В Проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта наряду с привычными для учителя начальных классов разделами («Круг чтения», «Тематика чтения», «Техника чтения»), появился новый раздел – «Первоначальное литературное образование». Таким образом, можно назвать два направления в современном процессе обучения чтению:
- обучение чтению, которое ведется на трех уровнях – работа по совершенствованию навыка чтения; обучение чтению и восприятию художественного текста; формирование читательской самостоятельности при работе с детской книгой;
- обеспечение литературного образования и развития детей младшего школьного возраста.
Перед учителем начальных классов встает проблема: как в живом учебном процессе объединить названные направления? Учебным пространством, в рамках которого возможно решение этой проблемы, является урок литературного чтения.
Литературное чтение, как учебный предмет в младших классах, предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который продолжается в старших классах, построенный на историко-литературной основе.
Анализ современных многочисленных программ по литературному чтению для 1-4 классов, а также школьная практика позволяют назвать ряд специфических черт литературного чтения в начальной школе, которые с одной стороны, делают его первой ступенью в непрерывном литературном образовании школьника, а с другой – позволяют решать традиционные для начальной школы учебные задачи.
Отбор учебного материала, т.е. текстов, предназначенных для чтения в начальных классах, должен быть осуществлен с учетом их эстетической ценности. Для чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения классической детской литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. Языковые средства, которые использованы в читаемых произведениях, не должны затмевать для ребенка содержание, т.е. форма произведения должна быть доступна ребенку.
Опора на личный опыт ребенка.
Процесс чтения по своей природе ассоциативен, поэтому глубина восприятия художественного произведения зависит от читательского и житейского опыта личности.
Ученик начальных классов не обладает богатым опытом. Поэтому, работая над произведением надо помогать ребенку художественно его переосмысливать.
Нельзя упускать из виду и читательский опыт ребенка. В дошкольном возрасте они били слушателями художественных произведений: взрослые читали им сказки, басни; многие произведения детской поэзии дети знают наизусть; им известны такие имена, как К.Чуковский, С.Маршак.
Такие произведения должны в первую очередь читаться и анализироваться на уроках литературного чтения. Выполнение этого требования будет способствовать преодолению барьера между учением и жизнью ребенка, учение будет восприниматься им как необходимая и интересная часть его личной жизни.
Обогащение личного опыта ребенка.
Безусловно, вся система начального образования направлена на развитие ребенка и обогащение его личного опыта. В рамках литературного чтения имеется в виду расширение читательского кругозора детей и обогащение детей впечатлениями от прочитанных произведений.
Важно, чтобы в системе начального обучения еще присутствовало «просто чтение» (В.А.Левин), т.е. продолжалась линия «семейного чтения», чтения взрослого вместе с детьми, обсуждение прочитанного. Для такого чтения выбирается текст, который должен нравиться самому учителю, организуется место и время чтения, определяется возможный круг вопросов для обсуждения с учетом читательской зрелости детей-слушателей. На уроке «просто чтение» формируются такие читательские умения, как умение ставить вопрос к тексту и умение прогнозировать развитие событий.
В то же время учитель должен заботиться и о накоплении разнообразных живых впечатлений детей, т.е. развитие «эмоционально-чувственного отношения к действительности» (В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова).
Этому будут способствовать экскурсии в природу, наблюдения различных явлений природы: первый снег, небо осенью, мартовские лужи и т.п., привлечение внимания детей к линиям, краскам и звукам окружающего мира. (Книга В.А.Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем» М., 1994)
Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения может осуществляться с разными целями и на разной глубине раскрытия смысла текста. Нужно учить ребенка думать над произведением «от текста к смыслу», т.е. вести текстуальный анализ.
Текст должен рассматриваться как основа для воссоздания в воображении ребенка (а не учителя) художественного мира произведения, ребенком должен быть усвоен путь анализа от текста к смыслу (художественному содержанию) произведения; ребенку должна быть предоставлена возможность, на основании анализа текста делать выводы, интерпретировать произведение на той глубине смысла, которая ему доступна.
Творческая деятельность детей в системе обучения. Творческие задания традиционно используются на уроках чтения в начальной школе. Следует предлагать детям задания двух типов:
- по следам прочитанного: выразительное чтение; графическое и словесное рисование; чтение по ролям; различные виды драматизации; отбор музыкальных отрывков, соответствующих настроению литературного произведения;
- создание собственных произведений (работа с позиции автора).
Результатом такого обучения является осмысление детьми слова как главного средства создания образа в литературе, освоение ими на практическом уровне необходимых литературных понятий.
Вариативность обучения.
Модернизация современной школы предполагает
свободную деятельность субъектов обучения в
учебном пространстве. Учитель получает
возможность выбрать системы обучения и учебники.
А ученики получают возможность в определенных
учебных ситуациях выбирать:
–задания, которые выполнят;
– тексты, которые прочитают;
– стихотворения, которые выучат наизусть и т.п.
Такая система работы активизирует познавательную деятельность детей, позволяет учитывать уровень читательской зрелости каждого ребенка.
Книга как особый вид учебного материала. Литературное чтение в начальных классах невозможно без обязательного включения в процесс обучения книги как особого объекта человеческой культуры. Цель этого направления – научить выбирать и продуктивно читать книгу. В конечном итоге система обучения чтению книг должна привести к возникновению читательской самостоятельности как личностного качества младшего школьника.
Урок – диалог становится главной формой организации учебной деятельности в системе литературного чтения.
Диалоговые отношения складываются между читателем и автором художественного произведения; между читателем и другими читателями и читателем-учителем.
Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников разговора (в том числе и учителя). Каждая реплика читательского диалога рождает следующую, которая в свою очередь является ответом на предыдущую.
Таким образом, руководящая роль учителя состоит в привлечении внимания к тем признакам произведения, на основании которых могут быть сделаны выводы о смысле произведения.
Урок-диалог должен состоять из трех обязательных этапов, связанных с законами восприятия художественного произведения: первичный синтез – анализ – вторичный синтез.
Порядок, в котором были перечислены специфические черты литературного чтения в начальных классах, необязательно должен быть таким. Любая из перечисленных особенностей может быть названа в первую очередь, и за нее можно вытянуть всю цепочку.
Важно понимать, что отсутствие какого-либо звена разомкнет эту цепь и тогда полноценного обучения не произойдет. Мы можем, конечно, научить озвучивать текст, но не сформируем читателя и не обеспечим своим ученикам первоначального литературного образования.