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те
или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди
выпускников школ уже 70-80 % нельзя назвать
абсолютно здоровыми.
По данным Министерства здравоохранения РФ у 30 %
школьников отмечаются симптомы различных
неврозов.
Психологи фиксируют отход от возрастных норм
памяти, внимания, мышления.
Медицинское обследование выявило следующие нарушения здоровья наших детей:
– здоровы – 60 %
– плохое зрение – 30 %
– нарушение осанки – 7 %
– другие болезни – 3 %
Каковы же причины этих заболеваний у наших детей?
В ходе дискуссии называются эти причины:
1. Низкая двигательная активность детей.
2. Несбалансированное питание (приверженность к
полуфабрикатам, недостаточная частота приема
пищи).
3. Отсутствие культуры здоровья у всех членов
семьи (пассивный отдых, стрессовые ситуации,
вредные привычки и др.).
4. «Пьяные застолья» на глазах у детей (пример
взрослых заразителен).
5. Курение взрослых провоцирует повторение этой
вредной привычки детьми.
6. «Лояльное» отношение взрослых в семье к
злоупотреблению собственным здоровьем
(нарушение режима питания, гиподинамия, создание
стрессовых ситуаций и др.).
7. Злоупотребление медикаментами как «панацеей»
от всех проблем.
8. Недостаточная информация всех членов семьи (и
особенно детей) о профилактике заболеваний и
важнейших «факторов риска» для здорового
человека.
Таким образом, здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворённости потребности), но и от образа жизни.
Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей – шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу готовит для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, – создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей.
Здоровью надо учить!
Формирование мотивации к здоровому образу
жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно
родители в сотрудничестве со школой должны
способствовать воспитанию у детей привычки, а
затем и потребности в здоровом образе жизни.
Привычки воспитываются не столько словами,
сколько делами.
«Учи показом, а не рассказом», – говорили в
древности.
Если мы хотим, чтобы ребёнок был здоровым, а
занятия в школе не повлияли отрицательно на его
самочувствие, мы должны создать условия для того,
чтобы день нашего школьника был правильно
организован.
Выделим важнейшие потребности детей в возрасте 6-10 лет:
– сон
– движение
– питание
– положительные эмоции
Обеспечить все эти потребности поможет нам
режим дня.
Проанализировав анкеты детей и родителей, можно
сказать, что далеко не все ребята соблюдают режим
дня (особенно в выходные дни), и контроль
родителей тоже недостаточный.
Сегодня на собрании мы уточним
– режимные моменты,
– составим рекомендации, которые помогут
воспитывать у детей потребность беречь своё
здоровье, правильно организовать режим дня.
Итак, режим дня – это порядок чередования
различных видов деятельности и отдыха детей в
течение суток.
Правильная организация режима дня способствует
нормальному росту и развитию организма детей,
укрепляет их здоровье и в то же время прививает
им полезные привычки, навыки, содействует
укреплению их воли, выработке определённого
ритма деятельности.
Приучение ребёнка к точному выполнению режима
дня, независимо от обстоятельств- важная
родительская задача.
Мы выделили основные компоненты режима дня: сон,
движение, питание, положительные эмоции.
Далее начинается работа в группах.
Родители обсуждают вопросы, а консультанты
подводят итоги.
Сон
- Сон должен быть полноценным.
- Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 – 22 часа.
- Ложиться и вставать в одно и то же время.
- Перед сном полезно прогуляться. Обязательно принять душ или умыться и вымыть ноги, почистить зубы.
- Спать нужно в хорошо проветренном помещении.
- Спать лучше на спине, на маленькой подушке.
Движение
- Почти полдня ученик проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода.
- От усталости и переутомления спасает чередование умственных и физических нагрузок.
- В нашу жизнь прочно вошёл компьютер, но учащимся начальной школы не стоит сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор – рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, нужно делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины.
Телевизор и компьютер
- Эти технические средства утомляют глаза.
- Портят осанку.
- Забирают время, которое можно потратить на прогулку или занятия спортом.
Питание
- Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами.
- Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты.
- Не употребляйте много сладкого.
- Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным.
- А вот кусочек черного шоколада не навредит.
- Ешьте больше овощей и фруктов!
Осенью и зимой надо особенно заботиться о
здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к
низким температурам, и с легкостью можно
схватить простуду.
Посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс
витаминов.
Положительные эмоции.
Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов – лучшая защита от усталости и депрессии.
Вывод.
Итак, питание, образ жизни, организация занятий
и отдыха – все это влияет на здоровье наших
детей.
Все мы: учителя, ученики и родители вместе учимся
беречь, заботиться и укреплять свое здоровье.
Наш долг – учить детей беречь здоровье!
Крепкого вам здоровья!
Использованная литература.
- М. Антропова, Л. Кузнецова, Т. Параничева “Режим младшего школьника”, газета “Здоровье детей” №19, 2003. стр. 16-17.
- А.С. Батуев. Биология: Человек. – М.: Просвещение, 1994.
- Ю.Ф.Змановский “К здоровью без лекарств”, Москва, “Советский спорт”, 1990.
- М. Матвеева, С.В. Хрущев “Спинку прямо!” с.14-15, газета “Здоровье детей” №12, 2003.
- Мир подростка: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1989.
- Ю.А. Фролова, г. Тобольск “Вредным привычкам скажем – нет”. С.65-68. “Классный руководитель” №8 – 2001.
- Спутник классного руководителя. / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.
- Л.И. Саляхова. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.